Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
  1. Философия как знание и мировоззрение 

    Филосо́фия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения,одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

    Философия как мировоззрение

    Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение  мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

    Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения[источник не указан 356 дней]: мифологию, религию, науку и философию. 

    2) Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

    Основной  вопрос в философии  марксизма

    Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:

    материализм — примат материи над сознанием,

    идеализм —  примат идеи над материей.

    Основной вопрос в истории философии 

    5) Эволюционная и креационная модели

     Преобразовательные  процессы, которые происходят в  нашей стране, имеют общее для  них свойство: они возвращают  наше общество к извечным, органическим началам бытия. Мы совершаем масштабные расчистки, восстанавливаем исконные названия городов и улиц, освобождаем экономический организм от бюрократического диктата. Все это идет параллельно с восстановлением авторитета религиозных ценностей и истин.

    На этой волне  все более усиливается интерес  к научному креационизму - теории сотворения мира, успешно развивающейся за границей и снискавшей там широкое признание.

     Креационизм  заявил о себе более трех  десятилетий назад и приобретает  все больше сторонников как в научном мире, так и среди людей, интересующихся вопросами, возникающими на стыке богословия и науки.

     Креационизм  (от латинского "креацио" - создание) отнюдь не раздел богословия. Это направление в естественных  науках, которое на основании  научно-достоверных фактов пытается доказать, что наш мир возник в результате акта сверхъестественного творения. В этом вопросе креационизм диаметрально противостоит эволюционизму. Они расходятся между собой в понимании процессов, происходящих во вселенной. Эволюционизм придерживается униформистского взгляда, согласно которому, все процессы развития происходили и происходят постепенно и равномерно. Процессы, происходящие сегодня, ничем не отличаются от тех, которые происходили в прошлом. 

    6) Материя как форма бытия

    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

    В философии  существует несколько подходов к  понятию (категории) «материя»:

     материалистический  подход, согласно которому материя  есть основа бытия, а все  иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

     объективно-идеалистический  подход – материя объективно  существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего  первичного идеального) духа;

     субъективно-идеалистический  подход – материи как самостоятельной  реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен –  кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только  в виде сознания человека) духа;

     позитивистский  – понятие «материя» ложно,  поскольку его нельзя доказать  и полностью изучить при помощи  опытного научного исследования.

    В современной  российской науке, философии (как и  в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

    Мате́рия  (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

    Материя является обобщением понятия материального  и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит  гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. 

    Понятие материи  является одним из фундаментальных  понятий материализма и в частности  такого направления в философии, как диалектический материализм. 

    Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокpит), эфирная (Декарт), вещественная (Гольбах). «...Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах. «Система природы»). Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц, лежащих в основе строения материи. 

    7) Сознание как форма бытия: общее понятие, осн. Подходы, происхождения.

    Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается  в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

    Особо важное значение для развития человеческого  сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком  не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

    Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в  трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

    Какова же структура сознания, его важнейшие  психологические характеристики?

    Первая его  характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

    Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем  отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

    Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к  какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

    Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных  оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

    Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке  – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться  на тех состояниях внутреннего духовного  опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам. 

    8) Гносеология как философская теория познания. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

    Итак, повторим сказанное схематически.

    ГНОСЕОЛОГИЯ - это:

    1. Раздел философских  знания.

    2. Филсофское  изучение меры познания человеком  мира и самого себя.

    3. Изучение  того, как в процессе познания  происходит движение 

             от незнания - знанию.

    4. Изучение  природы наших знаний, какими  они есть сами по себе в  своей 

     онтологической  сущности, и соотношение этих  знаний с предметами и

     явлениями,  которые познаются.

    Проблемы гносеологии  занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными мостами или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"