Софисты
отождествляли мудрость со знанием,
умением, способ¬ностью доказывать
все, что они считали необходимым,
выгодным. Они утверждали, что доказывать
можно все, что потребуется
доказать в тех или иных обстоятельствах.
В философии
софистов человек становится
единственным бытием. По их утверждению,
бытие вне человека не существует,
человек только в себе самом
может найти истину. Софист Протагор
выразил свою мысль в следующем
утверждении: "Человек есть мера всех
вещей существую¬щих, что они существуют,
и несуществующих, что они не существуют."
Софисты подчеркивали условность правовых
норм, государственных законов и моральных
оценок.
Учеником
софистов, а затем их непримиримым
оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.).
Для Сократа мерилом всех вещей является
человек как разумное, мыслящее существо,
поскольку в мышлении находят свое выражение
общие законы. Основополагающей способностью
человека является разум, способный дать
высшее, общеобязательное знание. Но это
знание нельзя получить в готовом виде.
Человек должен затратить значительные
усилия, чтобы найти его.
Исходным
началом метода Сократа, помогающего
рождению человеческой мысли,
является ирония. Благодаря ироническому
отношению к окружающему Сократ пробуждал
у людей сомнение в общепринятых истинах
и тем самым приглашал их к рассуждению,
к выработке своей собственной позиции,
которая основывалась бы на логических
аргументах. При этом Сократ исходил из
установки, что все знания уже имеются
у человека. Человек обладает полнотой
знания, сознание черпает из самого себя
все понимание истины. Задача философа
заключается в том, чтобы помочь человеку
родиться к новой жизни, к обретению подлинных
и истинных моральных норм.