Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

    18) Общество есть продукт взаимодействия людей, объединенных общими конкретно-историческими условиями и создающих материальные и духовные ценности, исторически развивающаяся цельная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи, и отношений между ними, осуществляемых в целях удовлетворения потребностей, складывающаяся в процессе жизнедеятельности людей, характеризующаяся наличием социальных ценностей и норм и меняющаяся в ходе исторического развития.

    Таким образом, общество представляет собой универсальный  способ и саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся  и самообновляющуюся систему  организации социального взаимодействия людей, обеспечивающую удовлетворение их основных потребностей. Общество возникло объективно и имеет свои всеобщие, частные (для определенного отрезка времени) и специфические (для конкретного социального организма) законы развития, которые объективны, но существенны в силу сознательной деятельности людей.

    При объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому  существенны следующие подходы:

    1. формационный (линейно-формационный) подход, который  определяет формационную концепцию  развития общества;

    2. социально-эволюционный подход, который определяет ряд социально-эволюционных концепций: концепцию социального эволюционизма, веберовскую концепцию капитализма, концепцию технологического детерминизма, концепцию эволюционного развития, концепцию общественного выбора;

    3. цивилизационный  подход, который определяет ряд  концепций: плюрально-циклическое  понимание разития общества, антиисторицизм, цивилизационную концепцию развития  обществ; 

    4. диалектический  подход, который определяет диалектическую  концепцию развития общества.

    Формационное (линейно-стадийное, унитарно-стадийное) понимание развития общества (А. Фергюсон, А. Смит, К. Маркс) подразумевает его  постоянную прогрессивную трансформацию  от низших к более высшим типам  общества, соответствующую закономерностям  общественного развития и изменениям производственных отношений в обществе. Этот подход частично объясняет феномены и развитие общества внутренними противоречиями жизни общества и экономическими процессами, но не объясняет крах социалистического государства и имеет противоречие коммунизма, как последней стадии развития обществ.

    Социально-эволюционное понимание развития общества определяет его как смену социально-экономических  систем, главным образом, традиционного  общества и современного общества (Вебер, Парсонс и др.) или доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), но скрывает негативы капитализма.

    Цивилизационное понимание является наиболее общим, не подразумевает рассмотрение или  занижает роль конкретных социально-экономических процессов. Плюрально-циклическое понимание (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) определяет, что общество развивается и погибает, а на его смену приход новое. Антиисторицизм (К. Поппер, фон Хайек) отрицает развитие общества, как целого, и закономерности развития, а история представляется как просто последовательность событий.

    Диалектическое (глобально-стадийное) понимание развития обществ (философия Гегеля и новейшая философия) базируется на понимании  производственных отношений как основы развития общества, но определяет не линейное развитие общества, а перемещение центра всемирно-исторического развития. 

    19)  Общее понятие  досократических  философских школ.

     Первые, досократические  философские школы Древней Греции  возникли в  VII –  V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

     милетская  школа:

     школа пифагорейцев;

     школа Гераклита Эфесского;

     элейская  школа;

     атомысты.

     Характерными  чертами досократических философских  школ являлись:

     ярко выраженный  космоцентризм;

     повышенное  внимание к проблеме объяснения  явлений окружающей природы;

     поиск первоначала,  породившего все сущее;

     гилозоизм  (одушевление неживой природы);

     доктринерский  (недискуссионный) характер философских  учений.

    2. Милетская  школа («физики») – Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен.

     Милетская  школа существовала в Древней  Греции в  VI в. до н.э. и  получила свое наименование от  названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

    занимались  не только философией, но и другими  науками – точными и естественными;

     пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

     искали  первоначально – субстанцию, из  которой возник окружающий мир.

     Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской  школы, один из самых первых  выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

     первоначально  всего сущего считал воду («архэ»);

     представлял  Землю в виде плоского диска,  который покоится на воде;

     считал, что  неживая природа, все вещи имеют  душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

     допускал  наличие множества богов;

     считал  центром вселенной Землю;

     точно определил  продолжительность года – 365 дней;

     сделал  ряд математических открытий (теорема  Фалеса и др.).

    Анаксимандр  (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

     первоначалом  всего сущего считал «апейрон»  - вечную, неизмеримую, бесконечную  субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую  все превратиться; 

     вывел закон  сохранения материи (фактически  открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

     первым  выдвинул идею о происхождении  человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

    Анаксимен  (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

     первопричиной  всего сущего считал воздух;

     выдвинул  идею о том, что все вещества  на Земле – результат различной  концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

     проводил  параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой»)  – «душой космоса»;

     отождествлял  божества с силами природы  и небесными светилами.

    3. Гераклит  Эфесский.

    Гераклит из Эфеса (2-я половина  VI – 1-ая половина  V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий  философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал  к логической школе):

     первоначалом  всего сущего считал огонь;

    вывел закон  единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

    считал, что  весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

    был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

    признавал относительность  окружающего мира («морская вода грязная  для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот  же поступок человека может быть и  хорошим, и плохим);

     всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

    выступал за материальность человеческой и мировой  души;

    был сторонником  чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

    движущей силой  всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

    4. Пифагорейцы.

    Пифагорейцы – сторонники и последователи  Пифагора (2-я половина  VI – начало  V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

     первопричиной  всего сущего считали число  (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

    выступали за познание мира через число (считали  познание через число промежуточным  между чувственным и идеалистическим  сознанием);

    считали единицу  мельчайшей частицей всего;

    пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

    5. Элеаты.

    Элеаты –  представители элеской философской  школы, существовавшей в  VI –  V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

    Элеаты:

    изучали проблемы познания;

    жестоко разделяли  чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

    были сторонниками монизма – выводили всю множественность  явлений из единого первоначала;

    считали все  сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

    6. Атомисты.

    Атомисты –  материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

    Демокрит считался основоположником материалистического  направления в философии «Линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

    весь материальный мир состоит из атомов;

    атом –  мельчайшая частица, «первокирпичик»  всего сущего;

    атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

    атомы имеют  различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками»  и т.д.);

    между атомами  существует пространство, заполненное  пустотой;

    атомы находятся в вечном движении; 

    существует  круговорот атомов: вещи, живые организмы  существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают  новые живые организмы и предметы материального мира;

    атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания

     
    20) Философия Софистов  и Сократа.

    В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникло новое направление в философии, представителями которого были софисты и Сократ.

     Термин  софисты применяется для обозначения  группы древнегреческих мыслителей  середины V - первой половины IV века  до н.э. Ее наиболее видными  представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй  половины 4 века до н.э. слово  "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. •

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"