Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Философия".
18) Общество есть продукт взаимодействия людей, объединенных общими конкретно-историческими условиями и создающих материальные и духовные ценности, исторически развивающаяся цельная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи, и отношений между ними, осуществляемых в целях удовлетворения потребностей, складывающаяся в процессе жизнедеятельности людей, характеризующаяся наличием социальных ценностей и норм и меняющаяся в ходе исторического развития.
Таким образом,
общество представляет собой универсальный
способ и саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся
и самообновляющуюся систему
организации социального
При объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому существенны следующие подходы:
1. формационный
(линейно-формационный) подход, который
определяет формационную
2. социально-эволюционный подход, который определяет ряд социально-эволюционных концепций: концепцию социального эволюционизма, веберовскую концепцию капитализма, концепцию технологического детерминизма, концепцию эволюционного развития, концепцию общественного выбора;
3. цивилизационный
подход, который определяет ряд
концепций: плюрально-
4. диалектический
подход, который определяет
Формационное
(линейно-стадийное, унитарно-стадийное)
понимание развития общества (А. Фергюсон,
А. Смит, К. Маркс) подразумевает его
постоянную прогрессивную трансформацию
от низших к более высшим типам
общества, соответствующую
Социально-эволюционное
понимание развития общества определяет
его как смену социально-
Цивилизационное понимание является наиболее общим, не подразумевает рассмотрение или занижает роль конкретных социально-экономических процессов. Плюрально-циклическое понимание (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) определяет, что общество развивается и погибает, а на его смену приход новое. Антиисторицизм (К. Поппер, фон Хайек) отрицает развитие общества, как целого, и закономерности развития, а история представляется как просто последовательность событий.
Диалектическое
(глобально-стадийное) понимание развития
обществ (философия Гегеля и новейшая
философия) базируется на понимании
производственных отношений как основы
развития общества, но определяет не линейное
развитие общества, а перемещение центра
всемирно-исторического развития.
19) Общее понятие досократических философских школ.
Первые, досократические
философские школы Древней
милетская школа:
школа пифагорейцев;
школа Гераклита Эфесского;
элейская школа;
атомысты.
Характерными
чертами досократических
ярко выраженный космоцентризм;
повышенное
внимание к проблеме
поиск первоначала, породившего все сущее;
гилозоизм (одушевление неживой природы);
доктринерский
(недискуссионный) характер
2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
занимались
не только философией, но и другими
науками – точными и
пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
считал, что
неживая природа, все вещи
допускал наличие множества богов;
считал центром вселенной Землю;
точно определил продолжительность года – 365 дней;
сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
первоначалом
всего сущего считал «апейрон»
- вечную, неизмеримую, бесконечную
субстанцию, из которой все возникло,
все состоит и в которую
все превратиться;
вывел закон
сохранения материи (
первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).
Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
первопричиной всего сущего считал воздух;
выдвинул
идею о том, что все вещества
на Земле – результат
проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
3. Гераклит Эфесский.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
первоначалом всего сущего считал огонь;
вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
выступал за материальность человеческой и мировой души;
был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
4. Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
первопричиной
всего сущего считали число
(всю окружающую
выступали за
познание мира через число (считали
познание через число промежуточным
между чувственным и
считали единицу мельчайшей частицей всего;
пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).
5. Элеаты.
Элеаты –
представители элеской
Элеаты:
изучали проблемы познания;
жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
6. Атомисты.
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии «Линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
весь материальный мир состоит из атомов;
атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);
между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
атомы находятся
в вечном движении;
существует
круговорот атомов: вещи, живые организмы
существуют распадаются, после чего
из этих же самых атомов возникают
новые живые организмы и
атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания
20) Философия Софистов
и Сократа.
В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникло новое направление в философии, представителями которого были софисты и Сократ.
Термин
софисты применяется для