Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:43, шпаргалка

Краткое описание

Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_teme (2).doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Ответы на вопросы  по теме «Наблюдение».

 

 

Задача № 1: В процессе наблюдения определить заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью. Составить план проведения наблюдений. Определить способы регистрации наблюдаемых фактов.

Решение: Начнем с того, что регистрировать наблюдаемые факты можно по-разному.

Например, для каждого  вопроса отвести страницу, затем  выбрать тех

детей, которые соответствуют  наблюдаемому факту. Такая форма  пре-

доставляет возможность  делать пространные записи, отметив  их соответствующей датой, указав условия, сопутствующие наблюдению.

Можно отмечать наблюдения в виде свободной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлена вся группа и создается

возможность видеть детей  со сходными проявлениями. Образец  такой

таблицы представлен  ниже.

 

п/п

Действия ребенка

Успешность

выполнения

 

 

Да

Нет

1

Ребенок любит конструировать, доводит дело до конца

   

2

Охотно берется за конструирование, но не доводит дело до конца

   

3

Неохотно конструирует, но доводит дело до конца

   

4

Неохотно конструирует, не доводит до конца

   

5

Занимается конструированием по настроению

   

6

Любит конструировать один

   

7

Любит конструировать совместно  с другими детьми

   

8

Испытывает какие-либо эмоции

   

 

Задача № 2: Проанализировать протокол наблюдения занятия по математике в старшей группе детского сада, проведенного студенткой. Наблюдаемый: Саша (5 лет).

Вопрос: Определить, в каких записях (А, Б, В, Г, Д, Е) отражены факты, а в каких — их истолкование. Почему необходимо регистрировать только факты, отмеченные при наблюдении за ситуацией, а не их истолкование?

 

Протокол наблюдения

 

п/п

Действия

воспитателя

Действия детей

Действия Саши

 

1

 

А. Воспитатель

Хорошо подготовлен

к занятию

 

 

 

Б. Все дети внимательно

слушают и хорошо

работают

 

В. Саша быстро поднял руку, желая ответить на первый вопрос: «На  сколько больше

предметов на верхней

ступеньке лестницы, чем  на нижней?»

 

2

 

Г. Задал вопрос:

«Правильно ли

ответил Саша?»

 

 

Д. Дети знают ответ, так  как все подняли руки

 

Е. Саша слушает внимательно, он хочет все понять


 

 

Решение: В записях студентки пункты В, Г — факты; а записи А, Б, Е — их интерпретация. В ходе наблюдения регистрируются только факты и явления, сопутствующие им. Одно и то же наблюдаемое внешнее проявление может выражать различное внутреннее состояние человека, поэтому интерпретация фактов должна осуществляться после наблюдения с учетом всех сопутствующих явлений. В наблюдении же видны лишь внешние факты, поступки, а не их закономерности. При попытке сиюминутного истолкования фактов могут быть допущены ошибки.

 

Задача № 3: Перечислить симптомы (признаки), которые фиксируются

при проведении метода наблюдения.

Решение: Симптомами наблюдения являются:

1) движения, действия, деятельность;

2) высказывания;

3) мимика и пантомимика;

4) вегетативные реакции;

5) поступки, которые совершают дети  в повседневной жизни.

В процессе наблюдения исследователь  может прослеживать внешние проявления поведения ребенка: его действия с предметом, словесные высказывания, выразительные движения и т. д. Но психолог интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния. Одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния.

 

Задача № 4: Воспитателю необходимо провести наблюдение за проявлениями характера Миши (5 лет) и Саши (5 лет).

Вопрос: Составить план наблюдения, предусматривающий вопросы,

на которые  необходимо обратить внимание.

Решение: Примерный план наблюдений.

1. Как ребенок выполняет поручения,  требуется ли ему напоминать

о них?

2. Как ребенок относится к  коллективу?

3. Как он реагирует на замечания  воспитателя, товарищей?

4. Как относится к оценке своего  поведения?

5. Есть ли у него товарищи  по группе, как он к ним относится?

6. В каком состоянии  находится одежда ребенка? И  т. п.

Для регистрации наблюдений может быть использована представ-

ленная ниже форма  записи дневника наблюдений.

 

Имя

ребенка

 

Ситуация,

в которой

происходило

наблюдение

 

Описание

факторов

поведения

ребенка

 

Анализ фактов

 

Психолого-

педагогиче-

ские выводы

         

 

Задача № 5: Саша (6 лет) из строительного материала сооружает высотное здание. Необходимо путем наблюдения выяснить отношение

ребенка к конструктивной деятельности.

Вопрос: Перечислить требования, соблюдение которых необходимо для

использования метода наблюдения. Определить признаки, выражающие отношение ребенка к конструктивной деятельности.

Решение: Наблюдение как метод научного исследования должно

отвечать следующим  требованиям:

  ● его должен проводить человек, к которому дети привыкли;

  ● необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения;

  ● важно продумать организацию и условия наблюдения, форму записи, способ регистрации и др.;

  ● проводить наблюдение необходимо систематически и в течение

длительного времени  с тем, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом ребенке, его деятельности;

  ● следует учитывать внешние обстоятельства, сопутствующие наблюдению, а также субъективные данные, связанные непосредственно с ребенком, его здоровьем и др.;

  ● полученные данные нужно обработать как количественно, так и качественно для получения более объективных результатов.

Признаки, свидетельствующие  о готовности ребенка к конструктивной деятельности: самостоятельность при  выполнении работы, инициатива, степень увлеченности, устойчивость внимания, самоконтроль, достижение результата.

 

Задача № 6: При проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями внимания детей 3–4 лет, причинами их

частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи.

Какими  методами следует воспользоваться  исследователю,

чтобы выяснить причину частой отвлекаемости  детей? Составить план исследования на основе одного из методов. Подготовить протокол для регистрации исследования.

Решение: Исследование внимания детей 3–4 лет может быть осуществлено в основном с помощью методов наблюдения и эксперимента.

Чтобы использовать метод наблюдения, следует, исходя из поставленной цели, составить план его проведения. В этой связи необходимо сформулировать вопросы, касающиеся деятельности воспитателя и детей на занятии по выбираемому предмету.

Форма записи может быть следующей:

 

Примерная форма  записи для проведения наблюдения

 

Фиксация

внимания

детей (через

каждые

3 мин)

 

Деятельность

воспитателя

 

Деятельность

группы

 

Деятельность

ребенка

 

Особенности

внимания

         

 

Примечание. Условные обозначения: У — устойчивое внимание; ОВ —

отвлечение с признаком  возбуждения; ОТ — отвлечение с признаком торможения; ОН — отвлечение неопределенное.

Основные требования к методу наблюдения смотрите в предыдущем решении. Планы занятий по развитию речи должны быть разными в зависимости от используемого метода исследования. Применяя метод эксперимента, исследователь выдвигает гипотезу, в соответствии с ней продумывает ход эксперимента и способ регистрации данных.

 

Задача № 7: Исследователь для диагностики подвижности игровых

процессов у детей 6 лет составил следующий перечень симптомов для

наблюдения.

1. Скорость реакции на новизну  в окружающей обстановке.

2. Быстрота и легкость выработки навыков, привычек.

3. Способность легко переходить  от одного занятия к другому.

4. Быстрота переключения внимания  с одного объекта на другой.

5. Быстрота возникновения  и протекания чувств.

6. Темп движений, речи.

7. Быстрота запоминания и воспроизведения.

Вопрос: Будет ли достигнута цель, поставленная исследователем?

Решение: Цель будет достигнута. В основе всех перечисленных симптомов наблюдения лежит подвижность нервных процессов.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"