Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 387.83 Кб (Скачать)

№1.Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение - это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности. Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество. Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью. Компоненты: Эмоционально-чувственный (мироощущение, мировосприятие); Рациональный (миропонимание, система рационального знания, система логического обоснования мировоззрения); Волевой волевой(психологические установки, желание, готовность совершать реальные поступки в соответствии с теми знаниями, принципами, которые содержатся в мировоз-и). Типы мировоз-я: В завис. от культурно-исторической эпохи: первобытное или мифологическое, античное, средневековое, эпохи Возрождения, Нов.вр., соврем мировоз-е. По способу описания и познания: Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности; Образно-символический (миф и религия, в которых миф описывается с помощью символов); Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия. Мифология - способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Миф - есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного. Мифология возникла в первобытном обществе. Его характеризуют 3 закона Леви Брюля: Закон мистичности, выражается в явлении анимизм (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира); Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира); Закон коллективности. Сознание первобытных людей предельно обобществлены. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого. Религия - это образно - символическая форма мировоззрения, для которого характерны вера в сверхъестественное; определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой; система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество). В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели - смирение, служение, послушание, пороки - гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры. Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия - это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия). 3 подхода к философскому знанию: Позитивистско-сциентистский (философия - это наука); Религиозно-эстетический (философия - сродни религии и искусству); Культурно-исторический (философия - это теоретическое мировоззрение).

 

№2. Исторические типы мировоз-я. Проблема периодизации философии. В завис. от культурно-исторической эпохи выделяют следующие культурно-исторические типы мировоз-я: первобытное или мифологическое, античное, средневековое, эпохи Возрождения, Нов.вр. и соврем. Периоды:

Античная философия (5 в. до н. э. - 2,3 в. н. э.) появляется сам термин философии, возникает теор. знание фил. и наука, что сделало актуал. разраб. гносеологических проблем. Сформул. все основные фил. проблемы: начало всех вещей; проблема человека; проблема воли и свободы человека (гносеология и мораль); мир вещей и мир идей. Антич. фил-я соответствовала парадигме космоцентрического мировоззрения. КМ - мир-е, смыслообразующим центром кот. была идея космоса как живого, одушевленного разумного орг-ма, для него хар. представ. о чел. как о микрокосме. А краеугольным камнем антич. фил. была идея единства, целостности и гармонии бытия. Осмысл-ся такие противоречивые аспекты бытия как сущность и явление, объективное и субъективное, абстрактное и конкретное, идеальное и материальное. Рассматриваются и обосновываются принципы объективизма и субъективизма, метафизики и диалектики. Средневековая философия (2-15 вв). Главная черта - сопряженность с религией. Философия - служанка богословия. Два главных этапа: патристика (2-8 вв), проблема сущности бога, соотношение веры и разума, движение к «граду божьему», свобода воли и проблема теодицеи и схоластика(9 - 14), отношения разума и веры, религии и науки. В уч. о бытии фил. исходили из противопост. Бога и мира как 2-х уровней бытия и утв. приоритет духовного над телесным (онтология). (Гносеология) - независимость разума от веры, фил-и и науки от церкви. (Антропология) - исходили из дуализма телесной природы и дух. сущ-ти чел. (Этика) - в кач-ве нравств-го идеала был провозгл. образ Иисуса Христа, а смыслом и целью жизни чел. считалось богоуподобление. Философия Ренессанса (14-16вв). возврат к античности, антропоцентризм, освобождение от церкви, опора на опыт и разум. Формир-ся антропоцентрич-е мировоз-е, в центре кот. находится идея чел. Формир-е принципов гуманизма. Критика схоластики и теологии. Философия нового времени (16-18 вв). в центре внимания теория познания, чистый разум, рационализм, огромная роль науки; Немецкая классическая философия (1770-1872). Кант - теория познания, знания происходят из ощущений, главная ценность свобода; философия - наука, диалектика, история - путь разума; Постклассическая европейская философия (19-20 вв). иррационализм, смысл жизни понять что жизнь это скорбь вечный поток, мораль относительна, сверхчеловек, Маркс - рационализм, базис, надстройка; Конт - социология; Современная. Идеи: идея изучения жизни отдельного человека, идея подсознания, идея разделения общественного и индивидуального сознания, непересекаемость научного и философского знания.

 

№3.Историко-культурные предпосылки возникновения философии.

Философия - это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (7-6 вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах - в Индии, Китае, Греции. Предпосылки: 1.В процессе разложения первобытной общины происходит переход от коллективного, родового сознания к индивидуальному созн                                                                                                                                                                                                               анию и самосознанию человека. Необходимой предпосылкой воз-я фил-и яв-ся свободомыслие - стремление и способ-ть человека самостоятельно познавать и объяснять мир. Без него не возможно философское творчество.

2.В рез-те разрушения синкретичного мифолог-го мировоз-я формируется мировоз-е, различающее фундаментальные противоположности бытия.

3.Третье разделение труда - отделение умственного труда от физического, появление особого класса людей, занятых духовным производством.

4.Прогресс в развитии абстрактного мышления, необходимо для теоретической деятельности.

 

4.Предмет философии. Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект - та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет. Философия - это система теоретических знаний о сущности бытия в целом, сущности человека и законах чел-го существования, а также о существенных закономерных связях и отношениях человека с миром.

Философия не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. Философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления -- с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. Предмет философии - наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира. Философия - многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий». Предметное деление философии: История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости); Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования); Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания); Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения); Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития); Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни).

 

№5.Структура философского знания. Структура философии определяется предметом философии. Предметное деление философии: История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости); Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования); Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания); Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения); Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития); Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни). Существует также ряд философских дисциплин, которые возникли в философии и обрели статус самостоятельных: Этика (учение о морали, о добре и зле, о принципах совместной жизни людей); Логика (наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания); Философия науки (теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания)

 

6.Роль философии в культуре личности и общества. В философии как теоретическом мировоззрении систематизируются, изучаются, обосновываются и оцениваются мировоззренческие установки, принципы и ценности, существующие в обществе. Гегель: «Философия - теоретическое самопознание эпохи». В фил-и создается понятийный (категориальный) аппарат, позволяющий адекватно формулировать и изучать мировоз-е. История философии позволяет на теоретическом уровне проследить и изучить объективный, закономерный, поступательный процесс развития и смены различных форм и типов мировоззрения и предвидеть его перспективы. История философии представляет собой обзор всех известных человечеству способов постановки и решения мировоззренческих проблем. Изучение философии способствует развитию абстрактного, системного, концептуального мышления. Занятие фил-ей способствует формированию свободного и осознанного отношения человека к собственному мировоззренческому выбору, а также формированию «открытого сознания», т.е. сознания открытого к восприятию нового, непривычного, а также сознания свободного от догматизма, фанатизма и нетерпимости.

 

№7. Проблема бытия в истории философии: монистические, дуалистические и плюралистические концепции. Бытие -- это философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии. Для философии все есть бытие: мир человека, мир природы, мир символов с позиции метафилософии есть одно и то же. Часто под бытием понимают просто весь мир философии. Проблема бытия состоит в опред-и сущ-ти многообразного вида явлений. Она возникла как попытка объяснения механизма возникновения мира. Существуют следующие основные концепции: 1.Монизм - учение о том, что первооснову мира составляет единое начало (Бог, дух, Логос). Многообразие явлений мира рассматривается исходя из единой основы. Может иметь либо идеалистическую, либо материалистическую основу. 2. Дуализм - фил. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Важно, что эти начала равноправны. Термин бил введен Х. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных представителей дуалист. взглядов бил Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю). Проблему взаимоотношения этих двух субст. в чел. Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согл. кот. псих-е и физиолог. процессы не зависят друг от друга. 3.Плюрализм - фил. позиция ,согл. кот. сущ-ет неск-ко или множественность независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия - как правило бесконечное множество, но возможно и просто больше двух. Термин был предложен нем. фил Х. Вольфом в 1712г.

 

№8. Понятие материального и идеального в материализме и идеализме.

Материализм - это философское направление, утверждающее приоритет материального над идеальным. Изначально под материальным (материей) понималось первовещество (воздух, вода), затем - природа, физический мир и его свойства (протяженность); в наше время - все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному (т.е. материя никем не сотворена, существует вечно; пространство, время и движение - объективны). Материализм рассматривал сферу идеального (дух, сознание, идеи) как результат развития и свойство высокоразвитой материи. Идеализм - это философское направление, рассматривающее противоположность материального и идеального и утверждающий приоритет духа над материей. В основе всего сущего лежит идеальное начало (Бог, дух, Логос и т.д.). Сознание, мышление, все психическое и духовное - первично, а природа и все физическое - вторично, производно, зависимо и обусловлено. Существует два направления в идеализме: объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное начало («идея», «мировой разум») - идеи существуют наравне с вещами материального мира (основатель объективного идеализма - Платон) и субъективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, кот. в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л.реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью - мир идей существует в сознании человека и его чувствах.

 

№9.Философские концепции развития: метафизика, диалектика, синергетика. Концепции развития: 1)Метафизика - философское направление, которое рассматривает мир в статике, а его фрагменты- как изолированные друг от друга (метафизика - это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого). Отрицается развитие мироздания, т.е. мир воспринимается как готовый, данный. Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. Предмет же метафизики - истинно сущее. Все изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его сталости, в "остановленном виде". Ей присуща косность мысли и попытка "упростить" действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности. Для метафизического философствования характерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто "подтверждается" цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики.  2)Диалектика - учение о развитии и всеобщих связях бытия. Диалектика есть фил-й метод, требующий изучать предметы и явления в процессе их возникновения и развития, а также в контексте всеобщих связей бытия. Мир находится в постоянном движении и развитии, причем развивается скачкообразно и противоречиво, а все его компоненты (явления и процессы) связаны между собой. Движение - это универсальное свойство материи. 3 закона диалектики: - закон единства и борьбы противоположностей; - закон перехода количественных изменений в качественные; - закон отрицания отрицания. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Известны три основные формы диалектики: античная, немецкая классическая и материалистическая. 3) Синергетика - теория о самоорганизации. Дисциплина является синтетической и изучает сложноорганизованные системы. В ее рамках впервые было теоретически обоснована и экспериментально доказана способность простейших систем к самоорганизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"