Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 387.83 Кб (Скачать)

 

 

32. Философские школы эпохи эллинизма. Середина 4 в. до н.э.-30г. 1 в. н.э. Послеклассический период развития философии античности. Особый интерес вызвал сам человек субъект, эллин( древний грек эпохи Македонского). 4 главных философских течения: киников, стоицизм, эпикуреизм, скепцизм. Киники: Антисфен, Диоген; отказ от потребностей, упрощение жизни, призывали быть ближе к природе, не должно быть правительства, частной собственности, брака, осуждали рабство роскошь. Диоген: моральная свобода - в освобождении от желания; искал добродетели. Киники проповедовали верховенство природы и разума, отказ от всех искусственных и исторических разделений границ. Человек должен освободится от внешних притязаний, заблуждений и страстей. Стоицизм просуществовал с 3 в до н. э. до 3 в н. э.. представители - Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Считали, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира - огненное и воздушное дыхание. Огонь основной элемент, Космос и человек - единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос в определении места человека в космосе. Законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен року, судьбе, от судьбы никуда не деться. Суть субъективного, смысл мира и человека - слово, его смысловое значение, которое нейтрально как к психическому, так и к физическому. Понимание мира приводит к состоянию атараксии (отсутствие волнения, невозмутимость). Эпикуреизм существовал в то же время, что и стоицизм. Представители - Эпикур и Лукреций Кар. На первом плане ощущение, сообразное с природой. Огнеподобность души, за ней основа ощущений. Главный интерес - чувственный мир. Гедонизм - учение, где главное удовольствие. Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий. Мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание человеческого. Боги безразличны к человеческим делам (т. к. есть зло в мире). Скептицизм, тот же период. Представители - Пиррон и Эмпирик. Отвергали познаваемость жизни. Скептик живет, как хочет, принципиально ничего не оценивая. Мир текуч, у него нет определенности и смысла. Всякое утверждение есть отрицание, подлинная философия скептицизма - молчание. Следуй миру явлений. Неоплатонизм - позднеэллинистические представления.  Идеи разработаны Плотином. Определяли философскую картину всего сущего. Сущее устроено иерархически - благо, ум (первообраз всех вещей), душа, материя. Везде видят гармонию и красоту.

 

 

33. Социокультурные предпосылки средневековой философии. Проблема веры и знания в средневековой философии. Христианство - важнейший источник средневековой философии, она ставит перед философией проблему рационального обоснования веры. Античная культура и античная философия - второй источник. Варварское мировоззрение народов, населявших Европу в начале нашей эры (неграмотность, особые черты интеллекта) - третий источник. Мировоззрение средневековья - теоцентрическое - основополагающая идея Бога. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения римской империи; а зрелое средневековье (начиная с 11в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалась догмами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие как догмат о личностной форме единого бога. Образ бога соответствовал и жизненным реалиям средневековья: в ученых трактатах бог - господин, сеньор, царь; а ангелы, монахи, миряне - вассалы бога (теоцентризм). Из античной философии - идея Логоса, как посредника между бытием Бога и миром людей. В отличие от античной философии здесь связь человека к миру разрывается, и человек, пусть и в гораздо меньшей степени может творить, чем бог. Бог может творить из ничего (креационизм). Проблема веры и знания была одной из важнейших в средневековой философии. Она рассматривалась как в патристике, так и в схоластике. В патристике существовали следующие направления: - Квинт Тертуллиан: верю, потому что абсурдно - главный принцип, разум - главное препятствие для веры, поэтому разум и вера не совместимы. Существенным признаком веры он называл ее недоказуемость рациональными способами, скорее ее противоречие разуму.- Клемент Александрийский: разум - дар божий, от которого нельзя отказываться. Нужно изучать античную философию, т. к. она является божественным откровением и должна способствовать обоснованию веры. - Аврелий Августин: использовал принцип: «Верь, чтобы понимать». Знание о боге и душе является истинным. Разум может помочь в достижении истины, т. к. является прообразом божественного ума. Знание о мире не столь важно, как знание о боге, но оно помогает человеку пользоваться вещами. Важным понятием является понятие мудрости как постижения божественных дел и духовных объектов. Именно мудрость заставляет человека стремиться к спасению души. В схоластике эта проблема получила дальнейшее развитие. Наука и образование были признаны способами достижения единого, благого, истинного знания, включавшего в себя познание слова божьего (библия) и познания творца через творение (природу).

 

 

34. Учения Аврелия Августина о боге, мире и человеке. Аврелий - Патристик. Сотворение мира Богом из ничего; творит мир непрерывно, в законченном виде; время объективно не существует; для Бога не существует прошлого, настоящего, будущего, только вечность. Творец по отношению к тварям своим, как господин по отношению к слугам. Бог есть сущность абсолютно трансцендентная миру (выходящий за пределы). Бог - это личность, а не безличный абсолют (бестелесный, бесконечный, абсолютно всемогущий). Учение о божественном предопределении - христианский провиденциализм - учение о предопределенности всех явлений, происходящих в мире, божественной волей и божественном планом. Это основание крайнего фатализма Августина. Мир - иерархическая структура: нижняя ступень - неорганические существа; растения, которые живут; животные, которые живут и ощущают; человек, который живет, ощущает и обладает душой. Человек - это душа, которую вдохнул в него бог. Тело, плоть - презренны, греховны. Сущность человека - душа. Человек обладает личным бессмертием. Не душа существует в теле, а тело в душе. Душа - разумная субстанция, которая управляет телом и обладает тремя свойствами: мысль, память, воля (последнее заставляет стремиться человека к Богу). Человек полностью зависим от бога, несвободен, не волен ни в чем. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже когда стремятся делать добро. Источник зла - своеволие сотворенных существ. Главная цель человека - спасение перед страшным судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. Августин рассматривает общество как град земной в свете града Божьего. Бог - творец материального мира из ничего, концепция - креационизм. Бог творит в соответствии с прообразами божественного ума. Принадлежит открытие принципов: «Верь, чтобы понимать», «Я желаю знать бога и душу». Создал философию истории на основе христианской эсхатологии (учение о конце света). История линейна. Она начинается с момента сотворения человека и заканчивается страшным судом. Младенчество→детство→отрочество→юность→зрелость→старость. Старость началась после пришествия Христа - время заботиться о спасении души и думать о смерти. Смысл истории - расширение царства Божьего.

 

 

35. Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога. Фома Аквинский (13 в) относился к реалистическому направлению в схоластике, он утверждал объективное существование, реальность общих понятий (универсалий). Он призывал изучать общее т. к. конкретные предметы различаются не по существу, а по случайным признакам. Познавая общее, человек познает все. Фома Аквинский признавал три уровня существования общих понятий:- существование «до вещей», т. е. как идей  божественного ума;- существование «в вещах» - сущности вещей; - существование «после вещей» - идеи человеческого ума. В этике называл три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Проблему соотношения свободы воли человека и божественного проведения решал так: человек имеет возможность выбирать между добром и злом, и свобода дана ему, чтобы выбрать добро. Социально-философские идеи выразились в учении «О государстве»: государство - произведение искусства, государственная власть - это власть бога во вселенной, душа государства - законы (божественные и человеческие). Теория Ф. А. - теория «Двух истин» - решение проблемы веры и знания. Философ делил бытие на царство благодати и царство природы. Он разделял сферы влияния религии и философии+науки, считая, что разум должен способствовать вере. Следует с помощью разума доказать некоторые догматы, чтобы они стали более доступны. Формулирует 5 доказательств бытия Бога: В мире все находится в состоянии движения. Движение одной вещи является причиной движения другой и т.д. Чтобы движение стало реальностью нужен первотолчок, перводвигатель, Бог; Первотолчок движения является одновременно и первопричиной. И этой первопричиной является Бог; Все в мире случайно кроме Бога, обеспечивающего необходимость этих случайностей; Мир состоит из вещей более или менее совершенных. И эта степень совершенства задается абсолютным совершенством, в качестве которого выступает Бог; Все в природе целесообразно. Но эту целесообразность задает Бог. В антропологии: являлся последователем Аристотеля. Сущностью человека считал душу как образ и подобие Божие. Т.о, в учении Ф. А. были обоснованы все основные аспекты средневекового христианского мировоззрения.

 

 

36. Социальные и духовные предпосылки эпохи Возрождения. Понятие гуманизма.

Философия эпохи Возрождения - это учения эпохи перехода от феодального к ранне буржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. Культура этого общества 15 -16 вв. также имеет переходный характер - религиозные ценности постепенно утрачивают свое господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция - образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Происходит глубокий сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от ее власти. Снова появляется свободное, независимое, несвязанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объеме, освобождаясь от схоластической оболочки. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту,  к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию мастерства и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Европейская наука в 15 - 16 вв. уже превосходит по своему уровню античную. Время брало свое. Средневековье, длившееся почти тысячелетие, исчерпало свои духовные силы. Общество нуждалось в новых идеях и мировоззренческих ценностях. В подобной атмосфере начинается освобождение разума, осознание человеком своих возможностей в познании и преобразовании мира. Так появляются идеи гуманизма. История получает антропологически-ориентированную трактовку. Гуманисты разделили исторический процесс на три периода: древний, средневековый и новый. Каждый из них вносит вклад в становление человека, его самосознание. Так, в античности осознается необходимость различения истины и мнения, самоценность мудрости. В средние века усиливается внимание к моральным ценностям через их соотнесение с абсолютом - Богом, концептуально осваиваются понятия «совесть», «долг», «честь» по отношению к отдельному индивиду. Средневековье делает этот нравственный ряд не только религиозно, но и личностно окрашенным. Начиная с ЭВ, человек становится самостоятельной и со временем высшей ценностью. Если человек античности мог быть активным в сфере фил.размышлений, то человек Возрождения сам утверждает себя не только и не столько в теоретической области, сколько в жизни, сфере реальной практики.

 

 

37. Картина мира в натурфилософии Возрождения. Натурфилософия Ренессанса (фил.природы) была основана на пантеизме, который был компромиссом между господствующим христианством и развивающимся научным знанием. Сущность пантеизма противоречит христианству. Пантеизм был двух видов: натуралистический (бог во всем) и мистический (все в боге). Пантеизм отрицает личностную трактовку бога, утверждает его безличность и всеприсутсвие. Открытие гелиоцентрической системы Коперника показало, что Земля это не центр мира, она лишь вращается вокруг солнца. Таким образом, произошло лишение неба священного статуса, был упразднен дуализм небесного и земного, истинного бытия и материальной природы. Была разрушена статичная средневековая картина мира, ставится новая цель - естественное эмпирическое познание мира. Новой картиной мира становится механистическая, развиваются математика, физика. Пантеизм в натурфилософии Возрождения стал оправданием новых земных интересов человека, формой обожествления природы в условиях, когда смысл жизни люди усматривали в преобразовании материального мира, природного и социального бытия.

 

 

38. Социально-философские идеи Возрождения. Проблемы социального идеала.Важнейшей для эпохи Возрождения была идея преобразования мира и человека. 16 в. - время появления жанра социальной утопии, описывающей образ совершенного общества и идеала индивида. Созидая социальный идеал и противопоставляя его реальному несовершенству, утопия стала своеобразной формой критики существующего общества. Томас Мор: английский философ, «утопия»: идеал несуществующего общества в океане, где созданы приемлемые условия, где нет ни частной собственности, ни денег, господствует социальная справедливость (следовательно, нет преступлений), всеобщий труд (нет бездельников и нищих), следовательно, утопия - это общество всеобщего благополучия, общество, построенное на разуме и мудрости, где наивысшее удовлетворение - духовное. Здесь гуманизм, доброжелательность, жажда знания, свобода совести, религия обязательны. В утопии представлена полная противоположность реальности. Т. Кампанелла: утопия «Город солнца»: солнце - видимый бог, метафизик. Мощь, мудрость, любовь - помощники солнца. Здесь нет негодяев, тунеядцев; специализация труда, все пороки побеждены, нет семьи, выпячивание собственной индивидуальности наказуемо. Выдвигается идея реформы мира, основанная на знании магии, астрономии и принципах духовного обновления человека. Этому противоречит учение Н. Макиавелли (основатель политической науки): освобождает политическую мысль от этики и религии. Принципы Макиавелли: политический реализм, пессимизм этики, противопоставление эффективности и нравственного смысла политической деятельности. Политическая добродетель<=> нравственная добродетель; политические ценности<=>духовные ценности => очень трудно совместить политику и нравственность. «Государь»: Макиавелли подверг политику имманентному рассмотрению (рассмотрение изнутри), отделив ее от морали. Нравственность в политике должна быть выгодной. Государство развивается во власти необходимости. Политика - самостоятельная область человеческой деятельности вне веры и морали. Государь должен добиваться репутации добродушного правителя, следовательно «цель оправдывает средства». Классовое деление неизбежно.

 

 

39. Социально- исторические и теоретические предпосылки философии нового времени и ее особенности. Философия нового времени появляется практически одновременно с первой в истории научной картиной мира- механистической. 17-18вв. - время утверждения буржуазных социально-экономических отношений, время развития капитализма. Произошедшая в XVII веке буржуазная революция определила направленность социальной философии этой эпохи: началось изучение правового статуса человека, социально- политическим идеалом эпохи стало государство и общество, которое обеспечивает соблюдение прав личности. Важнейшей философской проблемой нового времени становится проблема познания. В это время формируется субъект-объективное мировоззрение, смыслом кот. явл. противопоставление чел. как субъекта, миру как объекту познания и практики. В основе суб.-объект. мировоз-я лежит процесс «отчуждения» чел. от природы, от общества и от самого себя, а также от процесса труда и от продукта труда. Быстрое развитие науки обусловило снижение роли философской онтологии, главенствующая роль идей научного знания породила сциентизм. В эпоху Н.В.своеобразным компромиссом между трад. религиозным мировоз-ем и развивающейся наукой стали явления деизма и дуализма. Деизм - религиозно-философская концепция, в кот. Бог, сотворив мир, в дальнейшем не оказывает влияние на развитие мира, происходящие по естественным внутренне присущим миру законам. Дуализм - фил-е направление, для кот. сущ. 2 самостоятельных, независ. др. от др. первоначала, материал-е и идеал-е. проблема чел. решалась с разных точек зрения: 1.чел воспринимается как субъект, т.е. носитель познавательных способностей (чувства и разума); 2.сущ-ть чел. трактуется как животная. Это понимание лежит в основе теории общественного договора и концепции естественных прав; 3.представление о чел. как о машине соотв-ло мех-ой картине мира; 4.возн. понятие личности как самообоснованного, самодостаточного, самоценного бытия. В основу этики легла теория разумного эгоизма( право каждого человека на реализацию своих потребностей и интересов). В этике также проявились принципы утилитаризма( принцип, утверждающий, что главным критерием моральной оценки и глав. целью чел. поступков явл. выгода, польза). Принцип соотв. представлению о чел как о животном. И прагматизма (утверждающий, что главным критерием нравственности явл. успех). Соц-я фил-я Н.В. Одновременно с этим формируются предпосылки к возникновению массового общества (общество тотального потребления) и массовой культуры( создание произведений на продажу).

 

 

40. Проблема познания в философии Нового времени: принципы эмпиризма и рационализма. Перед гносеологией стояла задача объяснить процесс познания и найти оптимальные пути постижения истины. В объяснении процесса познания возникло противостояние между эмпириками и рационалистами. Первые делали ставку на чувственный опыт, а вторые - на разум, несущий в себе неограниченные возможности познания мира. Но и те и другие были единодушны в том, что знание - это сила. Основоположником методологии познания мира явился Ф.Бэкон (1561-1626). Философ провозглашает принцип эмпиризма как основы познания и разрабатывает индуктивный метод. Индукция характеризует логику познающей мысли от знания повторяющегося признака у отдельных явлений к выводу о принадлежности этого признака всем явлениям определенного класса. Суть индуктивного метода заключается в получении общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразия явлений и процессов этого мира. Т.о., главным методом развития науки Ф.Бэкон считал индукцию, опирающуюся на опыт, полученный в результате наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опытное знание и недооценивал теоретическое. Взгляды Бэкона разделяет Т.Гоббс (1588-1674), однако он делает существенную оговорку о том, что схема восприятия мира на уровне знания фактов вполне достаточна для обыденной жизни, но ее недостаточно для научного знания, где место практики занимает теория, где достоверность означает всеобщность и необходимость, выходящие за рамки опытного знания. Развивая свою методологию, Гоббс отклоняется от бэконовского эмпиризма и приближается к рационализму. Истины математического знания Гоббс увязывает со словами языка. Систематизатором эмпиризма в философии нового времени выступил Джон Локк (1632-1704). Он утверждает, что чувства являются единственным источником знания. Всякое знание приобретено из опыта. Душа человека при рождении - «чистая доска», на кот.жизненный опыт пишет свои письмена. Основными представителями рационализма были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц. Рационализм в отличие от эмпиризма был тесно связан со средневековой традицией. Для представителей рационализма характерно построение универсальных систем, основанных на очевидных принципах, из которых методом рассуждений выводилось знание о мире в целом. Основателем рационализма по праву считается фран.философ Р.Декарт (1596-1650). Чувства иногда обманывают, значит, чувственные данные не м.б. приняты в качестве исходного принципа философствования. Не являются абсолютно очевидным и математические знания. Они требуют еще своего доказательства. В противовес бэконовской индукции, Декарт выдвинул дедукцию. В качестве образца он считал ход математического доказательства от аксиомы к теореме. Первоначало познания обеспечивается интуицией. Интуиция - это не результат познания, а только его начало. Она является исходным пунктом для дедукции (выведения) одного понятия из другого. Первоначало составляет основание для первого суждения. А дальше дело логической техники , обеспечивающей движение от понятия через суждение к умозаключению, к открытию закономерности исследуемого объекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"