Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 387.83 Кб (Скачать)

 

 

49. Философия марксизма о законах развития и принципах познания мира. Философия марксизма (40 г. 19в.) - диалектический материализм. Задача - устранение метафизики из материализма и освобождение деалектики от идеализма и соединение материализма и диалектики. Соц. фолософия марксизма - исторический материализм. Отказ от определения материи как субстанции, дали предельно широкое определение категории материя как объективной реальности отражаемой в человеческом сознании. Атрибуты материи - движение, время, пространство. Диалектика природы Энгельса. 5 форм движения (5 уровней организации материи) - механич., физич., химич., биологич., соц. Сознание - высшая форма отражения объективного мира, продукт высоко-организованной материи человеческого мозга. Учение о сознании - теория отражения. Формы отражения - рефлексы, ощущения, восприятия, представления и ручное мышление. Возникновение и развитие сознания - в «деятельностной теории» антропосоциогенеза. 3 гл. фактора: труд, развитие речи, «гоминидная триада» (прямохождение, развитие рук и мозга). Гл. категория для диалектич. и историч. материализма - категория практики. Мир - конкретная человеч. предметно-чувственная деят-сть. Историч. материализм основан на материалистич. понимании истории и экономич. деторминизме. Источник общественнгого развития - способ производства материальн. благ. Гл. закон общественного развития - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.

 

 

50. Основные направления зарубежной философии в 20в.: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм. Неопозитивизм (Рассел, Карнап, Витгенштейн) - течение, претендующее на анализ и решение актуальных, философских и методологических проблем, выдвинутых развитием науки. Здесь восполнен недостаток логики. Попытка обосновать науку законами логики, т.к. она сущность любых рациональных суждений. Философия - логический анализ, котор. дает формальное знание, но новое не дает. Теперь базовые научные данные - высказывания. => лингвистический переворот в позитивизме (реформа научного языка). Обозначаются элементарные факты (объекты) - именами, их сочетания - предложениями (атомарные, базисные, элементарные, протокольные). Но чтобы получить достоверные знания необходимо проверить (верифицировать) предложение. Принцип верификации (проверка истинности) - научным можно признать только такое положение, котор. м.б. сведено к опыту и проверено на опыте. Недостатки: не всё подвергается верификации (например, люди смертны, но как это проверить). На этом этапе заговорили о статусе философии. Экзистенциализм - философия жизни и экзистенциализм пытались преодолеть ограниченность рационализма эпохи просвещения. Э. (философия существования) отказывается от постановки традиционной проблемы сущности человека. Цель: описание модусов человеческого существования. Э: атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер) и религиозный (Ясперс, Бубер, Марсель). Человек - существо выброшенное в мир и вынужденное приспосабливаться к его условиям. Жизнь - бытие к смерти (бытие к ничто). Важные св-ва человеческой личности: 1) интерциональность - вынесенность сознания во вне. 2) трансцендирование - стремление преодолеть собств. ограниченность (атеистич. направление: преодоление ограниченности - стремление к пустоте  => жизнь человека лишена смысла; религиозное: следует наделить жизнь человека смыслом допустив существ-е бога, развитие человека - стремление к божественному началу). Гл. проблемы Э.: 1) проблема свободы человека - человек не может освободиться от условий своего существования, но может бороться против абсурдности бытия. 2) проблема общения. Подлинное общение между людьми - бунт против абсурдного бытия. Люди обречены на неподлинное общение. Человек, не стремящийся к свободе и подлинному общению - неодушевленный предмет природы. Неотомизм - обновленная философия Фомы Аквинского, официальная философская доктрина католич. церкви (Жильсон, Маритен). Потребность соединить достижения европ. рационализма и науки с христианской религией и неотеологией. Задача - воспроизведение основных идей средневековой христ. философии. Мартен: необходимо вернуться к средневековой ясности и надличной объективности, примерить веру и разум. Жельсон: гл. задача философии применить открытия философии и науки для обоснования теологии. Проблема сущности бытия и человека. Бытие иерархично, высшая ступень - чистое бытие, высшая сущность - бог. Сущность любой вещи - мера ее участия в бесконечном бытии бога. Сущность человека - бессмертная душа образующая основу личности. Атрибуты личности - свобода, самосознание и творчество. Типы отношения личности к обществу - индивидуализм, коллективизм, солидаризм, т.е. духовная общность основанная на христианской любви к ближнему. Гносеология неотомизма основана на учении об аналогии сущего (познание творца через творение).

 

51. Философия прагматизма. Прагматизм - американская разновидность позитивизцкой философии. (греч. Прагма -дело действия.) представители - Пирс, Джеймс, Дью и др. Пирс сформулировал прагматич. правило: понятие постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Познание объекта есть выяснение возможных практических последствий нашего взаимодействия с этим объектом (в ст. «как сделать наши идеи ясными») Джеймс: 1) наши идеи верования и убеждения - фактические правила для действия. Для того, чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должы лишь определить тот способ действия (поведения), котор. оно способно вызвать. В этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения. 2) идеи истины, т.к. помогают установить связь между различными частями опыта, усвоить его по средствам концептуальных схем. Критерием истинности, идей, утверждений, убеждений яв-ся успех деят-сти основанный на них. 3) существуют истинные религиозные верования, т.к. верующие люди более успешны.

 

 

52. Особенности формирования и основные этапы русской философии. Особенности русской философии: 1) Рус Фил возникла в период формирования классового общества минуя этап рабовладельческой демократии, следовательно - более тесная связь с религией (надстройка феодального общества). На развитие русской философии и общественной мысли оказали два направления православия 15 и 16 веков: Исихазское (нестяжательсво) и Иосифлянское. Эта связь определяла развитие философской мысли до второй половины 18 века. 2) Религиозные конфликты между западной и восточной церквями затрудняли идейный диалог России с Европой (наиболее острая проблема русской общественной мысли). Представление о миссионерской (спасительной роли России в истории человечества.3) Длительный период ученичества русской философской мысли и ориентации на западную философскую мысль. Закончился в 19 веке. 4) В российской философии практически отсутствует гносеологическая проблематика, преобладавшая в запанной философии. Субъективизм, рационализм не были ограничены, поэтому в российской философии преобладала антропологическая этическая и историософская (религиозная философия истории) проблематики. Главная идея - православная идея соборности - духовное единство общества, в котором сохраняется свобода каждой человеческой личности. Отсутствие склонности к анализу метафизики и рационализму в русской религиозной философии обернулось в стремлении к духовному синтезу в сфере познания, морали и социальной жизни. Этапы русской философии (Зиньковский): 1)Пролог русской философии а)От возникновения философской мысли до эпохи Петра 1

б)18 век - период ученичества. 3 течения: русское, польтерьянство, русский гуманизм, русское масонство. 2)19 век до 70х годов (до возникновения философских систем) 3)С 70х гг   19 века до 1917 г. (период возникновения философских систем) 4) После 1917 года (эмиграция) - российская философия вышла на путь мирового влияния.

 

 

53. Спор о судьбе России в философии западников и славянофилов.

Истинное противостояние славянофилов и западников заключалась в различном подходе к пониманию основ, начал русской и западноевропейской жизни, к роли России в мировой истории. С/ф: самобытность России видели в крестьянской общине, православии и соборности русского народа. Представители: Киреевский, Самарин, Хомяков, Аксаков. Киреевский - принцип непротиворечивой целостности, устранение болезненных противоречий м/у умом и верой. Религии надо отдать все права духовного лидера. Хомяков - Истинное христианская религия - православие, т.к. в католицизме есть единство, но нет свободы, а в протестантизме - наоборот. В православии - соборность или общность, сочетание единства и свободы, опирающиеся на любовь к богу. Т.о. соборность, единство, свобода и любовь - ключевые идеи Хомякова. Хомяков рассматривает социальную среду как совокупность случайностей препятствующих проявлению качеств личности. Многообразие взглядов с/ф объединяет общая позиция - признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний. Западники: Европейская культура - это последнее слово в мировой цивилизации, необходимо полное культурное воссоединение с западом, использование опыта его развития для процветания России. Представители: Чаадаев, Герцен, Чернышевский.Чаадаев: Признавал отсталость России, но подчеркивал ее особое предназначение. Отсталость России обусловлена тем, что провидение исключило ее из своего действия. В русской отсталости есть какой-то высший смысл, она предопределена. Ее следствие станет выполнение высокой миссии - решение исторических задач, стоящих перед миром. Сближение России и запада - не механическое заимствование западного опыта, а объединение на общей христианской основе. Герцен: для его философии характерно синтетичность, народность и всеохватность. Одна из главных - идя единства природы и человека, исторического опыта и рационального мышления, индивида и народа, естествознание и философия. Будущее России Герцен связывал с идеалами социализма, да и сам был основателем народничества. Идеальное общество - это общество без насилия и антагонизмов. Чернышевский: материальные условия быта имеют первостепенное значение для жизни человека. Его философии велика роль этики и эстетики.

 

 

54. Философия русской истории П.Я. Чаадаева. Особое место в русской философии 19 века, а точнее в запаничестве занимает Чаадаев - мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России 19 века, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимние он излагает в «Философских письмах» и «Апологии сумасшедшего» (разъяснение философских писем). Основное место в философском творчестве Чаадаева занимает проблема философии истории и проблема человека. Он интересуется не внешними проявлениями исторического процесса, а его высшим смыслом. Чаадаев подчеркивает, что история осуществляется божественной волей. По его мнению основой философии истории является провиденциализм, т.е. вера в силу божественного провидения в развитии исторического процесса, причем эта вера не отвергает, а напротив подчеркивает и утверждает роль и значение человека в историческом процессе. Философское восприятие мира Чаадаевым носит объективно-идеалистический, религиозный характер. Он критикует рационализм и индивидуализм. Назначение человека - замена личного бытия социальным, безличным. Преодоление индивидуализма - это объективная закономерность человеческой истории, и задачу эту он связывает именно с русской философией и особенностями русской духовной жизни. Интерес представляют политические взгляды Чаадаева: критикуя крепостничество он размышляет об установлении новых отношений м/у людьми, отсутствии социального неравенства и розни. Т.о. значимость Чаадаева в развитии философской мысли в России 19 века очень велика, ведь он положил начало западничеству и во многом определил дальнейшее развитие русской философии.

 

 

55. Л. Н. Толстой о смысле жизни. Одна из главных проблем- проблема смысла жизни. Основные работы: «Исповедь», «В чём моя вера?», «Царство- Божие внутри нас»

мира- вес этот бесконечный мир как единое - Дух (Бог), к существованию которого сводится всё бытие. Бог- нечто, неопределённое начало духа, живущее в всём и в каждом человеке. Нечто - является и хозяином, вселяющим поступать нравственно, творить добро, отклоняться от зла.Христос- некий нравственный закон, следуя которому человек спасается, т.е. становится счастливым в земной жизни, опирая только на свои силы.

Главная задача человека- следовать божественным заповедям, ибо только так можно понять смысл жизни и найти путь её правильного устройства.Нравственное совершенствование человека- сущность жизни.Жизнь воспринимается им в двойственном ракурсе: жизнь в цивилизации и первичная жизнь (природная). Жизнь в цивилизации(культурная, социальная) - лживая, призначная в сущности ненужная человеку. Первожизнь- вечная природа, звёздная жизнь, рождение и смерть, труд. И все жизненные процессы направляет непогрешимый, всемирный, всепроникающий Дух. Только такое натуральное начало жизни и её первозданная гармония могут способствовать земному счастью человека. В каждом человеке раскрывается особое, лишь ему одному присущее отношение к миру. Это и образует индивидуальность человека.

Но осознание своей отдельности происходит только из- за телесности человека(тело не определяет сущность человека). Настоящее проявляет себя только в «разумном сознании», Боге. Цель жизни- усиление и увеличение божественного бытия- золотое правило нравственности- этика ненасилия. Главный принцип  человеческой жизни - любовь. Противопоставляется этому принципу- насилие. Люди не следуют этому принципу значит они Сущность привыкли к насилию.

 

 

56. Философские взгляды Достоевского.Основные проблемы ф-фии Достаевского:

1) Проблема сущности человека. Она двойственна. Сердце человека- поле битвы, на к-ром сражаются дьявол и Бог. Индивидуализм- период чел-кого уединения. Чел-к- не индивид, а часть общей целостности. Сущность человека соборна. 2) Проблема свободы личности(Братья Карамазовы). Свобода- не есть последняя правда в человеке, а то, к добру или ко злу чел-к идет  в своей свободе- к обособлению своей индивидуальности или к единению с Богом.3)Проблема разума и веры. Разум- ставит сомнения, а вера их снимает. Сознание и истина- не есть достижение одного лица(это момент диалога, общения). Истина полифонична.4) Развитие человека и мира. Оно заключается в духовном преображении, т.о. цель исторического процесса смещается из будущего в настоящее (дух. развитие не предполагает временного промежутка). Красота спасет мир. Истина, добро и красота - три атрибута божественной сущности. Красота - явление бога в мире; -истина, непосредственно переживаемая, а не понимаемая.

 

 

57. «Философия Всеединства» В.С.Соловьева. Соловьев - выдающийся мыслитель в русской философии. Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал их за отвлеченность и односторонность. Соловьев считал, что предельно высшим единство сущего является бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности. Именно бог олицетворяет всеединство сущего, объединяющее неисчислимое множество предметов. Все материальное одухотворено божественным началом и выступает в качестве Мировой души (энергии, одухотворяющей все существующее). Связь мира с мировой душой возможна благодаря мудрости - Софии. По Соловьеву сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину - как проявление разума и красоту как проявление чувства. Соловьев заложил основу оригинального и глубоко продуманного принципа русской философии - принципа всеединства. Он развил тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования. Реальный мир - это самоопределение или воплощение абсолютно-сущего. Целью истории Соловьев считал богочеловечество (представитель - Иисус Христос), как некого синтеза человечества и бога, союз, вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле царства Божьего. Залогом такого всеединства является объединение западной и восточной церквей (католичества и православия).Рассматривая проблему человека и общества, он утверждал, что человек - это вершина творения бога. Общество - это расширенная личность, а личность - это сосредоточенное общество. В теории познания Соловьев говорил о едином нерациональном знании, в котором наука представляет лишь внешнюю сторону, религия отвечает за гносеологию, а главный смысл кроется в этике. Причем главным принципом этики становится любовь, как преодоление эгоизма: человек должен признавать абсолютное значение не только за собой, но и за другими людьми. Соловьев оказал большое влияние на русскую философию и мировоззрение русских мыслителей.

 

58. Проблемы русского религиозного Ренессанса в начале 20 в. Философия богоискателей и богостроителей. религиозного Ренессанса - возрождение роли православной церкви, как духовного средоточия русского общества и культуры. Церковный этатизм - зависимость церкси от гос. власти. Начало 20в. ноябрь 1901г. - религиозно-философские собрания у В.В.Розанова: Брюсов, Репин, Блок, Мережковский и др. Собрания были запрещены Победоносцевым. 1907 г. - возобновление - русское религиозное философское общество (русск. интеллигенция + православное духовенство). Решение проблемы возрождения православной церкви как духовного средоточия общества - возрождение духовной культуры. Полемика богоискателей (Мережковский, Гиппиус, Карташов) и богостроителей (Луночарский, Горький, Чернов, Базанов - очерки о философии марксизма) - создание нов. религии (религия человека-бога). Луночарский - роль троицы: производительные силы (бог отец), пролетариат (Христос) и научный коммунизм (святой дух). Мнимое обожествление приводит к становлению человека как бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"