Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
№10. Методы философского исследования. Философия - это система теоретических знаний о сущности бытия в целом, сущности человека и законах чел-го существования, а также о существенных закономерных связях и отношениях человека с миром. Философская рефлексия (умозрение) - деятельность сознания направленная на изучение самого себя (самопознание), Способ непосредственного, основанного на интеллектуальной интуиции постижения сущ-ти вещей и мира в целом. Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов. Метод Сократа -- майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукцию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла). Метод Декарта -- всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»). Метод Спинозы -- «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий. Метод Канта -- «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание. Метод Гегеля -- диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития. Метод Маркса -- материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия. Метод Бергсона -- интуиция. Метод Витгенштейна -- логический анализ языка. Метод Гуссерля -- «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру. Метод Ясперса -- трансцендирование, которое заключается в познание смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу. Метод Гадамера -- герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.
11. Сущность и структура познавательной деятельности. Познавательская деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире. При этом познание осуществляется на двух уровнях: а) чувственный (восприятие, ощущение, представление); б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение). Структура познавательной деятельности: а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом); б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений); в) целей - идеальный образ, то, что должно получиться; г) средства; е) методы-способы и приёмы. Результатом познавательной деятельности является знание: - практическое; - духовно- практическое;- теоретическое.
12. Научное познание и его структура. Научное познание один из важнейших видов познания. Тесно связано с понятием науки. Наука- это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Научное познание опирается на обыденное, находит в нем материал для обработки. Структура: два уровня научного познания: эмпирический - направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. При этом используются эмпирические термины, которые могут быть проверены экспериментом. Эксперимент- важнейший элемент в эмпирическом исследовании - проба, испытание изучаемого явления в контролируемых условиях. Еще один метод - наблюдение - изучение в естественных условиях. Др. метод - моделирование. Теоретический - реализуется посредством понятий, законов, принципов. Связан с теорией - системой понятий, законов и принципов, которая позволяет описать и объяснить определенный класс явлений. Наука на этом уровне пользуется абстрактными(т.е. неконкретными) понятиями. Используется идеализация - т.е. понятие о несуществующих объектах (идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д.) Эти два условия тесно связаны между собой, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ними новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
13. Проблема истины в философии и науке. Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте.
14.Сознание как философская проблема. Понятие сознания остаётся одним из основополагающих в философии. Актуализация проблемы: составляет методологическую основу решения практических и теоретических вопросов фактически всех гуманитарных наук. Сознание- это высшая форма информационных процессов, вид высшей психической деятельности. Важнейшим свойством сознания является отражение (т.е. по сути, сознание- это целесообразное упорядочение, регулятивное отражение.) При этом отражение- сложное, т.е. образ в нашем сознании- это не точная копия предмета; человек благодаря отражению познаёт сущность вещей и является, причём окрашенная личными переживаниями. Существуют следующие уровни отражения: непосредственное, опосредованно-обобщенный на индивидуальном и на общественном уровнях. Идеальность и субъективность - это специфические характеристики сознания. Они взаимосвязаны, т.к. идеальное - это и есть бытие сознания (т.е. мысли, идеи, чувства и т.д.). Субъективность - это зависимость от субъекта (самого человека, выражается в выделении своего я из окружающего мира. Сознание включает память, волю, эмоции, они заполняют два уровня: чувственно-образный и понятийно-символический.
15.Философские проблемы антропосоциогенеза. Человек - это продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Процесс возникновения и развития человеческого общества - антропосоциогенез. Человек - это Homo sapiens. Но следующие условия способствовали появлению общества:1. сложная психическая деятельность высших животных => вариативность поведения (человек может вести себя по-разному); - зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков => переход от присвоения к созданию (вторая, очеловеченная природа). Т.е. человек являясь потребителем природных благ, претворяет и определяет потребление производством эти благ; 2. сложная стадная жизнь высших животных (Большее время при организации общества ушло на формирование первых коллективов с человеческими чертами. Синергетика (теория самоорганизации) предлагает версию о возникновении человека как качественно новой форы жизни. Позже изменилась структура мозга, появилось прямохождение. Постепенно биологическая эволюция замедлялась (современный человек - практически кроманьонец), но началось приобретение новых социальных признаков на цивилизационной основе. Т. о., процесс антропосоциогенеза представляет собой тесное сплетение биологического, социального и культурного развития.
16. Общество как предмет философского исследования. Философский смысл и понимание общества состоит в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа, сущность наиболее зримо раскрывается в понятии системы. Общество как система это упорядоченная, самоуправляющая и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носители, которыми являются действующие люди и образуемые ими группы. Свойства:- сложная иерархическая структура; - системообразуещее качество - отношения деятельных людей; - свойство самоуправляемости; - общество - это открытая система; - адаптируется и адаптирует. Сферы жизни общества:- экономическая - производство, обмен, распределение материальных благ; - социальная- совокупность всех функционирующих общностей, взятых в их взаимодействии;- политическая- взаимоотношение социальных групп по поводу реализации их интересов через получение власти; - духовная- совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающих своё знание в жизни общества. Все сферы тесно взаимосвязаны. Основные процессы в обществе: - социализация- встраивание в общество; - институционализация- конструирование социальных единиц для новых соц. отношений; -легитимация- сравнение результатов социализации и институционализации с ценностями общества.
17. Структура общества и сущность общественной жизни. К.Маркс и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей и определяет в основной способ бытия «социального организма». В 20 в. продолжалось и продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общ-ва и чел. Не менее важен и структурный анализ этого целостного феномена, выделение основных его элементов, составных частей и уяснение типов связи между ними. Понятие социальной структуры общ-ва явл.предметом изучения разных сфер социально-гуманитарного знания, в том числе социологии, политологии, экон.теории и др. Философское содержание этого понятия сводится к тому, что принцип структуризации общ-ва, выделение в нем тех или иных элементов и их иерархии во многом определяет положение и роль человека в историческом процессе, диапазон его возможностей и смысл существования. В 18-19 вв. были распространены либо идеалистические концепции общ-ва, либо натуралистический подход, уподобляющий общество роду или семье. В конце 19 конце 20в. возникают концепции социальной стратификации общ-ва (Вебер, Парсонс, Сорокин), суть которых сводится к тому, что деление общ-ва на элементы, типы их взаимосвязи и определяется не одним главным признаком, а многими критериями (доход, образование, занятость, район проживания). В марксисткой традиции ведущим и определяющим элементом социальной структуры считается класс. Ленин говорил: Классами наз-ся большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получениям и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Выделяют 3 крупных этапа в общественном разделении труда:1.выделение скотоводческих племен 2.отделение ремесла от земледелия 3.отделение торговли от ремесла. Следующим важным элементом соц.структуры общ-ва явл. нация. Нация-это сложный социальный организм, представляющий собой единство объективных и субъективных факторов, социально-экономических и этнических черт. Решающую роль в формировании и развитии нации играют экономические факторы. В конце 20 начале 21в. привлекает внимание этнический парадокс. Суть его состоит в том, что мировая экономика все более глобализируется , обретает системный характер и целостность, что заставляет все страны включаться в единый процесс. С другой стороны растет национальное самосознание, идет борьба за национальную независимость и суверинитет, обостряются многие старые конфликты в многонациональных государствах. Для современности наиболее важные изменения в социальной структуре общ-ва обусловлены 2 обстоятельствами:1. переход к урбанистическому образку жизни более половины населения планеты, 2.еще в 60-е гг. 20в. был отмечен переход к информационной модели развития стран западной цивилизации. Итак, общ-во-определенный этап эволюции живого подчиненным законам, общим для всего сущего и специфичным именно для данной системы.
18. Проблема сущности и существования человека в истории философии. Эта проблема является главной для антропологии. Она возникла сразу же с появлением философии. Изначально считалось, что человек это мир, а мир ( оживленный и одухотворенный)- подобен человеку; затем - человеком считался тот, кто умеет соблюдать нормы; то есть в Др. Востоке человек- включен в мир в целом и является нравственным существом. В Др. Греции - космоцентризм (человек- микрокосм), или человек это душа + важность социальных качеств (Аристотель); то есть главное в человеке разумность, социальность. В Средневековье: теоцентрическое понимание человека - происхождение, существование и смысл жизни человека определены Богом; тело и душа- противопоставление друг другу. В Эпоху Ренессанса деизм и пантеизм в вопросе происхождения человека, греховность - отрицалась, самоценность - признавалось; антропоцентризм. В Новое время: главное в человеке ум (Логос), то есть логоцентрическая установка. В XVIII в. преобладает натурализм (человек- часть природы), в XIX в.- социологизм (общественная сторона человека), то есть сущность человека - социальность. Сейчас признается единство человека как биосоциального существа, обладающего мышлением, речью, моральными установками, важное качество и право человека - свобода. Человек является высшей ценностью.
19. Личность и общество. Проблема свободы личности. Философские проблемы личности имеют большое значение для социально- гуманитарной сферы. Есть два определения личности: - личность- человеческий индивид, активный и целенаправленный субъект отношений; - личность- совокупность постоянных, определенных, социально- значимых черт, характеризующих индивида. Есть различные типы личности: - первобытная(коллективизм); - рабовладельческого периода( рабовладельцы, свободные граждане и рабы); - личность феодального общества( помещики, крестьяне, ремесленники); - личность капиталистического общества; -социалистическая личность. Другая типология: - мифологический тип; - религиозный тип; - идеологический тип; - ценностный тип.
20. Религия и роль в жизни в жизни собственности. Свобода совести. Религия - особая духовно практическая связь связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них является основным смыслом жизни. Значение слова «религия»- установление утраченной связи, в христианстве - восстановление этой связи возможно после 2-го пришествия. Для понимания роли религии нужно дать понятие веры. Вера- это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, она даёт уверенность в достижении желаемой цели (спасением души, воскресением и т.д.). Религия создаёт религиозную картину мира; при этом вера- её характерная черта, а единственный способ миропостижения - откровение, главный принцип- теоцентризм (мир создал и управляет им Бог). Все религии имеют общие черты: веру, нравственное учение, культ и др. Религия создаёт собственную систему ценностей и заставляет им следовать. По Юнгу религия необходима для душевного здоровья общества. По Фрому религия делится на:- авторитарную - строгое подчинение избавляет от чувства одиночества; - гуманистическую - позволяет верить в свои силы. С религией тесно связано понятие свободы совести, которое является ключевым при рассмотрении свободы личности. Свобода совести - это право человека на свободный выбор религии или отказ от веры (атеизм). Она относится к сугубо личной сфере и человек отвечает за свой выбор перед своей совестью. Одно из важнейших прав человека-права на свободу совести. Эта проблема в виде веротерпимости или преследования иноверцев прослеживается на протяжении всей истории. В российской империи все религии делились на 3 гр:государственную (православие), терпимые (другие христианские конфессии, ислам, буддизм) и нетерпимые (различные секты). В современной России действует закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1 окт.1997, где под свободой совести понимается:право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать или менять, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В последнее время набирает силу экуменическая тенденция, сутью которой явл.попытка сближения разных христианских конфессий и других мировых и национальных религий для решения глоб.общечеловеческих проблем.