Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
21 Нравственные ценности и мораль. Мораль изучается в этике. Этика - учение о морали, связанное с решением проблемы сущности человека. Мораль - ценностно-нормативная система, регулирующая все стороны человеческой жизни на основе представлений о сущ-сти человека. Решение проблемы в морали заключается в определении нравственного идеала, т.е. образа совершенного человеческой жизни. В ходе рассмотрения данной проблемы возникает нравственный идеал, с присущими ему нравственными ценностями, такими как справедливость, отзывчивость, милосердие, доброта. Учение о ценностях называется аксиология. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни человека. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют 3 вида производства: производство людей (социализация), вещей и идей. Сегодня первой (основной) ценностью является сам человек во всем самоценным. Понятие ценности человека несводимо к понятию полезности для общества. Мораль реализует потребность людей в человечности. Она поддерживает и санкционирует определенные общественные устои. Мораль изучает соотношение добра и зла, природу счастья и справедливости.
22. Философия истории о смысле и направленности исторического процесса. Проблема исторической закономерности. Главные вопросы в философии: - Куда «ведет» мир история; - В чем смысл истории; - В чем состоит направленность исторического процесса. История - целостный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Философия истории пытается логически и обоснованно изложить смысл истории. Она не строго научна, так как затрагивает сферу духовного. Смысл истории - идеал, выраженный в абсолютном или относительном смысле. Цель истории - это будущее. Направленность исторического процесса - движение к цели. Есть два основных взгляда на эту направленность: прогресс (движение вперед) и регресс (возврат к прошлому). Цели развития истории оценивались по-разному, ими могли быть: свобода (в античности), второе пришествие (в христианстве), справедливое общество (в последующем).
23 Историко-культурные предпосылки древнеиндийской философии и ее основные категории. Философия буддизма. В Индии философия и религия возникла в 8 в. до н.э. Общекультурным источником философии Древней Индии явл. Веды (=знание). Сущ-ют 4 веды: - Риг- Веда- веда гимнов( главная); - Веда мелодий; - Веда заключений; - Веда жертвоприношений. Ведийское знание было принесено на п/о Индостан 2 тыс.лет до н.э. В Ригведе более 2 тыс богов-это индийский пантеон богов. Генотеизм проявляется в отсутствии четкой иерархии богов в индийском пантеоне. Веды - сборник гимнов. Обращенных к разным богам. Веды - памятник древнего политеизма (много Богов)+ генотеизм. Но постепенно выделяются 3 главных божества: - Брахман (бог-творец мира); - Вишну(бог-хранитель Вселенной); - Шива(бог-разрушитель). Статус верховного божества закрепляется за Брахманом. Великие эпосы Др.Индии: - Махабхарата (песни о великих бхаратах); - Рамаяна. В 8-6 вв. до н.э. зарождается философская мысль в Упанишадах (комментариях к Ведам). В них прослеживается процесс перехода от религиозно-мифологического образно-символического описания к философскому постижению мира. На смену системе образов ведийской мифологии приходят абстрактные философские понятия: - Брахман (Брахмо)- всеобщая духовно- телесная субстанция мира, абсолютное первоначало, из которой все возникает и в которое все возвращается. А также это универсальный закон бытия; - Атман- любое конкретное индивидуальное проявление абсолютного бытия(брахмана)( в том числе человека); -Круг Сансары - круговорот бытия, в котором пребывают все живые сущ-ва, а целью жизни явл. освобождение из круга сансары и слияние с абсолютным бытием брахмана; - Карма- закон, в соответствии с которым происходит реинкарнация в пределах круга сансары. - Йога- учение об освобождении сознания и достижении единства с абсолютным бытием самого человека и всего мира. - Видение - главный способ непосредственного постижения истины, путем религиозного откровения. Истина считается недостижимой для чувств и разума человека; - «деяние в состоянии отрешенности»- человек как часть целого. Буддизм. Буддизм появился в 6в. До н.э., а религией стал в 3 в. До н.э. Основатель: Сидхардха Гаутама. Черта- аскетизм- дух важнее тела и необходимо избавиться от телесных благ ради совершенствования души. Основа буддизма- 4 благородные истины: 1. Всякое существование в круговороте сансары явл. страданием; 2. Источником страдания явл. желания, страсти, стремления, аффекты, являющиеся порождением иллюзии индивидуального сущ-я (человеческое Я-это иллюзия); 3. Страдание можно прекратить, выйдя из круга сансары в результате освобождения сознания от иллюзии индивидуального сущ-я; 4. Сущ-ет путь избавления от страданий. Этот путь наз-тся восьмеричный благородный путь (восьмизвенная арийская стезя). Три этапа благородного пути: 1. Этап мудрости: правильное воззрение - осознание 4 благородных истин, постижение их смысла. правильное намерение - готовность жить с 4 благородными истинами; 2. Этап нравственности: правильная речь- отказ от всех вербальных форм, поддерживающих иллюзию сущ-я индивидуального эга(отказ от лжи, клеветы, злословия, пустословия, грубости. правильное поведение - основано на принципе альтруизма, ненасилия, сострадания, непричинении вреда живому. правильный образ жизни - это правильное поведение, рассматриваемое в социальном измерении, а именно выбор форм соц. и проф. дея-ти, не противоречащих принципам правильного поведения; 3. Этап созерцания (только для монахов): правильное усилие- сосредоточение всех физических и духовных сил на достижении цели, т.е.на освобождении сознания. правильная мысль - отсекаются все вредные состояния сознания и достигается полный контроль над всеми психическими процессами при развитии непрерывной осознанности, т.е.вся сфера подсознания выходит на свет сознания. правильная созерцание - субъект созерцания сливается с объектом созерцания и самим процессом созерцания. Полностью преодолевается иллюзия индивид-го эга и достигается освобождение сознания, что ведет к нирване (=затухание, угасание). Уход в нирвану = выход из круга сансары и прекращение страданий.
24 Философские школы древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства. В Китае было более 100 школ. Инь(темное) и Ян(светлое), Дао(великий путь) и Дэ(добродетель и истина) - общее во всех школах Др.Китая. Философская школа даосизма. Возникла в 6 в.до н.э. Основатель даосизма- Лао ЦЗин(=старый учитель). Главный трактат «О пути и добродетели» («Дао дэ цзын»). Основное понятие- Дао - абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, которое определяет существование всех предметов и явлений материального мира. Главные принципы даосизма: 1) Принцип недеяния - отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы - ошибочно и не может привести к успеху; 2) Принцип молчания - постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. Истина - сама жизнь, в которой проявляется закон Дао. Главная цель человеческой жизни - достижение гармонии с природой. Философская школа конфуцианства. Возникла в 6 в. до н.э. Основатель- Конфуций (VI век до н.э). Главные принципы: 1) принцип взаимности (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой); 2) принцип соблюдения ритуала ( необходимо соблюдать культурные традиции для возврата к «Золотому веку»); ритуал - культурная традиция, этикет. 3) принцип сыновьей почтительности - сын должен почитать отца, младший( в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших; Этот принцип явл. универсальным принципом, регулирующем все иерархические социальные отношения. 4) Принцип исправления имен - необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян; нужно внимательно следить за собственной речью. Причина хаоса - слова утратили свой первоначальный смысл, люди используют их не по назначению. Люди произносят слова, но не знают, что эти слова означают. Главная цель в жизни (конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали (поэтому значительная часть конфуцианства - этика).Общие черты конфуцианства и даосизма: и у тех и у других главным мотивом творчества был поиск гармонии. Различия: но в даосизме важной явл. гармония с природой, а в конфуцианстве - гармония с обществом.
25 Проблема первоначала в
ранней греческой натурфилософии. Философия Др.Греции появилась в 6-7 вв.
до н.э. Начинается философия с постановки
проблемы первоначала, первопричины и
первоосновы бытия (архэ). Эта причина
поиска единой сущности бесконечного
и многообразного мира. Точки зрения на
эту проблему: 1. Фаллес Милетский. Впервые сформулировал проблему
первоначала «из чего состоит все?» и ответил
«Все есть вода и все полно богов-все одухотворено»(пантеизм).
Вода для Фалеса - это первовещество. Учеников
Фалеса Анаксимандра и Анаксимена смутило,
что вода, как первоначало слишком с чувственным
представлением. 2. Анаксимандр: придумал апейрон(=беспредельное)-
26 Учение Демокрита о структуре мира и природе человека. Понятие детерминизма. Структура мира. Демокрит придерживался атомистической теории: все состоит из атомов( мельчайших неделимых частиц, непрерывно движущихся в пространстве) и пусоты( пространства, в котором движутся атомы). Соединения атомов- возникновение вещей, а разъединение- смерть, разрушение. Демокрит был сторонником детерминизма. Детерминизм- философский принцип, согласно которому все в мире происходит по необходимости, а случайность отсутствует. Согласно этому все в мире строго предопределено и необходимо. Единственной причиной случайности может быть невежество. Природа человека. Человек тоже состоит из атомов: атомов души, которые могут двигаться в пространстве и имеют способность к эманации( истечению этих атомов и созданию в сознании чувственного образа предмета), и атомов тела. Атомы души и атомы тела могут распадаться, поэтому человек смертен. Сущность человека связана с нравственными принципами и следствиями. Состояния полной гармонии духа- эвтюмия, возникает когда человек освобождается от страхов, от реальной жизни, понимает, что все приходяще и не имеет никакого значения. Ученме Демокрита называется гилозоизм - философское учение об одушевленности природы, аналог первобытного анимизма.
27 Проблема человека в философии софистов Сократа. Философская школа Софистов и учение Сократа появляется в 5 в до н.э., как реакциия на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека. Главная черта философии софистов- релятивизм(субъективизм). Релятивизм - философский принцип, отрицающий сущ-ние объективной истины, объективной общезначимый смысл нравственных и эстетических ценностей и утверждающий, что человеческие знания и ценности субъективны и относительны. Софисты осознали, что благородство и положение в обществе определяется не рождением, а воспитанием и образованием. Именно философия софистов положила начало греческой просвещенности, но в тоже время привела к разрушению системы морали и законов эстетического восприятия действительности, кроме того произошёл переход от коллективного к индивидуальному сознанию и стал возможен плюрализм мнении( истина призналась историческим, социально- культурно обусловленной). Сократ- главный оппонент софистов рассматривал сущность человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественной сущности. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности. Проблема сущности человека всегда связана с проблемой сущ-ти бытия. Сущ-стью бытия и источником сущ-я мира Сократ считал Божество, обладающее след. Атрибутами: оно бесконечно, вечно и совершенно, т.е. явл. абсолютной истиной, благом и красотой. Важная часть философии Сократа- этика, где он впервые четко противопоставил две системы ценностей: -обыденную( богатство, слава, почести); - высшую( истина и совершенство души). Главный принцип этики Сократа- «Заботься о душе»
28 Проблема бытия и познания в философии Платона. Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм- философское направление, утверждающее приоритет нематериального над материальным и называющее материальный мир проявлением идеального первоначала. Платон разделил бытие на мир идей(мир истинного бытия) и мир вещей(не истинное бытие).Мир вещей - на земле, мир идей - в надзвездных сферах.Он делил идеи на 3 вида: - числа и геометрические фигуры; - нравственные и эстетические ценности; - Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность. Противопоставление 2 видов бытия явилось следствием противопоставления конкретного чувственного образа вещи и абстрактного понятия о вещах. Теория познания Платона. Противопоставив мир идей и миир вещей, Платон противопоставляет 2 способа познания - чувственное(рождаются субъективные мнения) и рациональное(знание истинное, знание о мире идей). Платон- убежденный рационалист- отрицал роль чувств в познании истины. Антисенсенсуализм - это гносеологический принцип, отрицающий роль чувств в процессе познания истины. Платон написал миф «О пещере, в котором описал роль чувств». Его теория Познания- это теория припоминания: учение о перевоплощении души. Когда душа находится в идеальном мире она познает сущности непосредственно, но соприкасаясь с телом все забывает. Если человек стремится к познанию, душа вспомнит, Если же человек не стремится к познанию, то душа может остаться слепой.
29 Учение Платона о гос-ве. Важной частью социальной философии Платона стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройстве и миф о душе. Согласно этому учению в идеальном государстве есть 3 сословия: - философы( мудрецы)- управление гос-вом; - стражи( войны)- Воля и защита гос-ва от внутренних(страсти) и внешних(ложные взгляды) врагов; - ремесленники- чувства. Создают материальные блага. Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души: - если развит разум- становится философом; - если развита воля- стражем; - если чувство- ремесленник и земледелец. Эти три сословия обладают разными правами: ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют. Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию,т.к. они построены на принципах разумности и справедливости. А худшими- тимократию (власть честолюбивых),
демократию(власть народа), олигархию(власть богатых) и тиранию, так как в них отсутствует разумное начало, и принцип справедливости уступает место корыстолюбию и эгоизму.
№30 Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания. Аристотель, IVв. До н.э. Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей(эйдосы) от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности. 4 Элемента структуры всякого бытия: - материя (материальная причина) - потенциальное бытие; - форма(формальная причина) - эйдос сущности вещей; - движущая причина - источник развития каждой вещи; -целевая причина - цель или некое конечное состояние, к которому стремится каждая вещь. Сущностей столько же, сколько и самих предметов. Структура бытия иерархична, то есть эйдосы (сущности) вещей соотносятся друг с другом как высшие с низшими. Низший уровень - материя, высший эйдос - Нус (ум), материальной причиной которого является весь мир в целом ( космос). Теория познания. Единственный способ познания- изучение материального мира, то есть конкретных предметов: чтобы познать истину, надо изучать природу( основополагающий принцип науки). Аристотель разработал учение о методах научного познания. Основные принципы научного знания: наука должна объяснять все многообразия, всеобщность и необходимость научного знания(объективность научного знания). Аристотель выступал против релятивизма софистов. Системность. Все элементы научного знания строго взаимосвязаны и отражают структуру бытия. Доказательность. (Аристотель создает логику как науку). Аристотель разработал учение о методах научного познания. Такими методами он назвал: 1.) диалектику-метод получения вероятного знания; 2.) индукцию(наведение)- метод нахождения посылок знания; 3.) определение и доказательство- методы получения достоверного знания. Аристотель приводил следующую классификацию наук: - теоретические (первая философия-метафизика; вторая философия-физика; математика), - практические (политика, этика), - поэтические(риторика, поэтика). Самой совершенной наукой он считает 1-ю философию, потому что она лишена всякого практического смысла. Другими науками человек занимается ради практической пользы.
31. Социальные и этические взгляды Аристотеля(384-322 до н.э.). Душой государства Аристотель считал военных и членов законно- совещательного органа, то есть людей с практическим умом. Человек по Аристотелю - «Политическое животное», а целью государства является общее благо. Аристотель рассматривал 3 формы чел. Общения: дружба, хозяйственная жизнь, государство (объединяет всех членов общества ради общего блага - счастье каждого). Аристотель называл след. формы правления: (Эти формы правления считал наилучшими) - монархия; -аристократия; -полития; (неприемлемые):-тирания; -олигархия; -демократия. Этические взгляды Аристотеля. Этику - Аристотель называл наукой о добродетели (соответствие вещи своей сущности). Главный принцип - нужно быть добродетельным. Виды добродетели: -Добродетели ума - мудрость( теоретический разум) и рассудительность(практический разум). -Добродетели характера - этические добродетели; принцип «Золотой середины» между двумя крайностями. К ним относятся ( добр. характера)- мужество, умеренность, щедрость, благородство, самодостаточность, скромность, правдивость, любезность. Добродетели возникают тогда, когда разум начинает управлять страстями.