Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 387.83 Кб (Скачать)

 

 

41. Социально-правовой идеал эпохи Просвещения и его философское обоснование. Именно идеи просвещения об устройстве гос-ва легли в основу современных цивилизованных обществ. К ним относятся:

- Идея суверенитета народа: гос-ная власть принадлежит исключительно народу в целом и лишь временно, по договору, передается избранным народом чиновникам.

- Идея общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народом и избираемым им правительством

- Принцип разделения властей: для исключения злоупотребления власть должна быть разделена м/у различными, взаимно контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями - законодательной, судебной и исполнительной властями.

- Принцип демократического участия всех граждан в осуществлении власти: каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы гос власти, имеет право влиять на создание и функционирование гос-ва. Философским обоснованием всех этих идей и принципов стали концепции естественных прав, теория общественного договора. Правоведы стремились защитить права каждой личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Государство признавалось результатом договора между народом и правительством, заключенным во избежание «войны всех против всех». По нему государство обязывалось защищать народ, а народ соблюдать правовые нормы. Локк создал концепцию естественных прав. Он исходил из того, что личность обладает тремя неотъемлемыми правами: право на жизнь, на свободу и право на собственность. Он настаивал на необходимости уважения и соблюдения самостоятельности индивида, уважения к конституции. Идеал государства - абсолютная монархия.

 

 

42. Критическая философия Канта. И. Кант в своей философии подверг сомнению претензии человека на объективное знание, претензии разума и науки на универсальность и объективное отражение действительности. Кант выстраивает свою фил.систему, которая должна была объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру. Философская система Канта включает «Критику чистого разума», в которой обсуждается теоретическая способность познания; «Критику практического разума», где рассматривается воля, и «Критику способности суждения», где исследуется эстетическое и телеологическое, прекрасное и целесообразное, а также их взаимосвязь. Свое учение Кант называет трансцендентальным идеализмом. И. Кант полагает, что «всякое познание вещей из одного лишь только рассудка и разума есть одна лишь видимость и истина только в опыте». В его учении речь идет о применении априорного познания (существующего до опыта и применимого к опыту). Хотя всякое познание по Канту начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, ибо часть знания порождается самой познавательной способностью. Такими априорными знаниями на уровне чувственного восприятия являются пространство и время. Вторая познавательная способность представлена рассудком. Только соединение рассудка и чувственности дает полное знание, т.к. чувственность обладает содержанием без понятий, а рассудок имеет пустые понятия без содержания. Разум, третья способность познания, в отличие от рассудка направлен не на опыт, а на создание правил для деятельности рассудка. Кант выделяет 3 идеи разума: а) психологическую (идею о душе как безусловном единстве всех душевных процессов); б) космологическую (идею о мире как единстве); в) теологическую (идею о Боге как безусловной причине сущего). В своей онтологии Кант выделял: - Мир вещей-в-себе - мир сущностей (ноуменальный); - Мир вещей-для-нас - мир явлений феноменальных. Человек может познавать только мир явлений, а сущности ему недоступны. Кант был рационалистом, т.е. признавал роль разума в познании мира. Он называл 4 антиномии противоречия чистого разума: - мир имеет начало во времени и пространстве (на самом деле мир бесконечен). - всякая сложная вещь состоит из простых частей (на самом деле в мире нет ничего простого). - Все в мире подчинено законам природы  (на самом деле существует свобода). - Миру принадлежит абсолютно необходимая сущность, как его причина (на самом деле такой сущности нет. Кант критиковал и бессилие разума для обоснования моральных законов. Категорический императив (безусловное повеление) Канта: - «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла служить основанием всеобщего законодательства». - «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели». Обоснование этих законов возможно только в религии. Именно в рационалистической философии Канта проявился кризис субъект-объектного мировоззрения (противопоставления Сб и Об познания). Закономерным следствие такой философии стало отрицание возможности познания объективной истины.

 

 

43. Система абсолютного идеализма Гегеля. По Гегелю, всеобщее есть сущность предмета, а  единичность предмета есть форма проявления всеобщего. Цель познания заключается в том, чтобы увидеть за внешней формой внутреннюю, за многообразием единичного - всеобщее. Высшей формой всеобщего является идея, которую Гегель отождествляет с мышлением. Согласно его философской системе объективного идеализма, мышление существует везде и во всем. Но всеобщее не существует в чистом виде, оно существует и проявляется только в формах развивающегося понятия. Философия Гегеля есть картина процесса развития этого единства, которое принимает след.формы: а) абстрактное тождества; б) различие; в) противопоставление как противоречие; г) конкретное тождество как новое единство. Этот процесс смены форм Гегель называет абсолютной идеей, а свою философию - абсолютным идеализмом, в котором всеобщая идея приобретает особенную определенность. Гегель называл 2 свойства абсолютной идеи: способность к саморазвитию и стремление к самопознанию. Процесс развития материального мира, человеческого общества и человеческого сознания он рассматривал как результат саморазвития абсолютной идеи. Основа фил.системы Гегеля представлена в его «Энциклопедии фил.наук». Энциклопедия состоит из трех частей: науки логики (абсолютная идея (АИ) описывается в сфере чистых понятий, в системе категорий), философии природы (это развитие АИ в материальном мире), философии духа (описывает процесс развития АИ в духовной культуре человечества: А. Субъективный дух (сознание); Б. Объективный дух (история); В. Абсолютный дух - высшая ступень развития абсолютной идеи. Идеализм Гегеля заключается в том, что у него предпосылкой природы явл. Дух. Именно в человеке и человеческой культуре завершается процесс познания абсолютной идеи, появляется философия. Т.о., в философии Гегеля процесс познания мира рассматривается не как деятельность индивидуального субъекта, а как завершающий этап эволюции абсолютной идеи. Важное достижение Гегеля - диалектический метод исследования: необходимость изучения любого предмета или явления в его развитии и в связи с другими предметами. Гегель основал диалектическую логику и открыл три закона диалектики:

- единства и борьбы противоположностей - указывается источник развития явлений природы, скрытый в самом объекте

- закон перехода количественных изменений в качественные - изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела

- закон отрицания - характеризует направление процесса развития как логическое противоречие и его снятия.

 

 

44. Антропологический материализм Фейербаха. Религия в системе материалистической философии. Материализм Фейербаха носит антропологический характер, т.к. в центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Основной идеей философии стало рассмотрение познания сущности человека как ключа к решению всех философских проблем, всех противоречий. Человек - природное существо - ее сила, а не цель. Именно это обуславливает универсальность сущности человека. Фейербах указывал на следующие свойства человека:

- мышление и сознание

- общительность, т.е. человек приобретает свою сущность лишь в процессе общения.

Понятию человека он противопоставлял понятие природы. По сути, природа - это та же материя. Она вечна, объективна и несотворена. Природа самодостаточна и независима от созерцания. В теории познания Фейербах был материалистом, он называл науку абсолютной (философской) природой. Процесс познания он сводил к отражению образов в сознании человека. Содержанием сознания Фейербах считал знание, а главным процессом - мышление. Источником познания считались чувства, т.е. Фейербах был сенсуалистом. Основной задачей познания Фейербах считал разоблачение религии. По Фейербаху бог существует только в сознании людей. Основой критики религии стала теория естественного происхождения религии - перенос человеческих качеств во вне и их абсолютизация. Он называет следующие причины появления религии:

- боязнь стихии

- боязнь смерти

- невозможность познать тайну человека

- социальная несправедливость

Фейербах противопоставляет религии природу, вере в бога - веру в человека. Он критикует религии за несвободу и называет бога - отчужденной от человека силой. Важным понятием в этике Фейербаха является понятие добра, которое соответствует человеческому стремлению к счастью. При этом эгоистическое стремление к счастью не порождает добро. Главным критерием морали Фейербах назвал благо человека. Важным принципом стало поклонение человеку как любовь человека к человеку (в материализме этот принцип один из основных).

 

 

45. Мировоззренческие основания позитивизма. «Философия науки» О.Конта

Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание м.б получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование. Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Развитие человеческого знания прошло 2 стадии: теологческую (связано с верой в бога) и метафизическую (изучение мира как единого целого). Сейчас человечество находится на третьей стадии - позитивной, где главную роль играют наука. Задачей позитивной философии Конт считает обобщение и систематизацию научных знаний о мире. Задача науки по Конту - это не изучение сущности и объективной связи м/у явлениями, а описание последовательности явлений, т.е. он отрицал возможность познания объективной истины. Конт приводит следующую классификацию наук по степени сложности изучаемых объектов и уменьшению абстрактностей: матеметика, астрономия, физика, химия, физеология, социология, мораль. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем.

 

 

46. Основные этапы эволюции позитивизма. Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание м.б получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование. Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов:- Классический (Конт, Спенсер, Милль) Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем. - Махизм (Мах, Авенариус) - появился в конце 19 века. Ставится задача очиститься не только от философии, но и от всех ненаучных размышлений, критикуется всякий опыт (эмпириокритицизм). Провозглашается отказ от деления на субъект и объект познания (субъективный идеализм). Главной задачей науки называется описание фактов опыта. Познание становится возможным только благодаря координации субъекта, когда он познанет сам себя, а через это - свое окружение. - Неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап) - это течение претендовало на анализ и решение актуальных философских проблем, выдвинутых развитием науки. В нем восполнен недостаток логики, которая по мнению неопозитивистов является сущностью любых рациональных суждений. Философия - это логический анализ, который дает не новое, а формальное знание. Происходит лингвистический переворот в позитивизме: элементарные факты обозначаются именами, а их сочетания - предложениями. Выдвигается мнение о необходимости проверки - верификации знаний. - Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун). Постпозитивизм не является единой концепцией, а представляет собой множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму: А) Поппер - Задача эпистемологии (философии научного знания) - это разрешение проблемы роста знаний. Этот рост достигается в дискуссии. Согласно Попперу в мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Теория носит гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения, которые можно опровергнуть, фальсифицировать. Здесь на помощь приходит философия. Б) Лакатос - выявил метедологию научно-исследовательских программ, подчеркнув важность сравнения одной теории с другой. Он подчеркивал важность моментов сравнения в процессе развития знания. Научно-исследовательские программы содержат несколько теорий, в которых должно быть твердое ядро, разрушение которого приводит к переходу к новой программе. В) Фейерабенд - критикует кумулятивизм, по которому развитие знаний происходит в результате постепенного накопления. Он ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теории, т.е. выступал за плюрализм в науке, считая каждую теорию приемлимой, если она принимается научным сообществом. Г) Кун - отводит важную роль парадигме, .т.е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Тем самым он подчеркивал, что наука - это результат деятельности научных коллективов, где большую роль играют социальные и психологические аспекты.

 

 

47. Проблема человека в философии жизни. Ницше о сущности религии и морали. В основе философии Ницше лежали следующие основополагающие принципы: - Ценность жизни как единственная безусловная ценность

- Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» (эта воля - основа права сильного, она превыше всех моральных, религиозных)

- Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

С т.з. права сильного и понятия воли к власти Ницше выводит все основания своей морали. Он утверждает, что она возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. ОН призывал пересмотреть принципы христианской морали: «хорош тот, кто терпит страдания, болеет, мучается, а знатные и могущественные - отвергнуты богом».  По поводу формы гос устройства Ницше также придерживался положений и принципов «Морали господ», например он отвергал демократию - показатель упадка и разложения власти. Всем требованиям морали господ удовлетворят сверхчеловек - центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Существовали генетические характеристики сверх человека и фенотипические признаки. Кроме того существовала двойная мораль сверхчеловека: по отношению друг к другу - это дружелюбные люди, а по отношению к «чужим» - они руководствуются инстинктами. В качестве особенности сверхчеловека Ницше называл аристократичность, он презирал буржуазию - лишь по случаю возвысившуюся над другими. Лишь сильный человек способен удержать власть. Проблема в том, что сверхчеловека еще не существует, его надо создать, тогда он займет место бога.

 

 

48. Философские проблемы психоанализа. З.Фрейд о структуре личности и сущности культуры. Психоанализ появляется в начале 20 века. Он обращен к человеку. З.Фрейд предполагал следующую структуру личности, которая формируется в зависимости от среды: - бессознательное - «ОНО» - это подсознание, которое содержит инстинкты и неосознанные желания. Человек не контролирует и не знает о содержании своего подсознания. ОНО выходит наружу лишь в снах, оговорках и при сеансах гипноза.- сознание - «Я» - содержит все мыслительные процессы, память, волю, внимание. Этот уровень является основным в структуре личности и наиболее изученным.- сверхсознательное - «сверх-Я» - является внутренним цензором и содержит все нормы и моральные установки и принципы. Причиной неврозов у человека является неспособность сознания удовлетворить требованиям «ОНО» и «Сверх-Я». Для решения этой проблемы З.Фрейд использовал метод психоанализа, заключавшийся в осознании проблем, лежащих в бессознательном. Культура по З.Фрейду - это результат сублимации, т.е. перенаправления энергии человека с неосуществимых желаний и потребностей на внешнюю среду.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"