Шпаргалка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "ЭФилософия"

Файлы: 1 файл

Shpory_Filosofia.docx

— 84.84 Кб (Скачать)

1.Понятие мировоззрения.  Сущность и структура 

Современные условия требуют  от человека сознательного отношения  к происходящим событиям, понимания  сути того, что с нами происходит, умения видеть перспективы развития мира, понимания смысла жизни, места  человека в существующем мире и т.п. Такого рода представления человека составляют его мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность идей, представлений и знаний человека об объективной действительности, дающих единое понимание происходящих в  ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления  и идеалы.

 Подумаем, ограничивается  ли мировоззрение системой научных  знаний? Кроме сказанного, мировоззрение  представляет собой систему обобщенных  чувствований, интуитивных представлений.  Таким образом, мировоззрение  включает как теоретические, логические, объективные знания, так и знания, основанные на субъективных переживаниях, знания, отражающие  способность  человека чувственно – эмоционально, образно осваивать действительность.

Итак, мировоззрение включает в себя две основные сферы:

мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера  и

миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная    сфера.

        Основой  мировоззрения являются знания. Однако, чтобы знание обрело мировоззренческое значение, оно должно быть подтверждено нашим опытом и стать убеждением.

Убеждение – это интеллектуальная позиция, устойчивая психологическая  установка, непоколебимая уверенность  в правоте своих взглядов и  идеалов, жизненной позиции.

Идеал – образец, совершенство, высшая цель, определяющие стремления и поведение отдельного человека или социальной общности. (Например, идеал общественного строя, представление  о совершенном человеке, идеальных  отношениях между людьми и т.п.). Жизнь  подлинного человека, личности немыслима  без идеалов, которые, как правило, обращены в будущее. Идеалы определяются совокупным опытом человечества и, в  свою очередь, оказывают могучее  воздействие на жизнь общества и  отдельного человека. Именно идеалы составляют основу духовной жизни человека. И  чем возвышеннее личные и общественные идеалы, тем масштабнее личность и  прогрессивнее данное общество, тем  богаче и благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, мировоззрение не просто является отражением действительности, но и ориентирует на её изменение.

Структуру мировоззрения  составляют:

1) знания, ставшие убеждениями;

2) этические взгляды и  оценки;

3) эстетические взгляды  и оценки (чувственно эмоциональное  освоение природы, искусства,  человеческой деятельности и  оценка их в соответствии с  пониманием красоты);

4) идеалы;

5) вера (особое духовное  состояние человека, психологическая  установка на восприятие воображаемой  реальности как действительно  существующей, уверенность в лучшем  будущем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Исторические  типы мировоззрения. 

Мировоззрение – это систематизированная  совокупность взглядов и представлений  человека на мир и на самого себя как деятельную часть мира. Выделяют типы и формы мировоззрения по самым различным основаниям.

Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более  или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и  философское. Такое деление носит  генетически-исторический характер. Оно  фиксирует наиболее распространённые формы мировоззрения, отражая характер их становления. Они могут сочетаться  в самых разных вариантах в  сознании конкретного человека.

Исторически первой формой мировоззрения  является мифология. Само понятие «мифология»  имеет два значения: первое –  это совокупность сказаний легенд о  богах, о героях, о первопредках, о происхождении и возникновении Богов и Земли, о природном и социальном  мире людей; второе – мифология – это учение о мифах, теория мифа. Миф есть сказание о существенно важном событии в жизни людей. О малом и незначительном, второстепенном в жизни людей миф не слагается. Миф для древнего человека в дифференцированном выражении «слова» обобщал представления о том мире, в котором он жил, о тех силах, которые этим миром руководили. 

«Мифологическое мировоззрение  – это такая картина мира,  которая строится на уровне эмоционально-чувственного познания по законам  воображения  и методом аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого  рода» (Алексеев П.В.) В результате этого  переноса  «мы» (т.е. человек) онтологизируется, а «оно» (т.е. природа) персонифицируется (А.Н. Чанышев). Мифологическое мировоззрение является предшественником религии, философии и науки. Так, первые философские учения о небесных сферах и первоэлементах бытия, первые географические представления, аналогичны представлениям в мифах. Мифологические представления о многосферности мира содержатся в религиях мира. (Христианство, ислам, буддизм – небо, земля, преисподняя). Миф сам по себе нерелигиозен (Ф.Х. Кессиди).

Религиозное мировоззрение. До сих пор существует мнение, особенно распространенное в 30-50 годах ХХ столетия, будто вера противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Слово религия в переводе с латинского языка (religare) – означает связь, соединение. Естественно, что первоначально под религией понимали связь человека с Высшим Миром или Высшим Началом. Однако в настоящее время это значение утрачено. Не существует ни одной религии, ни одного древнего учения, которое не было бы извращено лжеучителями и лжетолкователями. В особенности это применимо к священным писаниям, которые и составляют основу религии. Возможность ложного толкования священного писания заложена в форме изложения, в языке, с помощью которого излагаются истины.

В современном понимании  религия – это мировоззрение  и мироощущение, а также соответствующее  поведение, которое основывается на вере в существование «священного», богов. В отличие от научного знания, имеющего  своим объектом природу, общество и человека, религиозное  знание подразделяет всю реальность на мир естественный и мир сверхъестественный. В религиозной картине мира главное  место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог. 

Ортодоксальное религиозное  мировоззрение  характеризуют следующие  особенности:

1) вера (см. структура мировоззрения);

2) убеждение в возможности  сверхъестественных, вне причинных  и нео-бъяснимых явлений – того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;

3) наличие жестко установленных  обрядов, ритуалов и культа;

4) наличие «Священного  Писания» и последующих теологических догма-тов, которые воспринимаются в качестве Божественного Откровения.

Сходство заключается  в том, что, как и философия, религиозное  мировоззрение предлагает человеку некую систему ценностей –  норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может  планировать своё поведение в  мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в  основе которой лежит акт  божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с  философией. Однако между этими двумя  сферами

 

 

 

 

 

 

3.Понятие,Предмет и объект философии                                                                                                                                                                                                                                 Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие.В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. 
Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это совершенно различные понятия. Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель¬ность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. 
Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. 
Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. 
Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

4.Понятие методов  мышления (диалектика и метафизика)

Метафизический метод  мышления. Характерная осбенность – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не может познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления. Метафизики считают, что различные области мира никак не связаны между собой, имеют постоянную структуру и свойства, вечны и неизменны.

Диалектика (греч. веду беседу)– учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. Выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной. Субъективная Д. развертывется в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная Д. – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека. Объективная Д. – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека. Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Понятие Д. возникло в древней Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов. Вершиной в развити немарксистской диалектити стала идеалистическая диалектика Гегеля. Истинно научное ( понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического принципа. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. 
Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).Мир есть неделимый, развивается от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие постоянно, все предшествующие ступени будут сменены новыми.

 

 

5.Разделы философского  знания

Философия исследует реальность в целом. Однако структура реальности и человеческого познания вынуждают  строить исследование в отдельных  аспектах. Ключевым аспектом философского исследования выступает выяснение оснований реальности, оно формирует один из фундаментальных разделов философии – онтологию (учение о предельных основаниях существующего, или о бытии). На нее опирается (а иногда ей предшествует) гносеология (учение о познании) – исследование возможности, способов и границ познания человеком реальности. Эти две дисциплины составляют теоретическое ядро философии: любой раздел философии явно или неявно опирается на тот или иной тип онтологии и гносеологии. Частным случаем онтологии является антропология (учение о человеке) – исследование человеческой природы (сути). Смысловым завершением онтологии, антропологии и гносеологии является этика (учение о принципах человеческого поведения), которая исследует основания и смысл существования человека, природу и границы его свободного действия. Развитием и углублением антропологии и этики (взятых в аспекте истории человеческой коллективности) является социальная философия, которая исследует фундаментальные закономерности и формы общественного развития. Она распадается на такие разделы, как: философия истории, философия религии, философия права, философия культуры, философия техники и др. Развитием и углублением гносеологии являются логика (учение об универсальных формах мышления) и методология (учение о методах познания). Особым аспектом философского исследования является эстетика (учение о прекрасном): вся философия заинтересована в выявлении фундаментальной гармонии, эстетика лишь сужает этот интерес, фокусируя его на исследовании осязаемых проявлений прекрасного.ОнтологияОсновной вопрос онтологии [греч. ǒντος – родит.п. от őν – бытие, + λογος – слово, понятие, учение] – о предельных основаниях существующего. Он имеет две формы решения: натурфилософскую и метафизическую.  
Натурфилософия [лат. natura – природа, philosophia naturalis – философия природы] – умозрительное истолкование природы, которая рассматривается в ее целостности и объясняется через ее собственные свойства. (Логически слабым местом натурфилософии является объяснение целого через его части). 
Примеры натурфилософских решений вопроса о началах: вода (Фалес, VI в. до н.э.), воздух (Анаксимен, VI в. до н.э.), огонь (Гераклит, VI в. до н.э.), огонь-воздух-вода-земля (Эмпедокл, IV в. до н.э.), атомы (Демокрит, IV в. до н.э.), божественная природа (Б.Спиноза, XVII в.), материя (П.А.Гольбах, XVIII в.), др. 
Метафизика [греч. μετα τα φυσικα – после физики, т.е. то, что существует за пределами природы] – учение об умозрительных началах существующего, которое утверждает их вне-мирную природу – на том основании, что началом мирового целого может быть лишь нечто, превышающее это целое, выходящее за его пределы. (Трудным местом метафизики является объяснение того, как из не-физического (метафизического) возникает физическое, из единого – многое, из неподвижного – подвижное и т.д.).  
Примеры метафизических начал: бытие-мысль (Парменид, VI в. до н.э.), царство идей (Платон, V в. до н.э.), единое (Плотин, III в.), трансцедентный личный абсолют – Бог (патристика, схоластика, II – XIV в.в.), монада (Г.В.Ф.Лейбниц, XVII в.), абсолютная идея (Г.В.Ф.Гегель, XIX в.), др.ГносеологияОсновной вопрос гносеологии [греч. γνωσις – знание, λογος – слово, понятие, учение] – об условиях возможности и границах человеческого познания. На вопрос о возможности знания гносеология выработала 4 основных ответа: эмпиризм, рационализм, скептицизм, агностицизм. 
Эмпиризм [греч. έμπειρια – опыт] – гносеологическая позиция, считающая чувственный опыт единственным иточником и достаточным основанием знания: содержание знания может быть сведено к содержанию чувственности.  
Рационализм [лат. rationalis – разумный, ratio – разум] – гносеологическая позиция, признающая разум (его идеи и аналитическую способность) источником содержания знания и основанием его истинности.  
Скептицизм [греч. σκεπτικος – рассматривающий, исследующий] – гносеологическая позиция, сомневающаяся в возможности получения достоверного (истинного) знания.  
Агностицизм [греч. άγνωστος – недоступный познанию] – гносеологическая позиция, отрицающая возможность истинного знания. 
По вопросу об отношении между познающим (субъектом) и познаваемым (объектом) гносеология сформировала следующие основные типы концепций: наивный реализм, критический реализм, феноменализм, субъективный идеализм, объективный идеализм и интуитивизм.

 

 

6. Возникновение Философии

Философия — один из самых  древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения  философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные предпосылки  возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда  от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии  хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные  представления о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

Древней Индии;Древнем Китае;Древней Греции;

Древнем Риме.

Родоначальниками философии  принято считать:

Лао-цзы (Китай);Кун-цзы (Китай);Шакьямуни (Индия);

Заратустра(Персия);Иеремия(Палестина);Аввакум (Палестина);Даниил (Палестина);Фалес (Древняя Греция);

Анаксимен (Древняя Греция);Анаксимандр (Древняя Греция).

Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия  и представления.

Философия появилась в  результате сращения мифологических и  пранаучных порядков:

— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;

— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.

Главной заслугой первых философов  было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.

Философия пришла на смену  мифологической картине мира и помогла  рационально осмыслить мир.

В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие  бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.

Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.

С самого начала в философии  были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.

Информация о работе Шпаргалка по философии