Шпаргалка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "ЭФилософия"

Файлы: 1 файл

Shpory_Filosofia.docx

— 84.84 Кб (Скачать)

24. Цивилизация как философско-социологическая категория

Цивилизация - есть философско-социологическая  категория для обозначения исторически  определенного качества, складывающегося  в ходе общественно-исторической практики. Существенное значение имеет основной принцип жизни цивилизации, определяемый технологией и культурой. Он представляет собой исходные основы духа народа, его мораль, убежденность, определяющие отношение к самому себе, поведение, интимную устремленность, веру, надежду. Основной принцип жизни конституирует  людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей собственной истории. Он складывается исторически и передается новым поколениям «с молоком матери», путем обучения языку, формирования сознания

25. Философское  учение о бытии

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего  бытие, сферу возможностей, которую  человек в своей деятельности превращает в действительность. Под  бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о  существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что есть.

Постижение категории  бытия, раскрывавшейся в разные времена  с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории, философии.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического  и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия  как материальные, второй – как  идеальные.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии в  его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и  в отвлечении от вопросов, связанных  с его постижением (познанием).

26. Философское  учение о материи

17-18в — период становления  и развития материализма. Материализм  принимает бытие как физическую  реальность, противостоящую человеку. Материя — первооснова бытия,  она бесконечна в пространстве  и времени и не зависит от  нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Материя – это объективная  реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через  основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор  его свойств.

Материализм понимает материю  как единственно существующую субстанцию. Материя охватывает бесконечное  множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной  основой всевозможных свойств и  форм движения. Она несотворима, неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются пространство; время; движение как способ существования материи.

Объективная непрерывность  пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования.

Понятие материи прошло несколько  этапов в своём историческом развитии:

этап наглядно - чувственного её представления, этап вещественно-субстратного представления о материи, этап философско-гносеологического  представления о материи, этап философского субстанциально-ксиологического представления о материи.

27. Язык и речь  как атрибуты сознания

Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме  своего выражения – языке. Сознание и язык представляют собой единство, но это – диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как  и мышления без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Это видно уже из того простого факта, что законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики.

Вся человеческая жизнь возможна только как совместная социальная деятельность. Для такого способа бытия необходим  язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самосознания. Для реализации познания, его передачи и общения  человеку необходимо слово, речь.

Будучи отражением действительности, сознание «лепит» формы и диктует  законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет знака, там нет отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, осуществляет речевую деятельность.

28. Мышление как  свойство сознания

Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания.

Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником.

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких  объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут  быть непосредственно восприняты.

Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых  обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в  трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это  форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи  и отношения действительности. Понятия  возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в  виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями  – это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения. Суждение – это такая форма  мысли, в которой посредством  связи утверждается (или отрицается) что-либо – о чем-либо. К тому или  иному суждению человек может  прийти либо путем непосредственного  наблюдения какого-либо факта или  опосредованно с помощью умозаключения. Умозаключение – это форма  мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

29. Структура сознания

Структура сознания — это  единство элементов целого и их связей.

Три основные категории психических  явлений (психические процессы, состояния  и свойства личности) входят в структуру  индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью  и константностью, взаимодействие которых  и определяет диалектику сознания личности.

Константность сознания —  это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Динамичность же сознания — это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых  является отдельной сферой сознания. Первая - сфера телесно-перцептивных способностей (ощущения, восприятия и конкретные представления), с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.

Вторая - логико-понятийные компоненты сознания. Это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Третья - эмоциональная компонента сознания - это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Четвертая - ценностно-мотивационная компонента сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, фантазии, продуктивное воображение, интуиция.

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания, которых  в современной философии и  психологии принято выделять три  – бессознательное, осознаваемое и  сверхсознательное.

30. Биологические  и социальные предпосылки сознания

Фундаментальной предпосылкой возникновения сознания является, отражение, поэтому рассмотрение сути данного  понятия является важной задачей.

Отражение представляет собой  взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки. Оно проявляет себя в том случае, когда предмет в процессе взаимосвязи  с другими вещами воспроизводит  их структуру, особенные черты и  способ поведения. Иначе говоря, отражение есть способность предмета изменять свое состояние в ответ на воздействие извне.

Социальными предпосылками  возникновения сознания являются труд и язык. В известном смысле можно  сказать, что труд создал человека. Процесс его возникновения охватывает миллиарды лет и с однозначностью трудно определить временные рамки  появления сознания. Вместе с тем  можно определенным образом утверждать, что с момента изготовления искусственных  орудий труда у человека начался  и процесс формирования сознания. Ведь для того, чтобы сделать элементарный топор или копье, первобытному человеку необходимо было в голове образно  представить конечный результат  этих изделий. Формирование идеальных  образов предметов, ранее не существующих в природе, и явилось началом  возникновения сознания.

31. Многообразие  видов общественно-практической  деятельности людей порождает  многообразие форм общественного  сознания.

Формы общественного  сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное.

1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления:

– о хозяйственной жизни  общества(и социальной группы, в том числе семьи);

– о производстве и распределении  материальных благ;

– о собственности и  управления ее видами;

– о торговле и финансах, доходах и расходах.

2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

Философско-методологические концепции экологического сознания:

1) природа несовершенна, поэтому  необходимо ее улучшать и совершенствовать  с точки зрения обитания человека  для полного поглощения естественной  природы искусственной.

Возражения:

а) нет бесспорных доказательств  несоответствия естественной среды  оптимальным условиям жизнедеятельности  человека;

б) активное экологическое  производство может нарушить хрупкое  равновесие в природе и сделает  экологическую катастрофу неотвратимой;

в) велика опасность, что бактерии, вирусы, паразиты человека, быстро приспосабливающиеся  к искусственным условиям, создадут угрозу существованию людей как  биологического вида;

32. Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную систему. Основными ее структурными образованиями являются принципы, категории и законы.

В философской науке существует много философских принципов, среди  которых можно выделить: принцип  материального единства мира, принцип  первичности материи и вторичности  знания, принцип единства теории и  практики и т.д.

К основным принципам диалектики следует отнести: принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности  вещей и принцип изменения  и развития.

Учет многообразных связей материального мира является необходимым  условием для осуществления практической деятельности человека.

Важнейший принцип диалектики - принцип развития. Он выражает то фундаментальное положение диалектики, с признанием которого, связано представление об изменчивости материального мира.

Категории диалектики

Категории диалектики объективны по своему содержанию, но по форме выражения  реальных связей носят субъективный характер. Они являются своеобразными  ступеньками познания мира. С одной  стороны, в них отражаются всеобщие свойства реальных предметов, а с  другой - посредством логических форм мышления фиксируется знание о данных предметах.

Категории являются структурообразующими элементами законов  диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в иочественные и закона отрицания отрицания.

Центральное место  в материалистической диалектике принадлежит  закону единства и борьбы противоположностей, так как он раскрывает источник и движущую силу всякого развития.

Содержание данного закона раскрывается посредством таких  категорий, как «тождество», «различие», «противоположности», «противоречия».

33. Философские проблемы антропогенеза.  
Проблема человека есть основная проблема философии. Человек — наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много. Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона. Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, который, в противоположность первому, примирил человека не только с природным миром, но и с самим собой

Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ. Индивид – это конкретный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности). Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т. е. приобретается определенный социальный опыт. Выделяют физическую, социальную и духовную личности.. Стать личностью, есть задача человека. Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Противоположностью индивидуального неповторимого является типовое. Предельный случай типизации технических устройств — стандартизация. Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе. Человек не только существо, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в обществе.  
34. Индивид – это конкретный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности). Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т. е. приобретается определенный социальный опыт. Выделяют физическую, социальную и духовную личности. По мнению рус философа Бердяева, индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду. Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества. Стать личностью, есть задача человека. Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Противоположностью индивидуального неповторимого является типовое. Предельный случай типизации технических устройств — стандартизация. Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе. Человек не только существо, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в обществе. 

Информация о работе Шпаргалка по философии