Шпаргалка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "ЭФилософия"

Файлы: 1 файл

Shpory_Filosofia.docx

— 84.84 Кб (Скачать)

35. Личность – это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Личность – субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Успешное осуществление того, что понимается под смыслом жизни, сопровождаемое положительной самооценкой личности, выражающей удовлетворенность общим течением своей жизни, составляет счастье в его широком философском осмыслении. Отсюда делается практический вывод: жизнь, не имеющая смысла, не может быть счастливой. Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями. Фундаментальным фактором бытия личности, утверждающим ее достоинство, является субъект-субъектное отношение – общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге. Кроме того, личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д. Личность как субъект многообразной активности обладает автономным «Я», препятствующим ею отождествлению с ее ролями. Существенное значение для обеспечения автономии личности имеет ее нравственное самосознание, которое побуждает к исполнению обязанностей сохранения и возвышения достоинства личности в целом. Для И. Канта отдельный человек как личность есть субъект исполнения нравственного долга, принадлежащий миру свободы, а как лицо он детерминирован природными и социальными закономерностями и принадлежит миру необходимости, миру природы.

36. Проблема познаваемости  мира и человека является одним  из ключевых философских вопросов. Познание – процесс получения более или менее адекватного знания о действительности, имеющего определенное практическое значение. В истории науки сложились следующие главные подходы к решению вопросов познания:

А) гносеологический оптимизм исходит  из принципиальной веры в способность  людей, опираясь на предметную сущность ощущений, постепенно продвигаться по пути постижения объективного мира и  самопознания; 
Б) для «теоретико-познавательных» пессимистов (скептиков) характерны сомнения в отношении указанной выше способности. Они основаны на констатации неодинакового понимания различными субъектами познания самого источника ощущений (внешний мир – для материализма, сознание субъекта – для идеализма субъективного, Бог – для религии). Из этого скептики делали вывод о «патовой» ситуации в сфере познания;

В) агностицизм – предельное выражение  скептицизма, основанное на преувеличении  противоречий процесса познания и недооценке роли практики в нем.

Познание выступает взаимодействием  его объекта (мира или самого человека) и субъекта – общественного человека, ведущего социально-значимое исследование объекта. Поскольку познание можно  трактовать как «потенциал сознания в действии», то структура познавательного  процесса симметрична структуре  сознания. Соответственно различают: бессознательно-интуитивное, чувственное и рациональное в познании. К аппарату чувственного относят ощущения (дают фрагментную информацию об объектах), восприятия (образ предмета в целом, исходя из многообразия ощущений) и представления, благодаря которым в памяти человека воссоздается образ объекта, ранее воспринимавшегося им непосредственно. Данное познание не позволяет в полной мере выявить существенные стороны его объекта. Последнее возможно на ступени рационального (от лат. ratio – разум) или абстрактного (фиксирующего главное в явлениях – при отвлечении от неглавного) познания, когда «работают» научные понятия (абстракции), суждения (мысли, основанные на понятиях) и умозаключения – как индуктивного (познание движется от частных суждений – посылок к общему выводу), так и дедуктивного (от предпосылочного суждения к частным выводам) плана. Творческая интуиция (догадка, способная перерасти в предположительное знание типа гипотезы) характерна и чувственному, и рациональному в познании. В науке она проявляет себя как внезапное, на первый взгляд, открытие нового. На самом деле интуитивное озарение – это следствие предшествующего ему колоссального труда ученых. Все три элемента структуры познания взаимопроникают, дополняя друг друга. Исторически не правы как сенсуалисты (от лат. sensus – чувство), абсолютизировавшие чувственное познание, так и их оппоненты – рационалисты.

Немалую роль в познании играет практическая деятельность людей. Она включает в  свою структуру объекты преобразования, способы решения поставленных задач, цель и конечный результат. В философском  понимании практика – это не любая  предметно-материальная деятельность, а имеющая общественно-значимый характер. Ее субъект – общественный человек, ориентированный на сознательное преобразование либо «консервирование»  каких-то сфер бытия. Практика прежде всего выступает источником познания, поскольку в ее горниле возникают масштабные цели познания. Несомненна роль практики как важной движущей силы процесса познания, направляющей, регулирующей его. Наконец, она самый беспристрастный и потому эффективный критерий истинности познания. Знание, ею подтвержденное, становится безоговорочной истиной. Но практика не может, как волшебная палочка, удостоверить точность любого знания, особенно того, которое опередило ее на данный момент (например, теоретическое практику сегодняшнего дня).

 

37. Обычно истину определяют  как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем, и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Ценность знания определяется мерой его истинности.

Истина относительна, ибо она  отражает объект не полностью, не исчерпывающим  образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. Относительная – точная, полная, верная в определенных условиях знания.

Абсолютная истина – точная, полная, верная при всех условиях знаниях  об окружающей действительности.

К абсолютным истинам относятся  достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим  развитием науки, а обогащается  и постоянно подтверждается жизнью.

Объективная истина имеет три аспекта:

1) бытийственный --- фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие.

2) аксиологический --- нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности. Приравнивается к любви, нраву и воле.

3) праксеологический --- истина связана с практикой

 

38. Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляется  как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействия характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

Движущей силой общества в широком  смысле является интерес, стремление людей  находить лучшие формы жизни. В узком  смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном  этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

39. Современные модели общества

Моделей общества у человечества пока что слишком мало, чтобы заявлять, что их поле исчерпано. Поэтому остановимся  на некоторых современных, чтобы  перейти к модели общества, вытекающей из Духовной Этики.

1. Рабовладельческий тип общества. Существующее общество отражает традиционно понимаемый старый Глобальный Критерий: в нём чётко проявляется максимизация накопления материальных средств, отражающее принятый за основной тип власти, остальное лукавство для рабов. Это тип рабовладельческого общество, разновидностей которого человечество знало предостаточно. Существующие границы государств являются чёткими и незыблемыми. Основное поле плодородия материальная основа Жизни. Главные оценки в таком обществе начинаются с категории свободы как вершины этики.

2. Либеральный тип общества. Современное демократическое общество это свободный рынок как поле плодородия, плюралистически определяющее бесчисленное множество личных критериев жизни людей. Глобальный Критерий тут почти повторяет предыдущий, но уже размазывается в сторону начала духовных ценностей и нравственных ограничений. Существующие границы государств отрицаются Этика в целом ущербна, ибо она строится на крайнем либерализме в ущерб общности. Главные оценки в таком обществе начинаются с категории свободы грабежа и прав на него как вершины этики.

3. Коммунистический тип общества. Защищает социальные завоевания общество от разгула либерализма. Значительный рост духовных ценностей и нравственных ограничений связан, прежде всего, с сведением каждой личности до некоторой номинальной, наделёнными одинаковыми правами. Лицемерен в отличие от предыдущих в отношении равенства прав правящей элиты с правами номинального человека. Глобальный Критерий служение личности интересам общества. Главные оценки в таком обществе начинаются с категорий справедливости и формального равенства в ущерб свободе.

4. Фашистский тип общества. Скрывается под личиной либерально-демократических, социал-демократических, социал-националистических или других свобод и идеалов. Глобальный Критерий силовая, моральная и идейная экспансия данного общества откровенно проповедуется как право со стороны Бога на мировое господство. Часто путают с коммунистическим типом общества. Главные оценки в таком обществе начинаются с категории безграничной свободы для одного богоизбранного народа, этноса, группы или партии как вершины этики.

40. Современная  научно-техническая революция и  ее возможные последствия

Во-первых, изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых, начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих, происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых, изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется  тем, что циклические технологические  процессы все более вытесняются  непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и  т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте  и т.д.).

В-пятых, изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых, изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых, изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых, совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

 

41. Глобальные проблемы  современности, их природа и  пути разрешения

1. Проблема предотвращения  новой мировой войны. Поиски  путей предотвращения мировых  конфликтов начались практически  сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом. 

На сегодняшний день можно  констатировать тот факт, что вероятность  конфликта между ведущими державами  мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.

2. Проблема преодоления  экологического кризиса и его  последствий. Эта проблема является  наиболее актуальной. В процессе  своей хозяйственной деятельности  человек долгое время занимал  по отношению к природе позицию  потребителя, нещадно эксплуатируя  ее, полагая, что природные запасы  являются неисчерпаемыми. Одним  из негативных результатов человеческой  деятельности стало истощение  природных ресурсов, загрязнение  окружающей среды. В результате  опасные для жизни и здоровья  человека вещества выбрасывались  в атмосферу, разрушая ее, попадали  в почву. Загрязнению подверглись  не только воздух и суша, но  и воды Мирового океана. Это  приводит как к уничтожению  (вымиранию) целых видов животных  и растений, так и к ухудшению  генофонда всего человечества. Решить  проблему преодоления экологического  кризиса человечество может только  сообща. В 1982 г. ООН приняла  специальный документ — Всемирную  хартию охраны природы, а затем  создала специальную комиссию  по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в  деле разработки и обеспечения  экологической безопасности человечества  играет такая неправительственная  организация, как Римский клуб. Что же касается правительств  ведущих держав мира, то они  стараются бороться с загрязнением  окружающей среды путем принятия  специального экологического законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по философии