Шпаргалка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "ЭФилософия"

Файлы: 1 файл

Shpory_Filosofia.docx

— 84.84 Кб (Скачать)

15. Философии Возрождения

Философия Возрождения - это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Наиболее общая отличительная черта философии возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного Абсолюта. Отсюда присущий ей светский и гуманистический характер и большой удельный вес в ней космологических и натур философических концепций.

16. Причины зарождения  и сущность и философии Возрождения

Эпоха Возрождения для  наиболее развитых европейских стран  явилась временем зарождения капиталистических  отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных  конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Поэтому одной из причин возникновения  Ренессанса является причина экономическая, так как это было время бурного  развития ремесел, возникновения и  укрепления городов (недаром Возрождение  начинается именно в Италии, где  существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической  точки зрения). Экономически свободные  люди для оправдания и обоснования  своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое  давали оторванные от жизненной практики схоластические построения атомистов  и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила  появиться.

Очевидно, что кроме чисто  экономических причин, которые, несомненно, действительно существовали, были и  другие причины, иначе сложно будет  объяснить, почему Ренессанс возникает  именно в Западной, а не в Восточной  Европе, именно среди западного, а  не восточного христианского вероисповедания.

Не последнюю роль в  возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила  центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона  католической жизни служила немалым  толчком для возникновения свободомыслия  ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

17. Эмпиризм философии Нового времени

Европейскую философию 17 века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция  переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации  оказывается надолго отброшенной  с переднего края общественного  развития.

Для философского направления  нового времени характерна проблематика гносеологии.  
Представители эмпиризма: Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк. 

Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального  познания (понятий, теории). 
Основоположник эмпиризма Ф. Бекон. Его труд это «Новое органо». Он являлся ярким сторонником схоластов. Главная задача, которую он ставит это выработку универсального метода изучения природы.  
Его афоризмы:  
1. «Человек должен из слуги превратиться в ее господина» 
2. «Природа не храм, а мастерская» 
3. «Знание - сила» Томас Гоббс 
Посветил описанию общества.  
Главная работа: «Левиофан», - описывает, как устроено обществу и как должно развиваться.  
Афоризмы: «Человек человеку волк», «Война всех против всех» 
Плюсы и минусы человека, когда он пребывает в состоянии общества или государства.  
Плюсы общественного состояния: 
Человек получает от общества гарантию и стабильность своего существования.  
Минусы: 
Человек отчуждает часть своих свобод государству.  
Дж. Локк  
«Рассуждение о человеческом разуме» 
Ему принадлежит главная идея формулировка тезиса эмпириков: «В разуме нет ни чего, чего бы прежде не было бы в ощущениях».  
Человеческий разум характеризуется как «Чистая доска или чистый лист бумаги».  
Ели есть врожденное знания, то оно должно быть врожденного всем людям.  
Является автором двух видах качеств вещей: 
1.первзичные качества 
2.вторичные качества

 
18. Рационализм философии Нового времени

Рационализм — философское  направление, признающее разум основой  познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных  устремлений человека.

Основы альтернативной эмпиризму  рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило  очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается  очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило  анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило  синтеза, заключающееся в том, чтобы  «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов  простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило  контроля. На этом этапе проверяется  полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом  правила метода Декарт применяет  к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные  истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку  я сомневаюсь, я мыслю. Существование  моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого

19. В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Анг лия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах раз­витие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,–вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвеще­ния–культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его свето­носной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самосто­ятельно!–таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют ог­ромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отста­лости, она вступила в период первоначального капиталистического накопле­ния. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распростране­нии просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здраво­го смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

20. Кант и преодоление солипсизма

С самого начала необходимо констатировать, что при всей своей  продуктивности и эвристической  значимости кантовская теория субъективности страдает одним существенным недостатком: она начисто исключает всякую возможность коммуникации. Кантовский априоризм полностью вписывается  в общее русло классической философии  с ее «методическим солипсизмом». Все правила мышления, как и моральные нормы, исходят от самого субъекта. Он сам устанавливает принципы своей деятельности. Кантовский трансцендентализм не является идеализмом (в отличие, например, от Гегеля или Гуссерля). Однако упрек в методическом солипсизме едва ли можно от него отвести, поскольку описанный Кантом субъект не допускает присутствия рядом с собой другого, равного себе субъекта. Другим по отношению к нему может быть только трансцендентный Бог и трансцендентный мир.  Впрочем, утверждение, что субъект есть источник априорных форм (норм или правил), по отношению к кантовской философии не столь ясно, как по отношению к развитому после Канта идеализму. По Гегелю субъект порождает формы собственной мысли в процессе диалектического развития. По Гуссерлю субъект усматривает их, как эйдосы, непосредственно присутствующие в сознании. По Канту же правила рассудка не являются ни порождением, ни предметом усмотрения. Субъект просто использует правила. Вопрос о том, где они пребывают или откуда берутся, вообще не ставится. Субъект является их источником только в том смысле, что ему эти правила не могут быть сообщены или предписаны откуда-либо еще. Примечательно, что в отличие от Гуссерля (как и от Декарта) Кант не апеллирует к очевидности. Априорные правила вовсе не очевидны – иначе их пришлось бы признать предметом интеллектуальной интуиции. Они никем не усматриваются, они просто всегда уже есть в каждом конструктивном действии. Вернемся к методическому солипсизму Канта. Он вполне очевиден, поскольку трансцендентальное единство апперцепции предусматривает возможность сосредоточения всей полноты знания в едином сознании. Однако кантовская интерпретация сознания не предусматривает непосредственной данности сознанию его ключевых принципов. Они, как мы только что заметили, не усматриваются в акте прямого Wesenschau, а только действуют при конструировании объектов познания.

21. Гегель и Абсолют

По Гегелю, процесс развертывания  абсолюта проходит вне времени. Он носит  характер, находящийся в вечности. Отсюда следует вывод о вечном существовании природы и о  протекании времени следует говорить только применительно к событиям истории человечества, которая связывается  с развитием духа. У Гегеля процесс  развития абсолюта происходит по замкнутому кругу в вечной и непрерывной  борьбе и единстве противоположностей. Основной идеей, при этом, является то, что конечный результат, то есть синтез этих противоположностей не рассматривается  в отрыве этого о порождения.

22. Философия марксизма

 Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества

23. Иррационализм в европейской философии XIX в

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему («иррациональное»), утверждая, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Религия, например, всегда иррациональна, так как считает божество недоступным человеческому пониманию. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Мыслить рационалистически может и философ-идеалист. Гегель считал, что «скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания», и окружающий мир, следовательно, доступен для научного исследования.Можно заметить, что иррационализм похож на старое философское направление, отрицавшее познаваемость мира, — агностицизм. Их различие состоит в том, что агностики (например, И. Кант) считали мир в принципе непознаваемым, а иррационалисты пытаются найти вне научного знания другие пути преодоления описанных Кантом границ человеческих познавательных возможностей. С точки зрения иррациона-листов сущность мира действительно непостижима для разума, но ее можно попытаться понять нелогическим путем — посредством чувств, эмоций, веры, мистического озарения, интуитивного постижения иррациональной основы всего сущего. В качестве такой иррациональной основы мира называли мировую волю (А. Шопенгауэр), «волю к власти» (Ф. Ницше), непосредственное созерцание и чувство (немецкие романтики), интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, а также «бессознательное» (в иррационалистических трактовках учения З. Фрейда).

Информация о работе Шпаргалка по философии