Шпаргалка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "ЭФилософия"

Файлы: 1 файл

Shpory_Filosofia.docx

— 84.84 Кб (Скачать)

Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.

Основной темой древней  философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.

Главными идеями древней  философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и  ненаучных знаний).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.

2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.

3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться: 

в проблеме мира и его познания;

— в проблеме взаимодействия человека и природы;

— в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами: прекрасного и безобразного; добра и зла; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества; любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и др.

4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии — это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).

Идеализм представлен  в философии Древнего Китая и  Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный  и как субъективный идеализм —  это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.

В философии Древнего Китая  и Древней Индии используются традиционно философские категории:

движение;противоположность;единство;материя;сознание;пространство;время;мир. 
В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:

— как некая «помеха» душе; как некое субстанционное начало.

В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней  Индии подчеркивала важность умозрения  для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника  достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.

Важнейшая проблема социальной философии — это проблема народа и правителя.

Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство  и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация  Древнего Китая и Древней Индии  несет в себе обращение к бытию  личности, ее самосовершенствованию  и самосознанию через уход от материального  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась  неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории  античную философию делят на пять периодов:

— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

— классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).

Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Античная исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается  проблема логики, большой вклад в  ее изучение внесли Сократ, Платон и  Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий  спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания  и интересы власти; имущественное  деление общества.

Античная философия оказала  большое влияние на последующую  философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

9.Милетская школа - известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архее" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным. Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух. Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную". Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами.

10. классический  период древнегреческой философии : Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира. Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

11. Эллинизм — культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362–332гг. до н.э.); для философии эллинизма характерно употребление греческого языка и господство греческой мысли. Религия этой эпохи испытала влияние мысли Аристотеля (384–322 гг до н.э.), синтеза философского учения стоиков (ок.300г. до н.э.) и общего развития точных наук, легших в основу астрального мистицизма, на волне которого в IIIв. возникла эллинистическая астрология. Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали. Ведущие позиции заняли две крупные школы: стоиков и эпикурейцев. Основателем стоицизма (слово происходит от названия цветного портика в Афинах) считался философ Зенон (ок. 335 - ок. 262). В эллинистический и римский периоды получили развитии многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии. Самые известные школы эллинистической философии эпикуреизм; скептицизм; стоицизм; неоплатонизм.

12. Древнеримская  философия-Римская философия возникает под влиянием древнегреческой.Среди древнеримских философов видное место занимает Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н.э.-65 г. н.э.), один из основателей римского стоицизма, воспитатель будущего императора Нерона. Для Сенеки цель философии - сво­бода мудреца от страхов и желаний, порабощающих невежественного человека. Видным философом-стоиком был Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) вышедший из низов общества: он был рабом, отпущенным впоследствии на свободу. Эпик-тет признавал высшим началом природы разум, а высшим критерием истины -умозаключения, выводимые из показаний чувств. Философом-стоиком был и римский император Марк Аврелий (121-180), правивший в конце II в. В написанном им сочинении «К самому себе» проповедуются обращение человека к своему внутреннему миру, отречение от всего внешнего, покорность судьбе.Одной из наиболее ярких фигур древнеримской философии был поэт и философ-материалист Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.). Он разделял атомистические взгляды Демокрита и Эпикура. Поэма Лукреция «О природе вещей» являлась одновременно художественным и философским произведением. Душа человека, как и весь мир, материальна, она уничтожается со смертью, и поэтому бояться смерти бессмысленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. XIII век является эпохой расцвета европейской схоластики. Расцвет схоластики в XIII в. был тесно связан с тремя факторами: с появлением на латинском Западе огромного массива античной, арабо-исламской и еврейской литературы; с возникновением значительного числа новых университетов и с учреждением новых религиозных орденов. Появление университетов знаменовало крупные и серьезные изменения в интеллектуальной и духовной жизни Европы. Содержание, характер и цели обучения в них означали, прежде всего, отход от монастырской культуры в силу наличия факультетов, где обучались некоторым светским профессиям. Университеты, как правило, включали четыре факультета: свободных искусств, медицинский, юридический и теологический. Такова была структура Парижского университета, и ее воспроизводили другие университеты. Программа обучения на нетеологических факультетах предполагала определенную дистанцию по отношению к религиозной идеологии. Кроме того, университеты в целом и эти факультеты обладали известной административной и правовой автономией. Появление университетов имело значительные последствия для церкви в немаловажном для нее отношении. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения.

14. Сущность средневековых  философских учений реалистов  и номиналистов 

В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы  этого вопроса и вылилась в  рассмотрение диалектики единого и  общего.

Реализм рассматривал общее  как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую  концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.

Доказательностью бытия  Бога занимался Аксельм Кен-терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее».

Этой теории возражал философ  Росцелин, он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь, не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это «звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.

Пьер Абеляр (1079-1142) в своем  учении которое называется «концептуализм», пытался объединить реализм с номинализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. Общее реально существует только в уме (ум — это есть концепт), концептуально, но не в виде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме реально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо Фактически он сводил существование троицы к качеству одной личности.

Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) — видный философ, автор одного из господствующих направлений  философии католической Церкви —  томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено  официальной идеологией католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.

В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает  бытие как возможное и как  действительное.

Бытие — это существование  единичных вещей, что и есть субстанция.

Аквинский, наряду с категориями  «возможность» и «действительность», вводит и такие, как «материя»  и «форма».

Материя — это возможность, а форма — действительность.

Используя идеи Аристотеля о  форме и материи, он подчиняет  им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы — Бога. Бог же —  существо духовное. Только для телесного  мира необходимо соединение формы с  материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.

Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил пять своих  доказательств существования Бога, которыми пользуется современная католическая церковь:

все, что движется, движимо  кем-то и есть перводвигатель, коим является Бог;

все, что существует, имеет  причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

случайное зависит от необходимого — следователь- . но, первоначальной необходимостью является Бог;

все, что существует, имеет  различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог;

все в мире имеет цель, или смысл — значит существует разумное начало, которое направляет все к цели — Бог.

Информация о работе Шпаргалка по философии