Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

2.Место философии
3 Пробл. бытия в древневос-ой и античн фил
4. Средневековая философия. Основные идеи и принципы

Файлы: 1 файл

Соціальна філософія_Ответы на екзамен.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Завантажити початковий вкладений файл

1. Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы

Социальная  философия рассматривает также  взаимодействия между собой различных  обществ. В поле ее зрения находятся  и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные  отношения, чтобы решать жизненно важные вопросы их общественной жизни, такие  как производственные, семейно-бытовые, нравственные, политические и другие общественные отношения, которые в своей совокупности образуют структуру общества.

Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений  составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

Социальная  философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы  

2.Место  философии  Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Решить  проблему соотношения философии  и науки, определить роль философии  в жизнедеятельности человека, в  духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия  разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает  самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира. 

3 Пробл. бытия в  древневос-ой и  античн фил. Древневосточная:Фил Др Индии:Ф буддизма-гл пробл –бытиё личности.Осн познан-особое практич устремлен чел к Миру,Абсолюту,Тайне- медитац или созерц размышл как переживание целостн бытия,полн самоуглублённость,довед до соединен с трансцендентным.Творч активность, как психич активность чел,есть нач и конец бытия. Фил джайнизма учит о двух вечн субстанц или сущн-х:душе и недуше, или материи.Реш роль в перех бытия из несоверш в соверш играет этич воспитание чел. Античная фил:Элейская шк.-Бытиё едино и неподвижно,а всякая множественность,движ- противоречивы,а значит и невозможны.Ксенофан рассм с точки зрен пантеизма-всё есть прир,единое бытиё, Бог. Фил Демокрита- Бытиё- то,что сущ,а не облад бытиём не может сущ-ть.Ф. Платона-Мир идей- реальное идеальное бытиё,сущее,а мир вещей- некая инаковость идеи,её несущее.Гл идея- идея блага. Фил Аристотеля-Метафизика-уч о наиб общ принц бытия и познан.Эпикур(Демокрит)- в основе всего леж атомы и пустота. 

4. Средневековая философия.  Основные идеи  и принципы

Для эпохи  средневековья характерно религиозное  осмысление мира. Культура средневековья  теоцентрична. В средневековом «стиле социально-культурного поведения» приемлемыми стали теологические ценности, которые приобрели статус общечеловеческих. Западноевропейское средневековье в качестве официальной доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко карались. Активность человеческого духа была обращена к проблемам бытия Божьего и направлена на поиск спасения души. В средние века теология рассматривалась в направлении усвоения греческих моделей. Бог рассматривался как идея абсолютного Блага, абсолютной истины, как чистое бытие. Однако в самой религии велись непрекращающиеся споры относительно толкования отдельных догматов. Местные и вселенские соборы принимали решения и контр-решения, разносились анафемы в адрес инакомыслящих. Религиозный фанатизм стал отличительной чертой развития религии и философии в средние века. Тертуллиан – все сущее есть тело, следовательно, и Бог должен быть принят как «тело, которое, впрочем, есть дух» Требует представить душу человека такой какой она является в видении, т.е. как прозрачное святящееся тело. Вещественность души свидетельствует о ее материальном происхождении: она не вселяется в тело извне, а зарождается в теле от спермы. Абеляр – предлагал: сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Стремился к четкому разграничению между верой и знанием. Принцип: «Понимать, чтобы верить»   
 

5 Философия эпохи  Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма .Для философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму , к исследованию мира средствами научного познания.Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли , науки и искусства. На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира. Точная наука Возрождения и ее органичная связь с философским мышлением олицетворена именем Леонардо да Винчи (1452-1519). в философии эпохи Возрождения , явилось творчество итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени .Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Имена философов – естествоиспытателей эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового , противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций общественной жизни. Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм , т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности . Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев . Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой .В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире , имел место культ красоты и духовности человека. Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни. Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении, как утопический социализм. Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе. Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества, богатство иных форм духовности (естествознание , искусство , социально-политичекие учения). Значение эпохи Возрожления для философии состоит прежде всего в том , что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры .  
 

6 Фил Нового вр. Эмпирич и реалистич направл. На путях реш пробл в осмысл методов познан и выработке методологии научн исслед оформились 2 течения:Эмпиризм(Бэкон- считал,что фил способна стать наукой и должна ею стать)- направл фил мысли, ориентир на опытн естествозн, счит источн знания и критер его истинности научно организов опыт или эксперимент.Рационализм(Декарт- связыв развит научн мышл с общ фил принц-и)- направл фил мысли,ориентир на матем,рассматр-е разум как источн знания и высший критер его истинности.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

7. Немецкая классическая  философия. Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философскими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-ть протекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относятся индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. 2) Субъективно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной деятельностью и к-й творит мир. Исходная "Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный человеческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или "интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании неприложной необходимости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании , стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-го явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Ф. - человек, как психофизическое единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.  
  
  
 

9 Происхождение человека  и общества

Теологическая теория. Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения.

Патриархальная  теория (древняя) - государство возникает в результате разрастания семьи - ведет вначале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи - патриарх, становится главой государства - монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми - своими подчиненными.

Теория  насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство - аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право).

Договорная  теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то - договор объединения.

Марксистская  теория. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. Психологическая теория - государство итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Расовая теория - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, возникает государство.

9 . Человек. Биологическое  и социальное в  их единстве.

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Для философского осмысления тех опасностей, которые таят в себе социологизаторские трактовки человека, очень многое дает популярный в нашем столетии жанр антиутопий литературы, описывающей вымышленное общество, в котором господствует примитивный, одномерный социальный идеал. Человек и общество неразрывно. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию.   
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"