Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, шпаргалка
2.Место философии
3 Пробл. бытия в древневос-ой и античн фил
4. Средневековая философия. Основные идеи и принципы
Завантажити початковий вкладений файл
1. Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы
Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества.
В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать жизненно важные вопросы их общественной жизни, такие как производственные, семейно-бытовые, нравственные, политические и другие общественные отношения, которые в своей совокупности образуют структуру общества.
Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.
Социальная
философия исследует как
2.Место философии Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Решить
проблему соотношения философии и науки,
определить роль философии в жизнедеятельности человека,
в духовной культуре общества можно лишь
в широком социально-
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.
Итак,
функционируя в системе культуры общества,
философия разрабатывает теоретические
3 Пробл. бытия в древневос-ой и античн фил. Древневосточная:Фил Др Индии:Ф буддизма-гл пробл –бытиё личности.Осн познан-особое практич устремлен чел к Миру,Абсолюту,Тайне- медитац или созерц размышл как переживание целостн бытия,полн самоуглублённость,довед до соединен с трансцендентным.Творч активность, как психич активность чел,есть нач и конец бытия. Фил джайнизма учит о двух вечн субстанц или сущн-х:душе и недуше, или материи.Реш роль в перех бытия из несоверш в соверш играет этич воспитание чел. Античная фил:Элейская шк.-Бытиё едино и неподвижно,а всякая множественность,движ- противоречивы,а значит и невозможны.Ксенофан рассм с точки зрен пантеизма-всё есть прир,единое бытиё, Бог. Фил Демокрита- Бытиё- то,что сущ,а не облад бытиём не может сущ-ть.Ф. Платона-Мир идей- реальное идеальное бытиё,сущее,а мир вещей- некая инаковость идеи,её несущее.Гл идея- идея блага. Фил Аристотеля-Метафизика-уч о наиб общ принц бытия и познан.Эпикур(Демокрит)- в основе всего леж атомы и пустота.
4. Средневековая философия. Основные идеи и принципы
Для
эпохи средневековья характерно религиозное
осмысление мира. Культура средневековья
теоцентрична. В средневековом «стиле социально-культурного
поведения» приемлемыми стали теологические
ценности, которые приобрели статус общечеловеческих.
Западноевропейское средневековье в качестве
официальной доктрины избрало христианство,
независимые от него представления жестоко
карались. Активность человеческого духа
была обращена к проблемам бытия Божьего
и направлена на поиск спасения души. В
средние века теология рассматривалась
в направлении усвоения греческих моделей.
Бог рассматривался как идея абсолютного
Блага, абсолютной истины, как чистое бытие.
Однако в самой религии велись непрекращающиеся
споры относительно толкования отдельных
догматов. Местные и вселенские соборы
принимали решения и контр-решения, разносились
анафемы в адрес инакомыслящих. Религиозный
фанатизм стал отличительной чертой развития
религии и философии в средние века. Тертуллиан – все сущее есть тело,
следовательно, и Бог должен быть принят
как «тело, которое, впрочем, есть дух»
Требует представить душу человека такой
какой она является в видении, т.е. как
прозрачное святящееся тело. Вещественность
души свидетельствует о ее материальном
происхождении: она не вселяется в тело
извне, а зарождается в теле от спермы. Абеляр – предлагал: сначала с помощью
разума исследовать религиозные истины,
а затем судить, заслуживают ли они веры
или нет. Стремился к четкому разграничению
между верой и знанием. Принцип: «Понимать, чтобы верить»
5 Философия эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанс) в
XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя
и зарождение в Европе капитализма .Для
философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма
к рационализму , к исследованию мира средствами
научного познания.Эпоха Возрождения
была периодом органичного синтеза философской
мысли , науки и искусства. На формирование
европейского научного мышления и естествознания
большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном
и философ. Его основной труд содержал
в себе коренной пересмотр сложившейся
в эпоху античности астрономической картины
мира. Точная наука Возрождения и ее органичная
связь с философским мышлением олицетворена
именем Леонардо да Винчи (1452-1519). в философии
эпохи Возрождения , явилось творчество
итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем
связано зарождение экспериментальной
науки раннего Нового времени .Этот исследователь
стал основателем динамики как науки о движении физических
тел. Имена философов – естествоиспытателей
эпохи Возрождения символизировали собой
острую борьбу старого и нового , противоречивый
и даже драматичный процесс становления
науки и утверждения ее позиций общественной
жизни. Весьма важной чертой философии
и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм
, т.е. восприятие человека в качестве некоего
центра мира и высшей ценности . Гуманизм
как течение зародился в Италии в среде
образованных городских слоев . Центром
итальянского гуманистического движения
стала Флоренция. Родоначальником гуманистического
течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской
литературе. Самой заметной фигурой среди
итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил
себя активным сторонником учения древнегреческого
философа Эпикура. В эпоху Возрождения
человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной
средой .В это время стала высоко оцениваться
активная деятельность человека как важнейший
способ его существования в мире , имел
место культ красоты и духовности человека.
Крупнейшим представителем социально-филосфской
мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл
тезис об эгоистической природе человека
как глубинной основе мотивации его поведении
в общественной жизни. Дух гуманизма эпохи
Возрождения проявил себя и в таком явлении,
как утопический социализм. Утописты в
частной собственности видели источник
чрезмерного имущественного расслоения
и социального неравенства людей. Утописты
полагали, что частная собственность развивает
в людях безудержный эгоизм и зависть,
которые подавляют коллективистское начало
в человеке и обществе. Ренессанс принес
с собой расцвет философского творчества,
богатство иных форм духовности (естествознание
, искусство , социально-политичекие учения).
Значение эпохи Возрожления для философии
состоит прежде всего в том , что в рамках
этого исторического времени стало активно
формироваться новое мировоззрение, ориентированное
на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся
в это время гуманизм стал ядром европейской
духовной культуры .
6 Фил Нового вр. Эмпирич и реалистич направл. На
путях реш пробл в осмысл методов познан
и выработке методологии научн исслед
оформились 2 течения:Эмпиризм(Бэкон- считал,что
фил способна стать наукой и должна ею
стать)- направл фил мысли, ориентир на
опытн естествозн, счит источн знания
и критер его истинности научно организов
опыт или эксперимент.Рационализм(
7. Немецкая классическая
философия. Н.К.Ф. - этап развития Ф.,
представленный учениями Канкта, Фихте,
Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими
источниками Н.К.Ф. является идейное наследие
французского и немецкого просвещения,
рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница,
материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс).
Н.К.Ф. представлена след-ми философскими
течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает
познание как деят-ть протекающую по своим
собственным з-нам. Специфика познающего
субъекта рассматривается как главный
фактор, определяющий способ познания
и конструирующий предмет знания. В самом
субъекте Кант различет два уровня: эмпирический
и трансцендентальный. К эмпирическому
относятся индивидуально-психологические
особенности человека, к трансцендентальному
- всеобщие определения, составляющие
принадлежность человека как такового.
2) Субъективно-идеалистическое течение
(Фихте). Предполагается некий абсолютный
субъект, к-й наделяется бесконечной активной
деятельностью и к-й творит мир. Исходная
"Я" - нравственная деят-ть сознания.
Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный
человеческий субъект, к-му противостоит
природа. Органом разумного познания Фихте
признает непосредственное созерцание
истины умом, или "интеллектуальную
интуицию". В этике центральным вопросом
ставит вопрос о свободе, в к-й видит не
беспричинный акт, а действие, основанное
на познании неприложной необходимости.
3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель).
Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании
, стремясь показать, что вся природа в
целом может быть объяснена с помощью
принципа целесообразности, лежащего
в основе жизни. В натурфилософии Ш. была
возрождена неоплатоническая идея Мировой
души, пронизающей собою все космические
стихии и обеспечивающей единство и целостность
природного бытия, всеобщую связь природных
явлений. Гегель, доказывал, что происхождение
многого из единого явл-ся предметом рационального
познания, инструментом к-го явл-ся логическое
мышление, а основной формой - понятие.
В основе рационального познания лежит
логика, а двигателем служит противоречие.
4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция
на идеализм Гегеля. В центре внимания
Ф. - человек, как психофизическое единство,
единство души и тела. Критикуя абстрактное
мышление Ф. полагает, что, только то, что
дано через органы чувств, обладает подлинной
реальностью. Ф. отвергает возможность
чисто отвлеченного познания с помощью
разума.
9 Происхождение человека и общества
Теологическая теория. Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения.
Патриархальная теория (древняя) - государство возникает в результате разрастания семьи - ведет вначале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи - патриарх, становится главой государства - монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми - своими подчиненными.
Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство - аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право).
Договорная теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то - договор объединения.
Марксистская теория. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. Психологическая теория - государство итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Расовая теория - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, возникает государство.
9 . Человек. Биологическое и социальное в их единстве.
В ходе дискуссии о соотношении