Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

2.Место философии
3 Пробл. бытия в древневос-ой и античн фил
4. Средневековая философия. Основные идеи и принципы

Файлы: 1 файл

Соціальна філософія_Ответы на екзамен.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

18 Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное  понятие объединяет разнообразные  действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.

Теократия — система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Тоталитаризм — политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм)[4], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.

Демократия — вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия).

Авторитари́зм  — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

19 ''Государство  – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества''[10].

: ''государство  – это политическая организация  общества, обеспечивающая его единство  и целостность, осуществляющая  посредством государственного механизма  управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок''[11]..

2.1. Рабовладельческое  государство

Первым  типом государства в теории формационного  подхода является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Экономический базис рабовладельческого государства  составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников -- рабов.

2.2. Феодальное государство

Естественное  историческое развитие и последующая  смена формы эксплуататорских отношений  превращало рабовладельческое государство  в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества. В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку, а не как к говорящему орудию труда. Крепостные крестьяне если и независимы лично, то полностью привязаны к земле, которая принадлежит феодалам. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, - отсюда произошло понятие крепостного права. Маркс К. Энгельс Ф. Ленин В. И. - М.1986 - с.77 Это определяет экономический и социальный базис данного государства: личная независимость крестьян, но полная принадлежность земли феодалам. 2.3.Буржуазное(капиталистическое)государство

Развитие  торговли позволило за достаточно короткий период выделится новому классу населения - капиталистам. Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средств в руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей..

Падали  экономические показатели помещичьего  класса, и развивалась сила нового класса - представителей капитала. Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных.

2.4. Социалистическое  государство

Социалистическое  государство - это последняя стадия развития общества по классификации  принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется трем другим типам государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова. Социалистическое государство - уже не является, в отличие от трех предыдущих, типом эксплуататорского государства. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое двигается в классовых противоположностях, было необходимо государство, т.е. организация эксплуататорского класса для поддержания внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определяемых данным способом производства условиях подавления (рабство крепостничество наемный труд).  

20 Фо́рма госуда́рственного  устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

На текущий  момент выделяется три основные формы  государственного устройства:

Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация - временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.    

4. Форма государственного правления  характеризует организацию государственной  власти, систему высших государственных  органов. Мона́рхия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

Форму правления не следует путать с  формой государственного устройства и  политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают  форму государства.

Респу́блика — форма государственного правления, при которой верховная  власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

21 Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - мускульный труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой  и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей  жизни, человек изменяет и свою собственную  природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.

Как экономическая  категория, труд представляет собой  один из факторов производства.

В историческом материализме труд рассматривается  как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

В цели продукт труда существует до его  создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные отношения. Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык.

Дальнейшее  развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

22 Обществ. и индивид.  сознание. Общ сознан –совок чувств,настроений,худож и религ образов, разнообр взглядов, идей и теорий,отраж разн стороны общ жизни.Общ сознан имеет соц природу.Индивид сознан –индивид особенности восприят людьми различн явл обществ жизни.Общ и индив сознан, будучи отраж общ бытия людей,не слепо копируют его,а облад относит самостоят,порой очень значительной.

22.Идеология,её  сущн и роль  в общ.Идеология –сист взглядов и установок, теоретич-и отраж соц-полит-й строй общ-а, его соц структуру, потр и интер различн соц групп. Ид. консерватизма и радикализма –критика буржуазного либерализма. Ид. либерализма –основ на концепц прав чел. В ней выраж объективн потребн и интересы различн соц групп.

22 Обыденное и теоретич  сознание. Обыденное- у всех людей.Формир в проц их каждодн практич деят на основе их эмпирич опыта или повседн житейск практики.Теоретич сознан- осмысл явл общ жизни  путём обнаруж их сущности и объективн закономерностей их развития.Это касается полит,эк,соц,дух-й сфер жизни  
  
  
  
  
  
  
  
 

23 Диалектика сознаний  Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. Коллективное сознание создает моральную общественную среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе.

24.1 Правовая сфера  жизни общества. Право имеет объективный,естеств-историч хар-р его развития;классовый хар-р. Она тесно связана с полит устройством общества и его сердцевиной –гос-ом. Правов гос-во- взаимоотношение права и полит власти, т.е. категорич соблюд основн прав и свобод личности;верховенство закона;разделение властей. Неотчужд права и свободы личности - первый принцип правового состоян гос-ва и котор выше любого закона, любого нормативно-принудит акта гос-ва.

24.2 Роль религии в  духовной жизни  чел.общ. Религия выступ как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифолог мировоззр, котор не смогло дать удовлетвор отв на вопр, возник в древн общ при перех от первоб-общин отнош к более усложн, классовым. В истор чел. общ религ играет неоднозначн роль. Например, если христ.опред развит всех сфер жизни общ.

24.3 Искусство – такой вид общественного сознания , который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Функции искусства: Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"