Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

2.Место философии
3 Пробл. бытия в древневос-ой и античн фил
4. Средневековая философия. Основные идеи и принципы

Файлы: 1 файл

Соціальна філософія_Ответы на екзамен.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

10. Движение как способ  существования материи

Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

ПРИМЕР: Если человек идет по пустыне и  потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе , связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера ( движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам ( сохранять качественную определенность).

Качественно различным видам материи соответствуют  свои особые, качественно различающиеся  между собой формы движения.

Наиболее  приемлемыми и общепризнанными  формами движения являются:

*Механическая  форма движения (изменения, обусловленные  содержанием механики)

*Физическая  форма (  типа расширения металла  и др.)

*Химическая  форма движения ( мобильность молекул,  движение и изменение хим связей)

*Биологическая  ( рост растений  организмов)

*Социальная (реформы, процессы воспитания, политические  передряги)

В последнее  время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.  

11 Природа и культура.

Приро́да— материальный мир, Вселенная, в сущности — основной объект изучения науки. Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Всякая  культура реализует свои функции  не в вакууме, а по отношению к реально существующим объекта: либо природы «первой» - естественной, либо «второй», искусственной природе. В целом для культуры объективно реальна и та, и другая природа. Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой

сложную систему «природа-общество»  и  культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины. Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции

человека  оказалось тесным лоно природы, и  он вышел за ее границы, вышел в  мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. 

12 материал  производство

Производственные  силы и производственные отношения  составляют способ производства материальной жизни, который обусловливает социальный, политический и духовный процессы

Производство - процесс превращения ресурсов в  готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства.

Формы производства: от натурального крестьянского  хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию. Регулятором материального производства выступает рынок, практический существующий в виде рынка капитала, рынка труда и рынка товаров. Принципиально по-новому в марксистской философии решается комплекс вопросов, связанных с жизнью общества. Предыдущая усматривала источник развития общества в идеях, взглядах, теориях, которые существовали в разные исторические эпохи и взыскивали влияние на жизнь людей, определяли политику, мораль, экономику, характер государственного устройства и др. Философия марксизма переносит акцент на экономическую жизнь общества, прежде всего на сферу материального производства. Последовательно проводит мысль, которая в основе общественного развития лежит способ производства материальных благ. Именно способ производства как органическое единство двух компонентов - продуктивных сил и производственных отношений - является тем стержнем, вокруг которого объединяются все другие слогу общественной жизни.  
 

13 Глобальные  кризисы и проблема ценности  НТП.

Престижный  статус науки стимулирует развертывание  большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая  из них – это выживание в  условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляции сознанием (Я с этим не согласен а в пример тому США – человек ближе к природе, человек в школе для равных, независимость средств информации дает больше правды ит.д.). Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему сциализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях. По моему это наоборот делает жизнь интересней, стирает конфликт отцов и детей. Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно оправдать.

Есть  опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими  нагрузками на психику человека, стресами, засорение канцерогенами, мутантами  и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. (на мой взгляд, все наоборот люди перед браком стремяться произвести здоровое поколение)

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в  предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует простановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей. 

14 Учение об общ.-эк. формациях и цивилизац. О-э формац.- общество на опред. этапе развит с хар-м для него способом пр-ва, сой. структурой, полит. сист. и дух. жизнью. Сущ.:первобытно-общинная, рабовлад-я,феод-я,капиталистич. и коммунистич.Развит. эк. жизни общ. подчин. опед. объективн.законам, как необходимой, сущ-ой и повтор. связи между явл. прир. и общ. Все эк. законы выраж глубинные объективн. связи между эк. явл. и проявл. как господств. тенденц. развития эк-ки. Больш. роль в эк. жизни общ. играют эк. отнош. между людьми и интересы. Цивилизация –это ур-нь развит. культуры и общ. в целом; способ освоения культурн. ценностей.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

15 Влияние политического  процесса на экономическую сферу общества 

Политическая  и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей  любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических  интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.

Можно выделить важнейшие направления  политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

- организация  законодательной, конституционной  деятельности, система исполнительной  власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся  система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система  отношений с мировым сообществом,  позволяющая соотносить интересы  страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться  на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений  пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных  экономических интересов далеко не гармоничен.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований. 

16 Исторические формы  общности людей

Род объединяет всех членов семьи мужского и женского пола, происходящих от одного общего родоначальника, независимо от того, носят ли все они его фамилию. Близость родства определяется линиями и степенями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь непрерывно продолжающихся степеней составляет линию. Степень, от которой происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сами линии по отношению к своему колену — отраслями или поколениями.

Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

На́ция — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. 

17. Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии

производства, т. е. с определенными способами  производства, марксизм вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление. Однако сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие существования классов и их борьбы между собой. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития. О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации, промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него отсутствует. Интерпретациями концепции Маркса и определением понятия "класс" занимались многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил следующее определение: Классами называются большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роди в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.  
  
  
  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"