Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, шпаргалка
2.Место философии
3 Пробл. бытия в древневос-ой и античн фил
4. Средневековая философия. Основные идеи и принципы
10. Движение как способ существования материи
Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
ПРИМЕР: Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.
ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе , связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера ( движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам ( сохранять качественную определенность).
Качественно различным видам материи
Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:
*Механическая форма движения (изменения, обусловленные содержанием механики)
*Физическая форма ( типа расширения металла и др.)
*Химическая форма движения ( мобильность молекул,
движение и изменение хим
*Биологическая ( рост растений организмов)
*Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги)
В последнее время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.
11 Природа и культура.
Приро́да— материальный мир, Вселенная, в сущности — основной объект изучения науки. Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а по отношению к реально существующим объекта: либо природы «первой» - естественной, либо «второй», искусственной природе. В целом для культуры объективно реальна и та, и другая природа. Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой
сложную систему «природа-общество» и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины. Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции
человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума.
12 материал производство
Производственные силы и производственные
отношения составляют способ производства
материальной жизни, который обусловливает
Производство - процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства.
Формы производства: от натурального
крестьянского хозяйства до современного
предприятия, выпускающего крупносерийную
продукцию. Регулятором материального
производства выступает рынок, практический
существующий в виде рынка капитала,
рынка труда и рынка товаров. Принципиально
по-новому в марксистской философии решается
комплекс вопросов, связанных с жизнью
общества. Предыдущая усматривала источник
развития общества в идеях, взглядах, теориях,
которые существовали в разные исторические
эпохи и взыскивали влияние на жизнь людей,
определяли политику, мораль, экономику,
характер государственного устройства
и др. Философия марксизма переносит акцент
на экономическую жизнь общества, прежде
всего на сферу материального производства.
Последовательно проводит мысль, которая
в основе общественного развития лежит
способ производства материальных благ.
Именно способ производства как органическое
единство двух компонентов - продуктивных
сил и производственных отношений - является
тем стержнем, вокруг которого объединяются
все другие слогу общественной жизни.
13 Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.
Престижный статус науки стимулирует
Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники.
Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.
Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляции сознанием (Я с этим не согласен а в пример тому США – человек ближе к природе, человек в школе для равных, независимость средств информации дает больше правды ит.д.). Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему сциализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях. По моему это наоборот делает жизнь интересней, стирает конфликт отцов и детей. Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно оправдать.
Есть опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими нагрузками на психику человека, стресами, засорение канцерогенами, мутантами и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. (на мой взгляд, все наоборот люди перед браком стремяться произвести здоровое поколение)
Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует простановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.
14 Учение об общ.-эк.
формациях и цивилизац. О-э формац.- общество на опред. этапе
развит с хар-м для него способом пр-ва,
сой. структурой, полит. сист. и дух. жизнью.
Сущ.:первобытно-общинная, рабовлад-я,феод-я,
15 Влияние политического процесса на экономическую сферу общества
Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.
Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.
Представители всех структур власти
постоянно испытывают давление противоречивых
экономических интересов различных
Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:
- организация законодательной,
- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;
- система отношений с мировым
В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.
Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.
16 Исторические формы общности людей
Род объединяет всех членов семьи мужского и женского пола, происходящих от одного общего родоначальника, независимо от того, носят ли все они его фамилию. Близость родства определяется линиями и степенями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь непрерывно продолжающихся степеней составляет линию. Степень, от которой происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сами линии по отношению к своему колену — отраслями или поколениями.
Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.
На́ция — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.
17. Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии
производства, т. е. с определенными способами
производства, марксизм вскрыл материальные
основы классового деления общества и
глубочайшие источники антагонизма классов.
Марксизм доказал, что разделение на классы
присуще не всем фазам развития общества
и представляет собой исторически возникшее,
а, следовательно, и исторически преходящее
явление. Однако сам Маркс справедливо
отмечал, что ему не принадлежит открытие
существования классов и их борьбы между
собой. По Марксу, классы возникают и противоборствуют
на основе различного положения и различных
ролей, выполняемых индивидами в производственной
структуре общества, то есть основой образования
классов является общественное разделение
труда. В свою очередь борьба между антагоническими
общественными классами выступает источником
социального развития. О социальных классах,
их происхождении, внутренней дифференциации,
промежуточных слоях Маркс писал уже в
своих ранних работах, где ещё не различал
классов и сословий. В дальнейшем у него
сложилось достаточно строгое понимание
классов, но целостное определение этого
понятие у него отсутствует. Интерпретациями
концепции Маркса и определением понятия
"класс" занимались многие его последователи
и критики. Так, Ленин предложил следующее
определение: Классами называются большие
группы людей, различающиеся но их месту
в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению (большей
частью закрепленному и оформленному
в законах) к средствам производства, по
их роди в общественной организации труда,
а следовательно, по способам получения
и размерам той доли общественного богатства,
которой они располагают. Классы, это такие
группы людей, из которых одна может себе
присваивать труд другой, благодаря различию
их места в определенном укладе общественного
хозяйства.