Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

Вопрос №1. Мировозрение, его исторические типы, функции философии.

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия,которая объединяет все мировоззренческие установки,формирующихся в сознании человека из различных источников.Теоритической основой М.-я является философия-учение о Мире,о

 

месте человека в Мире об отношениях сознания к бытию. МЗ состоит как бы из двух частей — Интеллектуальный и Эмоциональный. Эмоциональная сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. Интеллектуальная- миропониманием.

 

Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому  в ходе развития мировоззрения нужно  выделить различные этапы.Исторические типы мировоззрения:

 

Мифологическое-(мифос-предание,логос-слово)форма общественного сознания,характерная для ранней стадии общественного сознания,способ понимания Мира,характерный для ранних стадий общественного развития.Мифы существовали у всех народов Мира.Миф-наиболле ранняя форма духовной культуры человека,объединяющая в себе культуру,различные верования,полит.взгляды,исскуство,философию.

 

Религиозное(благочестие,святость) такая форма М.-я, в которой усвоение Мира осуществляется через его удвоение на потусторонний и земной.Основу религиозного М.-я составляет вера в существование той или иной разновидности сверхестественых сил и их главенствующую роль в жизни людей.

 

Филосовское- вынесла на первый план интеллектуальные аспекты М.-я,отразив нарастающую в обществе потребность в понимании Мира и человека с позиции разума,знания.

Функции:

1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

2)Теоретико-познавательная - философия  познает мир, вырабатывает новые  знания.

3) Ценностно-ориентационная - философия  анализирует ценности и ориентирует  человека на них. 

4) Интегративная - философия соединяет  все знания и опыт, накопленные  человеком в единую картину  мира.

5) Критическая - критически анализирует  происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)

6)Прогностическая - философия анализирует  соц. происш. и предсказывает всякую

7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.

8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Понятие материализма и идеализма, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

Вопрос о соотношении материи  и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или  материя?

2. Как относятся наши мысли  о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны  основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления:

 а) материализм;

 б)идеализм;

в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.

Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма

Формы материализма и идеализма

1. Наивный материализм  древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.

Под этой материей подразумевались  материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей  средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово

существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес-вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания. Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель -  абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 3. Проблема метода философии: диалектика и метафизика

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные (отдельные науки и области практической деятельности. Это методы

физики, химии и т.д.)

2. Общие (применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 

3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в  движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во  взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней  противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу.  Все в мире изменяется циклич. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит  под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы (метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 4. Характерные  черты учений милетской школы, Гераклита, атомистов, элеатов.

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа;

• школа пифагорейцев;

• школа Гераклита Эфесского;

• элейская школа;

• атомисты.

Характерными чертами  досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к  проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего  все сущее;

• гилозоизм (одушевление  неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

 Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками — точными  и естественными;

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю в  виде плоского диска, который покоится на воде;

• считал, что неживая  природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

• допускал наличие множества  богов;

• считал центром вселенной  Землю;

• точно определил продолжительность  года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное  строение вещества): все живое, все  вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

• первым выдвинул идею о  происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего  сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что  все вещества на Земле - результат  различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в  воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

• проводил параллели между  душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

• отождествлял божества с  силами природы и небесными светилами.

 Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир  находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота  веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность  окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях  один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой  Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов  считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

 Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное  познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"