Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 19. Философия 20 века. Психоанализ , экзистенциализм.

В ХХ веке выдвигается целый  ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у  человека есть не только «разум» и  «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной  антропологии. В-третьих, сознание и  разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как  независимые структуры. В-четвертых, активно проводится идея существования  и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим  конечным продуктом «научную истину»  и «философскую правду».

Новая картина мира поставила  в центр истории человека, а  не безликие силы.

Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями:

1 Позитивизм и  его модификации.

Рационалистическое направление  в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии  позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» Неопозитивизм, Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

2. Структурализм.

В 20-е годы ХХ в. Структурализм - это общее название некоторых  направлений в социокультурном  знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений  между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви - Строс, М. П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.

3. «Философия жизни».

Иррационализм ХХ в. представлен  «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.

«Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально - этические, ценностные вопросы в  центр внимания.

4. Психоанализ.

Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейдом, который обратился к исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития.

5. Экзистенциализм.

Наиболее распространенным и актуальным течением философии  иррационализма является экзистенциализм  или философия существования. Эта  философия возникает как антропологическая  по своей направленности. Ее проблемой  является проблема человека, его существования  в мире.

К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

6. Религиозная  философия.

Наиболее авторитетным направлением современной религиозной философии  является неотомизм, базирующийся на учении Фомы Аквинского. Главный его принцип - гармония веры и разума. Современные  неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формами познания. Основными задачами философии неотомизма являются:

· доказать истинность католицизма  и католической философии;

· приспособить католицизм к современным условиям;

· приблизить католицизм к  простым людям.

Другим направлением современной  религиозной философии является тейярдизм. Его основоположник - Пьер Тейяр де Шарден. Основной его целью было создание феноменологии - комплексной науки, которая соединила бы в себе достижения наук и теологическую философию и объяснила бы основы Вселенной.

 

7. Герменевтика.

Философская герменевтика - направление в философии, которое  исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником  между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил  пожелания людей богам. Главная  идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

8. Ситуация постмодернизма  в философии.

Термин «постмодернизм» (post - после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

Основными чертами постмодерна  являются следующие:

· «потеря субъекта»;

· игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

· стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.

 

 

 

Вопрос № 20. Философия  постмодернизма

 

Термин «постмодернизм» (post -после) используется для обозначения как специфики культуры 2ой половины XX в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

Основные черты постмодерна:

«потеря субъекта»;

игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.

 

Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного  философского европейского знания.

Что же предлагают постмодернисты?

1. Прежде всего не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск – это иллюзия старой философии.

2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.

3. «Хаос» должен заменить  «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур,  политических систем, между которыми  должны быть стерты все грани.  В оценках интеллекта и способностей  людей также следует стереть  все грани между гением и  посредственностью, героем и толпой.

 

Постмодернизм философии  пытается полностью пересмотреть и  развенчать классический способ теоретизирования, делает главной темой кризис гуманизма, возлагает на разум ответственность  за производство новых культурных форм, которые стандартизируют человека, отказываются от прогрессистско-оптимистического взгляда на историю. Постмодернисты готовы к резким выводам и стремятся расшатать то, что сжимает человека в объятиях тоталитаризма: жесткие логические схемы, окончательные выводы, поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, поиск единообразия, стремление к согласию между людьми, культивирование устаревших моральных идеалов и т. д.

 

Постмодернистская эпоха  рождает и теоретиков, которые  сознают справедливость многих проблем, но все же не склонны к полному  разрыву с гуманистской традицией, верой в способность разума и  понимают необходимость строить  целостную картину истории. Естественно, что в поисках «подменного» человеческого  бытия культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры:

модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека;

постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 22. Структура  диалектики. Принципы диалектики, их  методологическое значение. Понятие  закона. Законы диалектики, их методологическое  значение.

 

 Диалектика – мир изменяется, находится в движении.

С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.

Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. 

Формы диалектики:

1) Античная (наивная) – Гераклит.

2) Классическая немецкая – Гегель.

3) Материалистическая диалектика  Маркса (маркситсткая).

4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления. 

Уже в античной философии  подчеркнула изменчивость всего  сущего, поняла действительность как  процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого  свойства в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). 

Первоначально термином диалектика обозначались:

1) способность вести   спор посредством вопросов и  ответов; 

2) искусство классификации   понятий, разделения вещей на  роды и виды. 

Идеалистическая диалектика Гегеля – он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Диалектика – движущая сила всякого научного развертывания мысли. 

Истинно научное  понимание  диалектики – Маркс и Энгельс, они построили диалектику на основе материалистического понимания  исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и  мышлении.

Вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они  станут. Противоречие – движущая сила и источник всякого развития. 

Предмет и структура диалектики. Ее исторические формы.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 

В структуре  диалектики выделяют следующие разделы:

1. Общий характер  диалектики  как науки. 

2. Основные  принципы диалектики. 3. Основные  законы диалектики.

4. Некоторые  категории  диалектики. 

В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. 

Диалектика имеет  второй план (уровень построения).

(??Принцип  всеобщей  взаимной связи) Здесь диалектика  – описание единого процесса  развития материи, составленного  последовательностью основных форм  материи. Это конкретно всеобщая  теория развития, опирающаяся на  всеобщую теорию диалектики, и  объединяющая реальные ступени  развития мира и исследование  сущности. 

Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, то есть присуща  бесконечному миру. 

Диалектика (по Энгельсу) выступает в двух формах:

Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, то есть природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира (человеческого мышления).

Субъективная  диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное (абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира). 

В субъективной диалектике различают:

1) диалектику логического  мышления;

2) диалектику познания  в целом. 

В этом плане диалектика выступает  в трёх формах: объективная  диалектика, логика и теория познания.

Диалектика  как философская  наука в целом выступает в  качестве теории, то есть объяснение развития в природе, обществе и мышлении, и  метода (способа), подхода к познанию и изменению мира.

1) Стихийная диалектика  древних (субъективная диалектика  – Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. Является основой бытия, существования вещей (объективная диалектика).

2) Идеалистическая  диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание – отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было.

3) Материалистическая  диалектика Маркса (диалектика – органичная внутренняя часть материализма).

Диалектика –  наука о всеобщей связи. Две вещи связаны, если применение одной вызывает применение другой. 

Основные  законы диалектики:

Закон – необходимое, существенное, устойчивое; принятый принцип построения, …

Энгельс: закон – это «форма всеобщности», т.к. он выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.

1) Закон перехода количества  в качество и качества в  количество.

Суть: количественные изменения  с необходимостью, после нарушения  меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком  которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"