Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

 

Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом»  утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется  в науке и технике. Отсюда - опора  на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

 

Реализация этих идей требовала  своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он - возможность истины, а  не обязательная способность постижения всех тайн бытия.

 

Разум - основа деятельности, помогает установить связь между  различными событиями и фактами. Основным свойством человеческого  разума являются готовность и способность  искать истину.

 

Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в  зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» (П. Гольбах), она  всецело материальна и объективна. Материя - причина самой себя, состоящая  из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может  быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими  указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к  истине. Это поднимает статус науки  и образования в культуре: они  учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

 

Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея в том, что все, что человек  делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмыслено  разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс - в распространении знания, науки, образования. Особое внимание - просвещению  правителей, обладающих реальной властью.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 15. Субъективный идеализм Беркли. Агностицизм Юма.

 

1. В отличие от объективных  идеалистов (Гегеля и др.), которые  считали, что первичная по отношению  к материи идея существует  сама по себе как объективная  реальность, независимо от сознания  человека, сторонники субъективного  идеализма были убеждены в  том, что:

• во-первых, единственной реальностью является идея;

• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями  субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли (1685 —  1753) — английский философ нового  времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные  идеи его философии:

• само понятие материи  ложно;

• существуют отдельные  вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое  направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных  вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность  идеи легко доказуема — перед  изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего  мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная  реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и  его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный  субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под  идеи;

• высшим доказательством  первичности идеи является существование  Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как  его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

 

Давид Юм (1711-1776) является одним  из наиболее значительных философов, потому что он развил эмпирическую философию  Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной.Юм видел источник нашего знания во впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма.

  В отличие от Беркли  Юм ставит и материальную и  духовную субстанцию под сомнения. "Есть ощущения, но не понятен  источник” появление категории  причинности.

С одной стороны, Юм отрицал  объективную связь между явлениями. С другой стороны, он верил в предустановленную  гармонию . Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов нашей деятельности. Наше мышление основано на привычке, но эта привычка объективна в силу предустановленной гармонии.Важным результатом Юма было утверждение, что путем рассуждении можно доказать все, что угодно, но только действие выводит из «скептического сна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 16. Классическая немецкая философия. Гносеология и  этика Канта

Немецкая классическая философия  — это значительнейший этап в  развитии философской мысли и  культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762— 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804— 1872).

Ведущие направления :  объект.идеал.(Шнллинг, Гегель) , Суб.идеал.(Фихте), Материализм ( Фейербах)

Каждый из названных философов  создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия  представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием  роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только  человеческая история, но и  человеческая сущность.

3. Все представители классической  немецкой философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин,  категорий, идей.

4. Классическая немецкая  философия разрабатывает целостную  концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая  философия подчеркивала роль  философии в разработке проблем  гуманизма и предприняла попытки  осмыслить человеческую жизнедеятельность.  Шло это осмысление в разных  формах и разными путями, но  проблема была поставлена всеми  представителями данного направления  философской мысли. 

Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед  за просветителями XVIII в. и прежде всего  французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись  к идее закономерности исторического  процесса.

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейертрах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения.

Ощущения не отделяют нас  от внешнего мира, а связывают нас  с ним. Оно есть образ объективного мира.

Вопрос № 17. Гегель. Учение об абсолютной идее, система  и метод.

 

Самым крупным философом  немецкого классического идеализма  был Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831). Его главное сочинение  называется ?Наука логики?. Философ уподобил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и природе, и общественной жизни. Другие сочинения Гегеля: ?Энциклопедия философских наук?, ?Феноменология духа?, ?Философия истории?, ?Философия права?, ?История философии?, ?Эстетика? и др.

Гегель оставил после  себя целую систему философии. В  основе мироздания, по Гегелю, лежит  Абсолютная Идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и  ни от чего. На обыденном языке это  есть не что иное, как бог. Абсолютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в  своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она  исчерпывает себя в мышлении, она  отчуждает себя в другую область - природу. Здесь она, проходя через  три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения  в человеке и отчуждает себя в  общество, где проходит в своем  развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии).

Главное для Гегеля - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития, т.е. в религии, искусстве, и философии, лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Само мышление объективно существует в мире еще до природы, которая также выступает проявлением  Абсолютное Идеи. В философии самого Гегеля эта идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному  пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Так Абсолютная Идея совершает круг в своем развитии. Но вся эта  деятельность идеи оказывается деятельностью  чисто духовной, инобытием разума. Философия, по Гегелю, есть проявление мыслящего разума, творящего мир  и изменяющего его.

С точки зрения концептуальной философия Гегеля завершена.

Но Гегель является еще  и творцом диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания  отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). С чего следует начинать науку? - спрашивает Гегель. И отвечает: с ничто. Этому ничто противоположно неопределенное бытие, или нечто. Взаимодействие между ними приводит к зарождению какого-то зачаточного, или нового знания, или уже определенного бытия. Это появление нового происходит через промежуточные ступени; становление (т.е. брожение, взаимопереход от небытия к бытию и обратно от бытия к небытию) и снятие (т.е. отрицание старого, но с сохранением всего положительного в нем).

Согласно гегелевской  диалектике, в каждой вещи, находящейся  в состоянии тождества к самой  себе, заложено е? отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала  процесс зарождения противоречий, а  затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного  развития, революционных изменений. В то же время философская система  Гегеля требует возврата к исходному  пункту развития. Возникает противоречие между диалектическим методами метафизической системой Гегеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 18. Антропологический  материализм Л. Фейербаха

 

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки  зрения Фейербаха, идеализм есть не что  иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит  вера в догматы, тогда как в  основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике  религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к  ней по духу идеалистическая философия  возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством  приписывания богу тех атрибутов, которые  в действительности принадлежат самому человеку.

Согласно Фейербаху, для  освобождения от религиозных заблуждений  необходимо понять, что человек —  не творение бога, а часть — и  притом наиболее совершенная — вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно  отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому  движению и рассматривает природу  не как механизм, а скорее как организм.

Антропологический принцип  Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие »объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это  другой человек, »Ты». Именно любовь к  другому человеку есть путь к признанию  его объективного существования, а  тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Следует подчеркнуть, что  для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога. Эту  точку зрения он считал характерной  для XVII и XVIII вв. Я отрицаю бога; для  меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека».

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"