Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Первая всеобщая сторона  вещей – специфичность – будет  обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и  измеримостью – количества.

Качество – внутренняя определенность вещи (вещь сохраняет  свою природу в каких-то широких  пределах, за которыми она приобретает  другую определенность, другое качество). Второй момент  в определении  качества – специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична  от других вещей, в которые она  может перейти.

Качество – целостная  характеристика вещи, свойства – множественная  характеристика.

Вещь обладает одним  качеством  и многими свойствами.

Свойство – это выражение  качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности).

Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение – связь  вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство –  отношение. Вещь не существует без свойств  и отношений, однако свойства и отношения  принадлежат вещи.

Количество – внешняя  специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это  всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д.

Качество и количество выражают противоположные и в  то же время неразрывно связанные  между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера – диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определенность предмета. Единство качества и количества. Граница существования  данной вещи.

Скачок – переход количественных изменений в качественные или  переход из одного качественного  состояния в другое (возникновение  жизни, возникновение и смена  общественно-экономических формаций, новые виды растений).

Эволюция – постепенные  количественные и качественные изменения. 

2) Закон единства и  борьбы противоположностей.

Противоположность – форма  различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.

Борьба – активный характер противоречия.

Единство – отношение  взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности.

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное  развитие выступает в качестве отрицания  этого конечного.

Законы диалектики всеобщие – могут использоваться в разных науках = методология.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей  взаимной  связи.

2. Принцип развития  через  противоречия.

Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных  изменений в качественные.

2. Закон единства и   борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания. 

Категории (неосновные законы диалектики):

1. Сущность и явление.  2. Единичное, особенное,  всеобщее.

3. Форма и содержание.

4. Причина и следствие.

5. Необходимость и случайность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 21. Философия  марксизма и позитивизма.

 

В ранних работах Маркс  развивал гегелевское учение об отчуждении. Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. 4) Подневольный труд порождает отчужденность между людьми.

Марксизм формировался как  цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия  марксизма выступает как научный  метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских  вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений  людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа  развития марксизма — "ранний" и "поздний". Для "ранего" — характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" — здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

Сущность материалистического  понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические  формации. Все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где  предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения. Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения: производственно-экономические и производственно-технологические. Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом (отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3) Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.

 Позитивизм (общая  характеристика и эволюция). Позитивизм  и наука.

Первый этап - становление  позитивизма: Огюст Конт (1798-1858, Франция). Написал закон о трех стадиях: теологическая стадия, метафизическая стадия. На первых двух стадиях реального  объяснения нет. Третья стадия - позитивная, стадия естественных наук. Создал классификацию  наук, в фундаменте которой физика. Социология для него физика общества. Отец социологии. В обществе есть структура, есть динамика развития у этих структур, но это же физика.

Герберт Спенсер (1820-1903, Англия). Усиливает Конта. Идея глобального  эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном направлении от однородного состояния к разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. Философия становится сводом установленных, опробованных научных истин. Стандартная концепция науки (коммулятивная). Наука - постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое предельное место в новой теории. Но это первый этап. На рубеже 19-20 вв. произошла научная революция. Поколеблены абсолютное пространство, абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась электромагнитная.

Второй этап развития позитивизма - эмпириокритицизм.

Эрнст Мах (1838-1916, Германия), Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария, родоначальник эмпириокритицизма). Критикуют эмпирический подход. Надо очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Надо отбросить понятие материи, понятие атома, понятие причинности. Раньше думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Принцип принципиальной координации: субъект не разделим с объектом, объект дан с его восприятием. Нейтральный элемент опыта - одновременное включение духовного и материального начала. Принцип экономии мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо описывать.

Новый этап: «аналитическая философия». Неопозитивизм.

Бертран Рассел (1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ). Проблемы логики научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования. Сохранена установка, что философия себя изжила. Задача философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки. Ненаучные, антинаучные суждения. Философское утверждение должно быть сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям. Логика двинулась вперед - появилась кванторная логика. Всю математику можно свести к этой логике. В этом состоит логицизм. Всю реальность можно свести к логическим актам.

 

Аналитическая философия  сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительность ситуации употребления языковых средствв, порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой, либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ философии, лингвистическая философия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 38. Культура как способ существования человека. Многообразие культур.

Все содержание культуры оформлено  или организовано определенным способом. И организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку культура - способ деятельного  существования человека. А способ существования не может принципиально  отличаться от того, кто существует. В философии способ существования, или организации, называется формой. Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так  и культура представляет собой такое  единство, т.е. предметного и личностного  видов.

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это  означает, что ведущую роль в нем  играют законы природного, материального  мира.

Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления  о себе и окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей  принято называть духовной культурой.

Разумеется, выделение в  культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного, строго говоря, можно только в воображении. Для духовного существа все в мире пронизано духом. Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к духовной жизни общества.[7]

 Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь не признак культуры.

Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.

Содержание культуры

Культура - способ существования  человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком''.[8] Но культура - все же способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве с нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д." [9]. Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

Функции культуры

Культура как форма  деятельности в конечном итоге предназначена  для сохранения развития своего собственного содержа­ния, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"