Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 37.Общественный прогресс и его критерии

 

Изменения, движение в обществе принято обозначать понятием общественного  процесса. Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками  которых являются многие поколения  людей. В историческом процессе происходит взаимодействие объекта и субъекта, воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и будущего.Объект общественного процесса - вся историческая действительность, а субъект — его участники (классы, социальные группы, организации людей, индивиды, выдающиеся личности).На вопрос о том, кто является самым значимым субъектом истории, у исследователей нет единой точки зрения.Например, русский философ XIX века Л. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, а К. Маркс решающую роль отводил народным массам, потому что именно они создают материальные и духовные блага, необходимые для человеческого существования.По мнению Н. Бердяева, необходимо различать понятия «народ» и «масса»: масса не осознает себя, руководствуясь инстинктами и эмоциями.

Часть исследователей решающую роль в историческом процессе отводили личности, роль которой в истории  значительна и может быть оценена  как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так  как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные  преобразования.В вопросе о направленности истории в науке сложилось два варианта его решения: пессимистический и оптимистический.Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.). Он разделил человеческую историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Золотому веку соответствовала высокая нравственность, а железному - полное падение нравов.Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.Теории общественного регресса, как правило, разрабатываются в периоды глубоких социальных кризисов. Например, христианская концепция движения общества от райского состояния к грехопадению возникла в период кризиса рабовладельческой Римской империи, а Шпенглер написал свою работу «Закат Европы» под впечатлением последствий Первой мировой войны.Оптимистический вариант общественного процесса состоит в признании того, что в истории господствует прогресс - тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 36. Информационное общество. Глобальные проблемы современности.

 

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство  работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

 В качестве критериев  развитости информационного общества можно перечислить следующие:

наличие компьютеров,

уровень развития компьютерных сетей 

доля населения, занятого в информационной сфере, а также  использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному  обществу подошли США, Япония, ряд  стран Западной Европы.

Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и  потребности человека работать с  информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор  навыков технической обработки  информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного  принятия решений. Умение взаимодействовать  в информационном поле с другими  людьми - важный признак человека информационного  общества.

Формирование информационного  общества существенно отразится  на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти  изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения  в 60-70-х годах XX века существенно  изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась  возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых  телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической  и другой информации. Концепция информационного  общества является разновидностью теории постиндустриального общества.

Глобальные проблемы современности

 

Термин «глобальный» ведет  свое происхождение от латинского слова  «глобус», то есть Земля, земной шар.

 

ГП современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

 

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".

 

Развитие человечества, его  производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

 

ГПчеловечества в XX веке: 1)экологии и жизненного пространства; 2)войны и мира, 3)демографическая, 4) ограниченное кол-во ресурсов.

 

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел  иного способа мышления, новой  формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

 

ГП нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для  правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения  необходимо видеть в них результат  предшествовавшего всемирно-исторического  процесса во всей его объективной  противоречивости.

 

Все глобальные проблемы современности  тесно связаны друг с другом и  взаимно обусловлены, так что  изолированное решение их практически  невозможно. Глобальные проблемы цивилизации  требуют для своего разрешения самой  широкой коалиции всех социальных сил  и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе. Рост научной  и технической мощи человечества, обострение глобальных проблем - будь то экологический, энергетический, продовольственный  кризис, усилившаяся угроза существования  человеческой цивилизации. Проявляя преступную беспечность, человек, воздействуя  на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Ухудшение состояния  окружающей среды влияет на здоровье людей в каждом обществе, несмотря на то, что причины и следствия  могут быть весьма различными.

 

С нарастанием и усложнением  последствий человеческой деятельности экологическая проблема усугубилась, приобрела невиданную остроту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 35. Природа  и человек.

Природа - одна из сфер человеческого  бытия. В широком смысле слова  это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное «ядро» вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле - естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

 

В древности силы природы  персонифицировались в образах  богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.

 

В античном мышлении природа  понималась как подвижное целое, а человек - как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. В Средневековье природа  ставилась ниже, чем человек, ибо  последний мыслился как образ  и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в  природе воплощен божественный план.

 

В эпоху Возрождения человек  в природе открыл для себя Красоту. Подчеркивалось единство человека и  природы. Эта идея была далее развита  в Новое время. Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам.

 

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального  производства в обеспечении их противоречивого  единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

 

Проблему единства Человека и космоса обсуждали русские  космисты XIX-XX вв. Современный человек по мнению К. Э. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован Антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

 

Философы отмечают двойственную роль природы по отношению к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась  А. А. Богдановым как враг и в то же время как полный тайн и загадок  друг человека. По его мнению, необходимым  дополнением «товарищеского сотрудничества»  становится «сотрудничество» с природой.

 

Исходя из методологии  ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать ее географических факторов. Вторая половина XX в. утверждает необходимость Коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности.

 

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстает носителем коэволюции, целостности природы и общества.

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философия"