Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.М.-формируется как отдельными знаниями,так и различными формами общественного сознания(политич-ми,религиозными и другими).Однако целостный и завершенный вид ему придает только филосо

Файлы: 1 файл

Ответы по философии.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

• были сторонниками монизма  — выводили всю множественность  явлений из единого первоначала;

• считали все сущее  материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

 

 Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир  состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение  было опровергнуто наукой только в  наши дни);

• атомы имеют различную  величину (от мельчайших до крупных), различную  форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в  вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые  организмы и предметы материального  мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

 

Вопрос № 5. Учение Сократа.

С именем Сократа (469-399 до н. э.) связано  первое фундаментальное деление  истории античной философии на до - и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов VI-V веков до н. э. к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода - «досократики»), а последующего поколения софистов V века до н. э. - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.

Сократ не признавал проблем, характерных  для философов тех времён: о  природе, её первоначале, о мироздании и т. п., а полагал, что философия  должна заниматься человеком, его нравственными  качествами и сущностью знания, т. е. прежде всего - вопросами этики. Такой  подход ознаменовал переворот в  философии, а сам Сократ стал воплощённым  идеалом истинного мудреца в  исторической памяти человечества.

Почти всё свободное время Сократ проводил в беседах с людьми разных социальных слоёв, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов он помогал осознать свое непонимание  и указывал путь к лучшему построению понятий. Использование диалога  для достижения истины - огромнейшая  заслуга Сократа в истории  философии, так как все предшествующие философы лишь постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились  его антидогматизм и плюрализм. Он не считал себя «отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого». Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял её со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания.

В этике Сократа чётко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание.

Учение Сократа было устным. Сам  мыслитель ничего не писал, поэтому  о его взглядах можно судить только по сочинениям его учеников и современников, самыми ценными из которых являются «Диалоги» Платона и «Воспоминания  о Сократе» Ксенофонта. Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранившихся произведениях - ключевой вопрос всех исследований о нём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 6. Учение Платона

Основные работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ.

Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом...) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа легла в основу учения Платона. Кроме того Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона - философия объективного идеализма.

По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подлинной сущностью. По его мнению сущностью мира являются идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постичь их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Платон не дал четкого ответа на

вопрос какие существуют взаимоотношения между идеалами  чувственными вещами.

Взаимоотношения и вещами:

1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим

образцам 

2) Чувственные вещи участвуют  в идеях 

3) идеи присутствуют в вещах.

Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды **Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя.

В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение чувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души итела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении.

Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру).

  **Этика Платона**  Всех людей Платон делит на три типа, в зависимостиот того, какая часть души преобладает:

1) Разумная часть – эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы

или философы)

2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам

3) Вожделяющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру.

**Учение Платона о государстве** - Человек существует для государства, а не государство для человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 7. Философия  Аристотеля, ее место в античной философии

Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в  творениях Аристотеля(384–322 до н.э.), родился в семье лекаря, обучался в платоновской академии. Был воспитателем македонского царя–Александра, воспитывался им до 15 лет. Стремление Александром  Македонским завоевать весь мир–заложил Аристотель.

А.–основатель психологии, систематизировал знания о природе, в первую очередь–проблемы философии как таковой. В 335 году основал школу–лицей.

До нас дошли не все  тексты А.. Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого А.. Например "Метафизика" по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны для понимания А. его сочинения: "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А. охватывает

вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Аристотель–ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В  частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принад лежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился

преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных  вещей и миром идей.

Учение А.- объективный  идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения П. об идеях. Эта теория(об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил  мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи  относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее,

которая и будет ее сущностью.

4. П. учение о существовании идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например чел. И кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи чел и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна- третья- идея...

5. Обособив идеи в мир  вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, П. лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

У Аристотеля идея–это эйдос–вид, форма. Он признавал значимость этого вида, говорил, что форма–активное начало. Идея определяет данную вещь. Форма и понятие идеи у Аристотеля сливаются. Аристотель снимает разрыв между вещью и ее идеей. Форма–активное начало, определяет бытие любой вещи (имело еще

божественную значимость).

Материя: первая–то, что  есть истинная потенциальность(не дает ей определение); вторая- «субстрат», из чего сделана данная вещь.

Четыре причины существования  вещи:

1) материя, или пассивная  возможность становления(из чего сделана вещь)- Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта- бесконечно разнообразная.

2) форма- сущность бытия, действительность того, что материи дано- Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. Эйдос(идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

3) начало движения; если  вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4) цель(цель существования вещей–бог) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения- специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть веществленная форма с причинно-целевым назначением.

     Учение  о форме и четырех причинах. Аристотель–великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Выше мы видели, что

Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы,

но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин­дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия.

Всего причин четыре:

формальная–сущность вещи;

материальная–субстрат вещи;

действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения;

целевая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное  бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"