Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

filosof.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

1.ФИЛОСОФИЯ КАК  НАУКА СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

Философия (phileo - люблю, sophia - мудрость) - буквально означает любовь к мудрости. Считается, что впервые это слово употреби Пифагор: "Мудростью может обладать только Бог, а человеку достаточно быть любомудрым".

По Платону  философия означает название истинносущего  или истинную науку. Истинная наука - система знаний, которая выводится  из понятий, т.е. понятие как бы приоткрывает человеку его содержание. Истинный мир - вечный и неизменный, является сам себе причиной. По Канту философия — познание разума через понятие (понятие-способность мышления). Сколько бы ни было определений философии, при внимательном прочтении их обнаруживается, что философия представляет собой попытку понять, как можно помыслить сущее как сущее, т.е. само по себе, без всяких внешних, обусловленных известной системой знания причин.Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался, и уточняется по сей день различными философскими школами. Предметом религиозной философии является бытие Бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.Философия - единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

а) Решение основного вопроса философии:

1)Что является  первичным, дух или природа;

2)Познаваем ли  мир.

б) Методы решения  философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм,

рационализм и  т.д.

Функции философии:

-мировоззренческая  - способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

-методологическая - абстрактно-теоретическое объяснение  мира, общие методы познания и  освоения действительности человеком.

-гносеологическая - регламентирует механизм познания — правильное и достоверное познание окружающей действительности.

-критическая  — проповедуемый всеми философами  со времен античной философии  принцип -подвергать все сомнению.

-прогностическая  - основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, науки, человека, природы и общества.

-воспитательно-гуманитарная - прививает человеку и обществу  гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти  смысл жизни.

-социальная  — объясняет социальное бытие  и способствует его материальному  и духовному изменению.   Помогает   осознать   и   сформулировать   коллективные   цели   и   способы   их

достижения.

Философия многогранна. Она охватывает мир человеческой жизни и мир культуры в его многообразии. Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс проблем, взаимосвязей, функций. С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения, человечеством был пройден большой путь, накоплены знания и опыт. Ее появление - рождение вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры. 
 
 
 

2.ОБЩЕСТВО КАК  САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Социально-этнические формы общности людей

Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей  на смену первобытной орде, был  род – кровнородственное объединение  людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя – тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества. Образование союзов племен, сопровождавшиеся усилением межплеменных хозяйственных и культурных связей, военные столкновения, миграция населения, вызванные возникновением частной собственности и классов, - все это приводило к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных  связей территориальными и к появлению новой формы исторической общности – народности. Народность – это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей. Становление государства способствовало упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли и не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

Нация – это общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка, некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В отличие от народности нация – более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают «глубокие экономические факторы».

Нации возникли как из родственных друг другу  племен и народностей, так и из людей неродственных племен, рас и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географической и исторической среды, быта, традиций – все это накладывает отпечаток на духовный облик нации, формирует специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация в лице наиболее передовых ее представителей поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций и перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием. Чрезмерная обращенность национального сознания только на особенное в национальной жизни может привести к национализму. Есть различные нации, говорящие на одном языке, или живущие на общей территории, или имеющие много общего в своей истории, культуре, быту, психологии. Многоцветье наций составляет богатство человечества, его ценностный фонд. 
 
 

4.ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ.  СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ  В ОБЩЕСТВЕ.

Свобода как категории  соц. философии

Внешняясоциальнаясвобода.Сартр:свободаиндивидуального.Можно  быть свободным,несмотря на свободу других,но не за счёт воздвижения над ними.Энгельс:не может быть свободным народ кот.угнетает другие народы. Демократия- формы гос-полит. устройства общества, основанная на признании народа в

качестве источника  власти, на принципах равенства и  свободы. Свободы можно добиться только совместно.

Типы  свободы1.Свобода мысли и действия2.Свобода внутренняя и внешняя3.Свобода индивидуальная и социальная4.Свобода абсолютная и относительная5.Свобода негативная (об) и позитивная (для)Тарковский: Свобода-это душевное состояние

Ленин: Нельзя жить в отечестве и быть свободным  отнего.Следовательно общество и

даёт свободу  или отнимает. Внешняя и внутр.

свобода прямопропорцианальны 
 
 

3.ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к действительности, к другим людям, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, поведенческие установки. Основой мировоззрения являются знания, которые составляют его информационную сторону. Но чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, т.е. стать убеждением. Убеждение - идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей. Убежденность является одной из наиболее важных составляющих мировоззрения сильной социально активной личности. Это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, овладев всем существом человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки.

Относя философию  к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер.

Можно выделить три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифология (от греч. mifos - предание, сказание, logos - наука) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранней стадии общественного развития. По существу, мифология поставила основные мировоззренческие вопросы — о происхождении мира, человека, культурных навыков, соц. устройства, тайны рождения и смерти. Мифология - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. Основа мифологии - миф - система чувственно наглядных представлений, в которых отражаются существенно необходимые связи и отношения в природе и обществе. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Признаки мифологии:

1)Универсальность  связи сил и явлений и человеческих  коллективов;2)Антропоморфизм;3)Персонификация;4)Мифологическое  мышление (образность);5)Авторитарность.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность) - мировоззрение, основанное на вере в существование    Бога   или    богов,    "священного,    т.е.    той   или    иной    разновидности

сверхъестественного".Вера - способ существования религиозного сознания,  особое построение,  переживание, характеризующее   его   внутреннее   состояние.   Внешней,   социально   значимой   формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.Ф.Энгельс: "Религия - фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые

господствуют  над ними в их повседневной жизни, - отражения, в которых земные силы принимают силу неземных".Философия (phileo — люблю, sophia - мудрость) — буквально означает любовь к мудрости. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрений, философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом которого стали

позиции  разума,  интеллекта.  В отличие  от всех других  форм и типов  мировоззрения, философские    системы   взглядов   претендуют   на   теоретическую   обоснованность,   как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также

принципов и  идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.Типы мировоззрения: мифологическое,

религиозное, философское. 
 
 

5. УЧЕНИЕ ПАРМЕНИДА  О БЫТИЕ,

Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движение, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рациональным путем (путем умозаключений) и все чувственное относил к ложному. На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадоксы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движения. Для него бытие непротиворечиво. Пример “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. 
 
 

7. АТОМИСТИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА.

Предпосылкой  атомизма (А)  была потребность дать матер. Объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказал что гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам.   А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Основатель А. - Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит  из мельчайших недел. частиц и пустоты.все  происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Продолжатель  А. - Демокрит (460 -370 ггднэ) - Сущ. атомы  и пустоты, образующие своими бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением.

 Д. говорит  отом,что ф. занимается изучением  не того, что известно всем, а  того , что лежит в основе всего,  образует его причину. Атомы  суть всевозм. мал. тела, не  имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти  тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают,расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"