Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

filosof.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Знания далеко не исчерпывают содержания мировоззрения. Чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, нашего к нему отношения. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка, иными словами, ему присуща не только информационная, но и аксиологическая (ценностная) насыщенность.Знания входят в состав мировоззрения лишь тогда, когда становятся убеждениями. Убеждения – это постоянный компонент мировоззрения, та призма, сквозь которую видится действительность. Убеждение – не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, как бы овладев всем существом человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки. Убеждение предполагает не только понимание, но и безусловное приятие некоей реальности, воззрений и идей. Убеждения – это идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей.Наряду со знанием, ценностными ориентациями и убеждениями в структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, реальными, так и недосягаемыми. Как правило, они обращены в грядущее. Мировоззрение, в структуру которого входят идеалы, нельзя определять как просто отражение действительности. Наличие в нем идеалов характеризует его как опережающее отражение, как такую идеальную силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует на ее изменение. Но сами по себе идеалы еще не формируют целостного и действительного мировоззрения, если они не сопряжены с социально-политической практикой мисс. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства и продолжается, совершенствуясь, по существу, в течение всей жизни. Оно определяет жизненную позицию, реализуясь в характере трудовой и социальной активности, в семье, в обществе. В конечном счете, мерилом мировоззренческой зрелости человека выступают его поступки, дела.В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит  не материи, а духовному началу –  разуму, воле. 
 
 

(31конец)Все вновь  из нашего наличного бытия возникает наше человеческое бытие, и именно это имеется в виду, когда экзистенциализм атеиста Сартра требует, чтобы за ним признали достоинства и долг гуманизма. 
 
 
 

14. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. ЕЕ ФОРМЫ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.

Непосредственная  цель познания - постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и всей целостной картины мира в динамике ее развития.Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и социальные основания. Но их следует отличать от ЛЖИ как нравственно-психологического феномена.

ЛОЖЬ - это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Но познание не сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к естественно- научному и социальному познанию.КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни».Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание..ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. 
 
 

16. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ. СПИНОЗА)

               Предпосылки для формирования  Ф. нового времени  связаны   с  переносом  интереса мыслителей  с проблем схоластики и теологии  на проблемы натур ф. В тот  же период

имеют место  попытки ф.заново обосновать естествознание, цоединив експеримент  и размышления как  основу  теоритического  метода.  В  17  веке  интерес  ф.  был

направлен на вопросы  познания  -  Ф.Бекон  развивал  учениео  индукции,  Декарт понятие  метода в Ф.

На первом плане  проблемы гносиологии. Два основных направления ф.:  Эмпиризм  - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт  как  единственный

источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт  совокупность  ощущений  и представлений, величина мира = величине опыта.  б)  материалистический  (Бекон,

Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний  мир.  2.  Рационализм  (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки,  признает  разум

источником познания и критерием его инстинности.

Френсис Бекон -  развивал  учения  о  индукции.  Неполные  индукция  -  исключ. логического док-ва  до  получения  противоречия.  "Знание  сила".  Заслуги:  1)

восстановил матер. традицию в  европейской  Ф.  2)  предложил  новое  понимание материи -  совокупность  частиц  3)  один  из  основателей  механики  "движение

неотъемлемый  атрибут материи"

Рене Декарт (дуалист) -  математик,  физик.  В  космологии  идея  естественного  развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя =  протяженность.

Пустота нематериальна. Понимание  человека  -  бездушный  телесный  механизм  и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной

всего сущего и  неболее  того.  Главная  задача  чел.  господство  над  другими  автоматами, когда чел. достигнет  истинного  знания  при  двух  усл.  1)  знание естественной  очевидности_2)  знание  подчинено  единому универсальному  методу

познания.

Б. Спиноза развил матер-ую  сторону  учения  Декарта  противопоставив  дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира

объясняется с  помощью единой субстанции - материи  либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи  объективного  идеализма,  заложенные  в  платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического  х-ра.  Мир  состоит  из мельчайших  элементов  или  монад  -  духовных  элементов   бытия,   обладающих

активностью  и  самостоятельностью,  находящихся  в  непрерывном  изменении   и способных к страданию, восприятию и сознанию. 
 
 

(32конец)дух.  жизни чел-ка. культура является  ценностью, так как ей живет  душа человека(а не тело). Жизнь чел-ка является ценностью только с того момента, когда был накоплен дост. опыт, чтобы понять, ято это явление неповторимо. Чел-к в родовом значении считает, что жизнь ценна сама по себе. Производственная, экономическая, к-ра семьи т .д. – есть родовой опыт выраженный в определенных принципахжизнедеятельности человека. Эти принципы могут быть материализованы. Основная функция к-ры – сделать человека человеком. Причем к-ра единственное средство с помощью которого человек делает себя человеком. Человек существо культурное, все его свойства : способность мыслить и чувствовать, формируются благодаря культуре. В.И.Ленин на 3 съезде комсомола: «коммунистом можно стать лишь тогда, когда ты освоишь все то богатство, что было накоплено человечеством». 
 
 
 

17. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ В НОВОЙ ФИЛОСОФИИ  (БЕКОН, ЛОКК, ЮМ)

Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода Центральная  часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона имеет  глубокое практическое и социальное значение. Он — величайшая преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность. Указывая кратчайший путь к познанию, к новым открытиям и изобретениям, метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.

Бэкон был родоначальником  английского эмпиризма. Его метод  основывался на признании ведущей  роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как  изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства самому по себе, писал он, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете .Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения суть как бы поручителем и свидетелем истинности философии», — пишет он в «Новом Органоне». Бэкон не абсолютизирует роль практической пользы. В связи с этим он указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета. «Развитию науки, — пишет Бэкон, — способствуют только те опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов» Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему. Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); 3).Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом. 
 
 
 
 
 
 
 

18. МОРАЛЬ И  ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

Мораль –  форма самосознания, посредством  которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

Особенностью  морали является то, что она не применяется  в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей  способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек  может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

 Специфическая  сущность морали проявляется  в ее функциях:

1.регулятивная

2.воспитательная

3.познавательная

4.оценочно-императивная

5.ориентирующая

6.мотивационная

7.коммуникативная

8.прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное  сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и  на этой основе 3 типа нравственности:

•первый тип  связей – это естественные природные  связи, характерные для начального этапа развития человека

•второй тип  связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой  и жестокой форме эти отношения  проявляются на начальном этапе  развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном  виде эти отношения присущи более  позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"