Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

filosof.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Психоанализ это  клинич-ая практика и ф-кая концепция ч считающ бессознат-е доменантой чел сущ-я и состав-ая в его анализе. Бессоз- это проц-сы осознания кот оваз-ют огром влияние на повед-е ч но не контролир-ся им. 
 

11. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ  О МАТЕРИИ И ФОРМЕ

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает  материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения  и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.

Учение о перводвигателе. Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что  приводит все тела в движение. Это  и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает лишь человек. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  И ЕГО ПРИЗНАКИ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ  И ТЕОРИТИЧЕСКИЙ УРОВНИ 

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научное познание представляет исследование, которое  характеризуется своими особыми  целями, а главное- методами получения  и проверки новых знаний. Науч. Зн. предполагает наличие некоторых необходимых условий, при которых осуществл. фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Важно наличие самой проблемы, фактов, научных описаний и объяснений... Отсутствие какого-либо из этих элементов делает науч. Позн. Либо невозможным, либо бессмысленным(Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания»). Есть особенности, которые отличают научное знание от обыденного, а утверждения науки- от мнений «здравого смысла»:    1.Науч. Зн. Всегда отличается последовательным и систематическим характером;  2.Науч. Зн. представляет собой не совокупность «сведений» о мире, «набор»информации, а определенную систему знаний. Науч. исследов. является целенаправленным познанием, результативность которого выступает в виде системы понятий, законов и теорий.   3.Стремится к достижению объективно истинного знания, опираясь на факты, ане  на веру.(Факты-  это  зарегистрированные  нашим  сознанием   реальныесобытия и явления.(Уч-к. Спиркин.)

4.Наука не  ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремиться объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теор. представления.

5.Создает новые  понятия, законы и теории. Именно  с их помощью можно не только объяснить уже известные факты, но и предсказывать факты и явления неизвестные, т. е. выражением научного познания является открытие, т. е.обнаружение   ранее  неизв.   существенных  свойств,  явлений   или   законов.(Учебник. Спиркин А. Г.)

6.Раскрытие    сущности    исследуемых    явлений    (вводятся    абстракции    иидеализации, обращаются  к гипотезам и теориям)

7.Наука отличается  наибольшей надежностью и проверяемостью

8.Науч. исследование  не ведется вслепую, оно не  сводится к непрерывной цепи догадок. Ученые руководствуются определенными приемами, правилами, методами.

9.Результат научного  познания обладает проверяемостью, и он фальсифицирован (опровергаем), это объективно истинное знание.

10.Научное познание  всегда рационально 

ЗАКОН- существенно необходимое, повторяющаяся связь (отношение) сторон, моментов действительности(объективной и субъективной) (Лекция) Метод- основа научного  познания,  он    предусматривает   тот предел достоверности, до которого мы обязаны исчислять.  

Для научного знания характерно наличие двух уровней: эмпир-го. и теор-го. Различение этих форм познания осуществляется разными способами:

1.Эмпир.  форма  познания связана с наблюдением,  а теоретическая-  с ненаблюдаемымуровнем  познаваемой действительности. 2.С помощью понятия теории: вторая связана с теорией, а первая нет; 3.через понятия сущности и явления: эмпир. форма связывается с явлением, теор.- ссущностью (выявление содержания познаваемой реальности);

4.по осуществляемым  познавательным процедурам: первая связана с наблюдением иэкспериментом,   вторая-   с  построением  картины  исследуемого   объекта  из   элементов,   недоступных чувственному восприятию;

5.направленность  исследования: первая направлена  на установление связи теоретическойформы  с реальностью, вторая- на развитие концептуальных средств науки, на построение «теор.мира»

6.Эмпир. исследование  предполагает предварительную теор. оценку, т. е. оно возможнолишь  на базе теор-го. Поэтому трудно  выделить, что главнее, первичнее.  Это зависит от точкизрения при рассмотрении реальной ситуации, сложившейся в науке.

В науке основными  формами эмпир. исследования являются наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ- целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений  окружающего мира. Связь набл. с  чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получил от внешнего мира(ощущения). Активная роль деятельности сознания проявляется еще и в том, что наблюдатель не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или опытом.

Всякое набл. предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта(отдельные лица, группы) и  воспринимающего его субъекта, который  осуществляет набл. в конкретных условиях времени и места. В научном набл. добавляются спец. средства(микроскопы, телескопы...). Набл. имеет свои недостатки: психологическое состояние, личностные особенности набл-ля, установки, интересы могут весьма ощутимо влиять на результаты набл. Во избежание этого важны необх. условия: требование, чтобы данные имели интерсубъективный характер(приборы); выдвижение гипотез и последующая их критическая проверка. Функции набл.(Рузавин Г. И. «Научная теория»)

1.обеспечение  эмпир. информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;

2.проверка гипотез  и терий, которую нельзя осуществить  с помощью эксперимента;

3.в  терминах  набл.   осуществл.   сопоставление   результатов,   полученных  в   ходе  теор. исследов., проверяется их адекватность и истинность.

ЭКСПЕРИМЕНТ. (Кочергин) Обеспечивает возможность активного  практического воздействия на изучаемые  явления и процессы. Здесь исследователь  сознательно вмешивается в естественный ход протекания событий (отличие от набл.!)путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменяет условия, в которых проходит процесс. В структуру экспер. Входят не только объект и субъект, но и определенные материальные средства воздействия на объект. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой- дает данные для новых гипотез.(Учебник. Спиркин А. Г.) Функции экспер. - опытная проверка гипотез и теорий

формирование  новых гипотез и теор. представлений.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система науч. зн. ,дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т. д. Теория-система верных, проверенных практикой научных знаний. {Уч-к. Спиркин А. Г.)

 

13. ОСОБЕННОСТИ  СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия. Эта фил. получила название "схоластики".Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.

Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Бог един, но троичен  в трех лицах - отец, сын и святой дух.Отсюда вопрос об отношении общего к единичному.Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о  прир. общих

родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.1. общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.

2. Универсалии  не сущ. реально, незав от  челов. Сущ. только индивидуальное  и только оно может быть  предм. познания. - номинализм

Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в

формах здравого смысла. Душа чел.- есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом. 

Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают  только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости  сущ. бога - верховной причины.

Проблема двух законов –1) божественный, который  определяет господство церкви над государством, и 2)естественный – что бог вложил в умы людей.

Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был  причислен к лику святых.

 Значительное  влияние на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры 

15. ФИЛОСОФИЯ  КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда основанных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение – это своего рода духовный каркас структуры личности, класса или общества в целом. Наличие мировоззрения – показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, политических партий. Субъектом мировоззрения являются и личность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится личностью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение, вне которого он еще не есть личность в собственном смысле слова.

Исторически исходным в содержании мировоззрения являлись представления обыденного сознания, мифологические и религиозные взгляды, игравшие определенную роль в закреплении форм социальной организации жизни человеческих коллективов. С развитием практически-познавательной деятельности, с выделением науки в особую сферу жизни содержание мировоззрения становится все более научным, и удельный вес научности здесь неуклонно возрастает. Таким образом, содержание мировоззрения изменялось соответственно тому, как изменялись формы практического освоения мира и его теоретического осмысления. Основой мировоззрения являются знания, составляющие его информационную сторону. Всякое познание, его различные виды формируют мировоззренческий каркас. Но наиболее выдающаяся роль в формировании этого каркаса принадлежит философской науке, т.к. философия и возникла, и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Ясно, что любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия – теоретическое ядро мировоззрения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"