Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Психоанализ это
клинич-ая практика и ф-кая концепция
ч считающ бессознат-е доменантой чел
сущ-я и состав-ая в его анализе. Бессоз-
это проц-сы осознания кот оваз-ют огром
влияние на повед-е ч но не контролир-ся
им.
11. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О МАТЕРИИ И ФОРМЕ
Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.
Учение о перводвигателе.
Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал,
что должно существовать нечто, что
приводит все тела в движение. Это
и есть первый двигатель. Сам он не может
находиться в движении, ибо тогда следовало
бы предположить наличие еще одного двигателя.
«Первый двигатель» для своей деятельности
не нуждается в существовании других тел,
он сам есть энергия, чистая деятельность.
Будучи энергией, перводвигатель не обладает
материей, он есть чистая форма – цель.
Душа явл-ся формой по отношению к материи.
Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу.
Ей обладают только растения, животное
и человек. Растительна душа ведает функциями
питания роста и размножения – общими
для живых существ. Разумной душой обладает
лишь человек. Разумная душа - такая часть
души, которая познает и думает. Разум
составляет основное начало этой души.
Отличие чел-ка от животного – это способность
к интелектуальной жизни.
12. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРИТИЧЕСКИЙ УРОВНИ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное- методами получения и проверки новых знаний. Науч. Зн. предполагает наличие некоторых необходимых условий, при которых осуществл. фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Важно наличие самой проблемы, фактов, научных описаний и объяснений... Отсутствие какого-либо из этих элементов делает науч. Позн. Либо невозможным, либо бессмысленным(Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания»). Есть особенности, которые отличают научное знание от обыденного, а утверждения науки- от мнений «здравого смысла»: 1.Науч. Зн. Всегда отличается последовательным и систематическим характером; 2.Науч. Зн. представляет собой не совокупность «сведений» о мире, «набор»информации, а определенную систему знаний. Науч. исследов. является целенаправленным познанием, результативность которого выступает в виде системы понятий, законов и теорий. 3.Стремится к достижению объективно истинного знания, опираясь на факты, ане на веру.(Факты- это зарегистрированные нашим сознанием реальныесобытия и явления.(Уч-к. Спиркин.)
4.Наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремиться объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теор. представления.
5.Создает новые понятия, законы и теории. Именно с их помощью можно не только объяснить уже известные факты, но и предсказывать факты и явления неизвестные, т. е. выражением научного познания является открытие, т. е.обнаружение ранее неизв. существенных свойств, явлений или законов.(Учебник. Спиркин А. Г.)
6.Раскрытие сущности исследуемых явлений (вводятся абстракции иидеализации, обращаются к гипотезам и теориям)
7.Наука отличается
наибольшей надежностью и
8.Науч. исследование не ведется вслепую, оно не сводится к непрерывной цепи догадок. Ученые руководствуются определенными приемами, правилами, методами.
9.Результат научного
познания обладает
10.Научное познание всегда рационально
ЗАКОН- существенно
необходимое, повторяющаяся связь (отношение)
сторон, моментов действительности(объективной
и субъективной) (Лекция) Метод- основа
научного познания, он
предусматривает тот предел достоверности,
до которого мы обязаны исчислять.
Для научного знания характерно наличие двух уровней: эмпир-го. и теор-го. Различение этих форм познания осуществляется разными способами:
1.Эмпир. форма
познания связана с
4.по осуществляемым познавательным процедурам: первая связана с наблюдением иэкспериментом, вторая- с построением картины исследуемого объекта из элементов, недоступных чувственному восприятию;
5.направленность
исследования: первая направлена
на установление связи
6.Эмпир. исследование
предполагает предварительную
В науке основными формами эмпир. исследования являются наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ- целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь набл. с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получил от внешнего мира(ощущения). Активная роль деятельности сознания проявляется еще и в том, что наблюдатель не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или опытом.
Всякое набл. предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта(отдельные лица, группы) и воспринимающего его субъекта, который осуществляет набл. в конкретных условиях времени и места. В научном набл. добавляются спец. средства(микроскопы, телескопы...). Набл. имеет свои недостатки: психологическое состояние, личностные особенности набл-ля, установки, интересы могут весьма ощутимо влиять на результаты набл. Во избежание этого важны необх. условия: требование, чтобы данные имели интерсубъективный характер(приборы); выдвижение гипотез и последующая их критическая проверка. Функции набл.(Рузавин Г. И. «Научная теория»)
1.обеспечение
эмпир. информацией, которая
2.проверка гипотез
и терий, которую нельзя
3.в терминах набл. осуществл. сопоставление результатов, полученных в ходе теор. исследов., проверяется их адекватность и истинность.
ЭКСПЕРИМЕНТ. (Кочергин)
Обеспечивает возможность активного
практического воздействия на изучаемые
явления и процессы. Здесь исследователь
сознательно вмешивается в
формирование новых гипотез и теор. представлений.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система науч. зн. ,дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т. д. Теория-система верных, проверенных практикой научных знаний. {Уч-к. Спиркин А. Г.)
13. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
Возникло феод.
общество (крепостное право). Знач. роль
играло духовенство. Монастыри были
и крепостями и центрами земледелия
и очагами просвещения и
Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.
Бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух.Отсюда вопрос об отношении общего к единичному.Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих
родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.1. общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.
2. Универсалии
не сущ. реально, незав от
челов. Сущ. только
Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в
формах здравого смысла. Душа чел.- есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.
Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.
Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.
Проблема двух законов –1) божественный, который определяет господство церкви над государством, и 2)естественный – что бог вложил в умы людей.
Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых.
Значительное
влияние на фил-ию Ф.А. оказали
и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях
занимал позиции “умеренного реализма”,
признавал универсалии трех видов: до
единичных вещей (в божественном разуме),
в самих вещах (как общее в единичном) и
после вещей (в познающем их человеческом
разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония
веры и разума; он считал, что разум способен
рационально доказать бытие бога и отклонить
возражения против истин веры
15. ФИЛОСОФИЯ
КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА
Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда основанных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение – это своего рода духовный каркас структуры личности, класса или общества в целом. Наличие мировоззрения – показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, политических партий. Субъектом мировоззрения являются и личность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится личностью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение, вне которого он еще не есть личность в собственном смысле слова.
Исторически исходным в содержании мировоззрения являлись представления обыденного сознания, мифологические и религиозные взгляды, игравшие определенную роль в закреплении форм социальной организации жизни человеческих коллективов. С развитием практически-познавательной деятельности, с выделением науки в особую сферу жизни содержание мировоззрения становится все более научным, и удельный вес научности здесь неуклонно возрастает. Таким образом, содержание мировоззрения изменялось соответственно тому, как изменялись формы практического освоения мира и его теоретического осмысления. Основой мировоззрения являются знания, составляющие его информационную сторону. Всякое познание, его различные виды формируют мировоззренческий каркас. Но наиболее выдающаяся роль в формировании этого каркаса принадлежит философской науке, т.к. философия и возникла, и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Ясно, что любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия – теоретическое ядро мировоззрения.