Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Ат. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики", они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры, возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако маленькие предметы недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом.
Идеалом Д. явл.
жизнь, обеспеченная общим законом
и порядком, безмятежная и благодушная.
Разумное наслаждение жизнью состоит
в светлом и спок. состоянии
души, обусловленном согласием с
прир., исполнением долга, мерой во
всем… Без этого не могут быть достигнуты
ни искусство, ни мудрость.
6.ПОНЯТИЕ НАУКИ
ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
Культ науки
в XX в. привел к попыткам провозглашения
науки как высшей ценности развития
человеческой цивилизации. Сциентизм
(от лат. scientia - "знание, наука"), представив
науку культурно-мировоззренческим образцом,
в глазах своих сторонников предстал как
идеология "чистой, ценностно-нейтральной
большой науки". Он предписывал ориентироваться
на методы естественных и технических
наук, а критерии научности распространять
на все виды человеческого освоения, мира,
на все типы знания и человеческое общение
в том числе. Одновременно сСциентизмом.возникла.его.
• Сциентисты видят
в науке ядро всех сфер человеческой
жизни и стремятся к "онаучиванию"
всего общества в целом. Только благодаря
науке жизнь может стать
Однако и в
том, и в другом случае Сциентизм
и антисциентизм выступают как
две крайности и отображают сложные
процессы современности с явной односторонностью.
8. ПОНЯТИЕ ТЕХНИКИ И ЕЕ ПОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Техника - искусственно
созданные органы человека, увелич.
его возможности, но не способности.
Техника создается не для облегчения
труда, а для повышения производительности.
Человек в родовом значении не стремится
к облегчению труда. Соц. функция техники
- Увеличение собственного времени, которое
человек может потратить для собственного
развития или на отдых. Отдых - время, потраченное
на делание себя. Техника способствует
росту чел. качеств, т.к. оставляет время
для самодеятельности человека. Под действием
конкуренции создаются системы, поглощающие
свободное время, что противно человеку
как таковому.(Медведев). Научно-техническая
революция - коренное качественное изменение,
происходящее в современной системе науки
и техники, захватывающее все компоненты
этой системы, все стороны технических
отношений и характеризующееся прежде
всего тем, что техника вступает в новый
этап своего развития - этап автоматизации,
когда машинное производство, при котором
рабочий вынужден непосредственно участвовать
в технологическом процессе, у ступает
место автоматизированному производству,
где предмет труда обрабатывается самой
технической системой. Кибернетическая
техника внедряется е только в сферу материального
производства, но и в управленческую деятельность,
сферу обслуживания, науку. Социальная
сущность НТР состоит в изменении места
и роли чел-ка в производстве. Последствия
НТР: Внедрение автоматизации не только
не умаляет, но увеличивает эту роль т.к.
человек получает возможность посвятить
себя более содержательному творческому
труду. Под влиянием роста производительности
труда сокращается относительный процент
занятых в материальном производстве
и соответственно развивается непроизводственная
сфера.НТР и ее последствия.3социальнотехничес
10. ЧУУВСТВЕННОЕ
И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. ИХ ФОРМЫ
И РОЛЬ В ПОЗНАНАИИ
Знание человека первоначально существует в виде определенных видов, образов в сознании. Но эти образы неодинаковы по характеру формирования и по способам движения, имеют свою специфику. Выделяется две формы познания: чувственное и рациональное (логическое) познание. Они рассматривают как взаимодействующие этапы познавательного процесса. Чувственное познание - низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений, включено в материально-чувственную деятельность человека и связано с непосредственным контактом человека с внешним миром. В нем оказываются задействованными пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы - это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное. Самой простой формой чувственное познания является ощущение, оно возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество - субъективный образ. Таким образом, ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает первичное представление об объективном мире. В силу активной деятельности человеческого сознания образы, ощущения, попадая в мозг человека. Подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие - это целостный чувственный образ предметов, процессов данных под видом наблюдения. Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по средствам памяти. Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуют друг на друга и испытывая рациональных форм познания. Логического мышления. На второй ступени - рациональном (логическом) познании - происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступает мышление и разум. Отвлекая из данных, полученных с помощью органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира. Обе ступени процесса познания -чувственная и рациональная - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же между ними возникает ссора и одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно. Господство они стараются завоевать за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме -чувственной или рациональной. (Лекторский «Субъект, объект познания»)
В современной
философии процесс познания предстает
как сложный процесс
9. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
(427-347, «Государство, законы») Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах.
Душа состоит
из 3 частей: разумной, кот создается
самим творцом, аффективной и
вожделеющей, кот создаются низшими
богами. Победа разумной части над
страстями и вожделениями возм при
соотв воспитании. Т.к. люди не могут
личными усилиями прибл к совершенству
то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано
на разделении труда между разрядами своб
граждан. В уч. о делении граждан на разряды
П руководствуется своей классиф частей
души. Частная собств и семья - подрывают
условия общества. Поэтому П разработал
план общежития, основанного на устранении
- личной собственности, а также учение
о общности жен и гос воспитании детей.
36.ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА
Зигмунд Фрейд основатель психоанализа, представлявший собой медицинскую теорию для лечения невротиков, в дальнейшем же распространенную Фрейдом на явления общественной жизни. В основе всего поведения человека - инстинкт родового самосохранения (половой инстинкт). Все остальные стремления - следствие неудовлетворенного и переключенного на другие области полового влечения. Антропология: чел. - дитя природы. Если его желания подавляются, наступает конфликт, чел. обезличивается. Рассматривает псих. аппарат в 2 аспектах: топографическом (сознание, предсознание, бессознательное) и динамическом (переход от бессознат. к предсозн. и от предсозн. к созн.). Лебедо - то, что давлеет над бессознательным. Речь идет об энергетическом подходе к психике: существует психическая энергия лебедо. Лебедо поступает в бессознательное, потом осуществляется отбор на уровне предсознания и уже на сознательном уровне выполняется действие. Сублимация - процесс переориентации лебедо моралью. Позже пересмотрел понятие лебедо. Ввел двойственную схему, где импульсы трактуются как проявления 2 первичных космических порывов: жизни и смерти. Роль культуры: мешает человеку реализовать желания, возникает противоречие между бессознательным и культурой. Культура основана на отказе от желаний бессознательного, существует за счет сублимации.