Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

filosof.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Ат. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь  и смерть орг. сводится к соед. и  разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное  соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются  "видики", они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры, возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако маленькие предметы недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом.

Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом  и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит  в светлом и спок. состоянии  души, обусловленном согласием с  прир., исполнением долга, мерой во всем… Без этого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость. 
 
 

6.ПОНЯТИЕ НАУКИ  ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ОСНОВНЫЕ  МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ  НАУКИ 

Культ науки  в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно сСциентизмом.возникла.его.антитеза.антисциентизм,провозглашавший прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР. Антисциентизм требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Вопрос о том, можно ли решить дилемму Сциентизм - антисциентизм, нуждается в глубинных размышлениях. Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые.и.новые.свидетельства.технического.подъема.Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.Сциентизм и его антитеза - антисциентизм - возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником Сциентизма, а кто анти-сциентист, нетрудно. Аргументы сциентистов и антисциентистов легко декодируются, имея разновекторную направленность. • Сциентист приветствует достижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций. • Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке. • Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.

• Сциентисты видят  в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. Только благодаря  науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. В отличие  от сциентистов антисциентисты считают, что понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание".• Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей тех-нократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

Однако и в  том, и в другом случае Сциентизм  и антисциентизм выступают как  две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.  
 
 
 

8. ПОНЯТИЕ ТЕХНИКИ  И ЕЕ ПОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Техника - искусственно созданные органы человека, увелич. его возможности, но не способности. Техника создается не для облегчения труда, а для повышения производительности. Человек в родовом значении не стремится к облегчению труда. Соц. функция техники - Увеличение собственного времени, которое человек может потратить для собственного развития или на отдых. Отдых - время, потраченное на делание себя. Техника способствует росту чел. качеств, т.к. оставляет время для самодеятельности человека. Под действием конкуренции создаются системы, поглощающие свободное время, что противно человеку как таковому.(Медведев). Научно-техническая революция - коренное качественное изменение, происходящее в современной системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технических отношений и характеризующееся прежде всего тем, что техника вступает в новый этап своего развития - этап автоматизации, когда машинное производство, при котором рабочий вынужден непосредственно участвовать в технологическом процессе, у ступает место автоматизированному производству, где предмет труда обрабатывается самой технической системой. Кибернетическая техника внедряется е только в сферу материального производства, но и в управленческую деятельность, сферу обслуживания, науку. Социальная сущность НТР состоит в изменении места и роли чел-ка в производстве. Последствия НТР: Внедрение автоматизации не только не умаляет, но увеличивает эту роль т.к. человек получает возможность посвятить себя более содержательному творческому труду. Под влиянием роста производительности труда сокращается относительный процент занятых в материальном производстве и соответственно развивается непроизводственная сфера.НТР и ее последствия.3социальнотехнические революции:1) аграрноремесленная.2)индустриальная.3) Информационно-компьютерная(научно-техническая) -информатизация всех сфер жизнедеятельности человека. Концепция инф. общ-ва. Информатизация общества процесс прогрессивного нарастания использования ИТ. для производства, переработки, хранения и распространения инф-и, особенно знаний. Медиатизация - процесс информатизации назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи для обеспечения в конечном счете доступа любого индивида ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения. Информационное общество - общ-во в котором, любой индивид или группа индивидов в любое время, в любом месте может получить (бесплатно или за опред. плату) на основе автоматического доступа любую информацию и знания, необходимые для его жизнедеятельности и решения личных и социальных задач. Технологический разум - непрерывно совершенствующаяся система методов, знаний, эталонов, нормативов и правил технологической деятельности. Информационно -компьютерная революция - появление систем и технологий, позволяющих колоссально ускорить все духовно-культурные процессы с помощью СМИ. Ведет к информатизации общества. Инф. общ-ва может привести к тому, что государство будет обладать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, что может сделать человека информационно прозрачным, и совершено беспомощным в столкновении с правительственными органами, а это в свою очередь может привести к деиндивидуализации личности и потере творческого импульса. Поэтому информатизация общества является социально прогрессивным явлением только если она принимается как путь к свободному и демократическому информационному обществу с отчетливой гуманистической ориентацией и признаием прав человека и свобод личности, как высших самодостаточных ценностей. 
 
 
 

10. ЧУУВСТВЕННОЕ  И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. ИХ ФОРМЫ  И РОЛЬ В ПОЗНАНАИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Знание человека первоначально существует в виде определенных видов, образов в сознании. Но эти образы неодинаковы по характеру формирования и по способам движения, имеют свою специфику. Выделяется две формы познания: чувственное и рациональное (логическое) познание. Они рассматривают как взаимодействующие этапы познавательного процесса. Чувственное познание - низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений, включено в материально-чувственную деятельность человека и связано с непосредственным контактом человека с внешним миром. В нем оказываются задействованными пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы - это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное. Самой простой формой чувственное познания является ощущение, оно возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество - субъективный образ. Таким образом, ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает первичное представление об объективном мире. В силу активной деятельности человеческого сознания образы, ощущения, попадая в мозг человека. Подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие - это целостный чувственный образ предметов, процессов данных под видом наблюдения. Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по средствам памяти. Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуют друг на друга и испытывая рациональных форм познания. Логического мышления. На второй ступени - рациональном (логическом) познании - происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступает мышление и разум. Отвлекая из данных, полученных с помощью органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира. Обе ступени процесса познания -чувственная и рациональная - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же между ними возникает ссора и одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно. Господство они стараются завоевать за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме -чувственной или рациональной. (Лекторский «Субъект, объект познания»)

В современной  философии процесс познания предстает  как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального. Чувственная форма - это ощущение, восприятие, представление. Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Ощущения, как отмечал Л.Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Ощущение включает субъективный и объективный образ мира(познавательная деятельность). . Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта. Образ - это то, как объект познания является субъектом познания. Восприятие -это результат систематической комбинаторной деятельности нашего сознания, это происходит на определенной базе наших знаний, при опр. навыков ценностной деятельности, опытов и способности целостной духовной деятельности субъективного сознания. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. Объект уже получил не только категориальную определенность, но и значение. Представление свойств приобретает значение, систематизируется, комбинируется. Представление всегда значимо для субъекта. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Чувственное познание - это непосредственное знание. Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Практика требует перехода от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию. Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Формы рационального - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждение - это образ, связи об отношении образов, выраженных в понятиях. Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Формы чувственного и рационального внутренне противоречивы, т.е. формы чувств включают в себя формы рационального в снятом виде, а формы рационального - формы чувств тоже в снятом виде. Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем. размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. Следовательно, эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без УГОН работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, са'мо по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. Лекторский В.А. «Субъект, объект познания»Арефьева Г.С. «Общество. Познание. Практика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. ФИЛОСОФИЯ  ПЛАТОНА

(427-347, «Государство, законы») Платон - основатель объективного  идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о  душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах.

Душа состоит  из 3 частей: разумной, кот создается  самим творцом, аффективной и  вожделеющей, кот создаются низшими  богами. Победа разумной части над  страстями и вожделениями возм при  соотв воспитании. Т.к. люди не могут  личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей. 
 
 

36.ФИЛОСОФИЯ  ФРЕЙДИЗМА

Зигмунд Фрейд  основатель психоанализа, представлявший собой медицинскую теорию для  лечения невротиков, в дальнейшем же распространенную Фрейдом на явления общественной жизни. В основе всего поведения человека - инстинкт родового самосохранения (половой инстинкт). Все остальные стремления - следствие неудовлетворенного и переключенного на другие области полового влечения. Антропология: чел. - дитя природы. Если его желания подавляются, наступает конфликт, чел. обезличивается. Рассматривает псих. аппарат в 2 аспектах: топографическом (сознание, предсознание, бессознательное) и динамическом (переход от бессознат. к предсозн. и от предсозн. к созн.). Лебедо - то, что давлеет над бессознательным. Речь идет об энергетическом подходе к психике: существует психическая энергия лебедо. Лебедо поступает в бессознательное, потом осуществляется отбор на уровне предсознания и уже на сознательном уровне выполняется действие. Сублимация - процесс переориентации лебедо моралью. Позже пересмотрел понятие лебедо. Ввел двойственную схему, где импульсы трактуются как проявления 2 первичных космических порывов: жизни и смерти. Роль культуры: мешает человеку реализовать желания, возникает противоречие между бессознательным и культурой. Культура основана на отказе от желаний бессознательного, существует за счет сублимации.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"