Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

filosof.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Высшим достижением  немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга  которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

 Гегель сформулировал  законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект  существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон  перехода количественных отношений  в качественные (при изменении  количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. 

28. ЛИЧНОСТЬ И  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВО  ЧЕЛОВЕКА

Индивид (атом) –  неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее  время сущ 2 концепции личности:1) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как  его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир  чел, фиксируя только его внешнее  поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая - Сущностная концепция  явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Характер означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел  биологически неповторим. У каждого  конкретного чел всегда есть что-нибудь свое.

Ответственность – категория, отражающая особое отношение  личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода  следовательно не абсолютна и  претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл  в способности выбирать, принимать решения.

С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход  реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. Свобода есть осознанная необходимость. 

29. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕЕ.  ЕГО МЕТОДЫ И ФОРМЫ.

Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория

Проблема  -  выступает как связующий  элемент  в поступательном движении человеческого  знания от неполного и неточного  ко все более полному и точному. Обнаружение и постановка проблемы вскрывает неполноту предыдущих знаний и тем самым является необходимым и неизбежным моментом в этом переходе к новому знанию. ( Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания») Языковая   форма  -  вопрос   о  том,   что   мы   не  знаем   (Лекция).   Проблема простейшим   образом   определена   как   научный   вопрос.   От   обыденных вопросов проблема отличается своим предметом - это вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания  которых необходимы  специальные научные средства познания - научная система понятий, методология и методика исследования... (Учебник. Спиркин) Проблема - форма знания и движения знания, которое мы обозначаем как знание о незнании. (Лекция)

ТЕОРИЯ. Термин «теория» употребляется в двух основных значениях: 1) высшая форма научного знания; 2) система понятий, описывающая и объясняющая какую-либо область действительности. 1. Теория включает в себя теоретические . основания (принципы, постулаты, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. 2. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание -характеристика существенных черт, форм, структуры области действительности. Объяснение отвечает на ряд вопросов: почему действительность такова, какова она есть. Объяснение дается на основе ЗАКОНА. Законы порождают и определяют явления и служат поэтому основой их понимания. (Учебник. Спиркин) Теория – система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи(Кочергин «Научное познание»)

НАУЧНЫЙ ФАКТ - явление  материального или духовного  мира (лекция). Научный факт - это  суждение. Это обобщение эмпирических фактов (сами по себе эмпир. факты значения не имеют). Факт есть результат движения мысли, это форма научной мысли. Н.Ф.-явление материального или духовногомира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация к.-л. явления, свойства и отношения.(Пример: больница: диагноз подтвержденный техникой), (Кочергин «Научное познание»)

ГИПОТЕЗА - есть научное предположение. Возникает при анализе фактов науки, при их синтезе. Для того, чтобы предположение было научным нужно, чтобы оно не противоречило теории, благодаря которой были получены факты науки; из этой гипотезы должен быть выведен ряд следствий, которые проверяют ее.

Г.- всякое предположение, догадка или предсказание которое основывается либо на предшествующем знании, либо на новых фактах. Г – вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность недостаточно изученной области мира. В силу своего вероятностного характера Г. требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории. (Кочергин «Научное познание»)В современной философии научное познание рассматривается как целостная система, имеющая несколько уровней, различающихся по целому ряду параметров. В структуре научного познания выделяют несколько уровней:-эмпирический-теоретический- метатеоретическийМетодология – учение о методах познания и о преобразовании действительности, в котором изучаются приемы получения знания. Методология имеет нормативную и описательную составляющие. В первой части предписываются правила, задаются образцы достижения адекватного знания, нормы его оформления и функционирования. Во второй части происходит описание того как функционирует и как достигается знание.Метод – совокупность мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих достичь желаемого результата.Классификация научных методов осуществляется в зависимости от того уровня научного знания на котором эти методы применяются. Эмпирический уровень:Наблюдение – совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью зафиксировать проявление существенных свойств объекта, общих и необходимых связей, существующих в действительности.Эксперимент – метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений.

Мыслительный  эксперимент – преобразование осуществляется в ментальном плане над воображаемыми  объектами.

Описание –  еще один дополнительный метод эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным  и полным.Наблюдение и эксперимент характерны для эмпирического уровня научного познания, имеющего дело с фактами. Под фактом понимается какое-либо удостоверенное положение дел в действительности. На теоретическом уровне осуществляется выяснение закономерных связей между известными фактами и предсказание новых. Факт действительности становиться научным фактом, если он теоретически истолкован.Теоретический уровень:

Дедукция – метод познания, в котором вывод о частном осуществляется исходя из общего положения. Дедукция дает достоверные знания, но результаты во многом тривиальны.

Индукция  – метод познания, в котором вывод нового общего положения осуществляется исходя из совокупности частных. Результат ее  правдоподобен, но не достоверен.

Аналогия  – метод познания, позволяющий на основе сходства объектов по каким-то одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим.

Моделирование – это оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то причинам не доступный для манипуляций.

Методы, применяемы  на метатеоритическом уровне научного познания, имеют вид общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. 
 

31. ФИЛОСОФИЯ  ЭКЗЕСТЕНЦИАЛИЗМА. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм — это философия существования, одно из самых модных философских  течений в середине XX в., явившее  собой самое непосредственное выражение  современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности.Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Мартин Хайдеггер  — немецкий философ-экзистенциалист. Наиболее крупные представители  экзистенциализма в Германии были М. Хайдеггер, К. Ясперс.По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», вина» и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я,  ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое.Карл Ясперс — выдающийся немецкий, философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма.Философствованию свойственна жизненность экзистенциального высветления проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное бедственностью и неизбывной заботой наше существование.Экзистенция составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования.Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ее ограниченность не только не негативна, но и содержательно-позитивна и потому не может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию.Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.Основные идеи фран. экзистенциализма

Наиболее крупные представители экзистенциализма во Франции были Г.О. Марсель, Ж-П. Сартр, А. Камю. Жан Поль Сартр — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Характерной чертой философских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его философских размышлений — суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р. Декарта, С. Кьеркегора, 3. Фрейда.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"