Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Для политических воззрений Сартра характерно смешение не смешиваемого: позиций гуманизма, демократизма и левого экзистенциализма. Неудачна и его попытка синтеза марксизма и экзистенциализма.Влияние Сартра основывается на этой гибкости и многосторонности творчества. Он вывел экзистенциализм философии, он соединил его общие черты с литературой — в той мере, в какой можно говорить о единстве французского экзистенциализма в основном вопросе, есть ли еще сверх существования трансцендентность, воздействующая на область экзистенциального и дающая ей смысл?..Сартр отвечает на этот вопрос отрицательно. Для него, как для Кьеркегора и Хайдеггера, человеческому существованию принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни.
Человек, как говорит Сартр в своем главном сочинении, «осужден на свободу». Человек обременен безграничной свободой, но также и безграничной ответственностью.Свобода, у Сартра, находится в сфере человеческого существования, она «творческая активность» — и ничего более. Над существованием нет какого-либо закона, императива, детерминизма. Все, в чем раньше видели свободу, предопределение, нечто навязанное извне, человек принимает по свободному выбору — он существует, лишь, поскольку он выбирает. Разумеется, он нее вновь впадает в экзистенциальный страх, являющийся его жизненной стихией.
Однако свобода должна быть принимаема в одиноком героизме, без переклички с другими, без помощи, без метания по сторонам в поисках средств спасения, освобождающих оправданий.
32. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.
Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.
Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность — деятельностно-практическое проявление духовности. Культура — это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.Кабанов «учебное пособие».
Социальные функции культуры.
Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.К-ра. - в сущности своей родовой овеществленный опыт духовного освоения той ил иной стороны жизнедеятельности человека. Ис-во. – родовой опыт освоения дух. жизни чел-ка. Мир ис-ва – мир
33. ФИЛОСОФСКАЯ
ГЕРМИНЕВТИКА КАК МЕТОД
Герменевтика - направление в ф.,
к-ое исследует теорию и
Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?
Гл. идея г.: существовать - значит быть понятым.
Один из осн. предметом исследовани - является текст.
К фундаментальным понятиям г. относятся:
• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;
• "герменевтический круг" - циклический характер процесса понимания.
Г. возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций -случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первые - теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие) -"расшифровкой" смысла боже¬ственных идей в Библии.
Совр. ф-г.: Ф. Шлейермахер (1768 - 1834), М. Хайдеггер (1889 - 1976), Г. Гадамер (р. 1900), П. Рикер (р. 1913).
Ш: при толковании текста возможны два метода - грамматический (выявляется "дух языка") и психологический ("дух автора").
Г. (толкование
текста) имеет смысл при родственности
душ автора и читателя. Если
автор слишком далек от
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
• дивинации - искусственного "вчувствования", "вживания" в душу авто¬ра произв-я;
• сравнения - сопоставления фактов, других данных.
Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот.
Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.
Хайдеггер: ранние взгляды – совмещение г. и экзис¬тенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познаватель¬ной (гносеологической) стороне г.
Х. выводит учение об экзистенциалах - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фак¬том своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит); понимание - человек обнаруживает, что он есть, становится понимаю¬щим, а понимание - это истолкование и интерпретация (человек ис¬толковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное ис¬толкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).
Человеческое бытие изначально герменевтично (основа¬но на понимании).
Ганс Гадамер – ф. с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (г.и).
Человеческое существование невозможно без переживания собствен¬ного бытия. В течение жизни человек накапливает опыт (боль¬шую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, - "опыт мира"), вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим - через книги - тексты, "язык". = толкование языка текстов, его понимание д. с. одним из вед. направлений ф.
Центр. понятие философии Поля Рикера – личность как творец всей человеч. культуры. Цель ф. - разработать метод понимания человеч. субъективности.
Метод Р. предлагает
"регрессивно-прогрессив¬ный" - понимать
человека через его три измере¬ния
- прошлое, настоящее, будущее. Р.: челов.
личность телеологична - направлена в
будущее
34.ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА.
Общественное
сознание - марксизм определяет как
взгляды, представления, идеи, политические,
юридические, эстетические этические
и другие теории, философия , мораль
и другие формы сознания. О.с. есть ни что
иное, как отражение в духовной жизни людей
из общественного бытия, проще -духовная
жизнь общества. О.с. подвижно, оно развивается
вместе с развитием и усложнением общественной
жизни. На первых ступенях истории О.с.
формируется как непосредственное порождение
материальных отношений людей, с расчленением
общества на классы и возникновением политики,
права, политической борьбы, Общ. бытие
воздействует определенным образом на
сознание людей через множество промежуточных
звеньев, каковыми являются государство
и государственный строй, правовые и политические
отношения и т.п., так же оказывающие огромное
влияние на О.с. В этих условиях непосредственное
выведение О.с. из материальных отношений
приводит к вульгаризации и упрощению
.О.с.и его многообразным формам, при всей
их зависимости от О.б. присуща относительная
самостоятельность которая выражается
в том, что изменения в материальной жизни
общества никогда не создают заново продукты
О.с, так как духовные представления -научные,
художественные, философские и прочие
идеи - зависят от накопленного ранее материала
и подчиняются определенной внутренней
логике своего развития. Кроме того изменения
в материальных отношениях не могут вызвать
мгновенного автоматического изменения
О.с. т. к. духовным представлениям людей
свойственна значительная сила инерции
и только борьба между новыми старыми
представлениями приводит к закономерной
победе тех, которые вызываются решающими
потребностями изменившейся материальной
жизни, нового бытия. В то же время необходимо
видеть и учитывать большую роль О.с.и
его воздействия на развитие О.б. О.с. может
стать и становится решающим, хотя оно
в конечном счете определяется О.б. (фил.
словарь-Фролов). Носителем О.с. может быть
как 1 человек, так и социальная группа.
В первом случае говорят о б индивидуальном
сознании. Инед. с. содержит в себе все
черты присущие данному человеу: способности,
интересы, национальность. Уровни О.с.
первый - обыденное сознание, осн. на жизненно-практическом
опыте человека, второй -теоретическое
сознание, рационализированная система
знаний , отраж. внутренние свойства объекта,
его сущность. Формы О.с.могут различаться
по объекту приложения, по способу отражения,
по социальной роли и специфике происхождения.
Напр: эстетические взгляды, правовые
взгл. -политический взгл. В настоящее
время доминируют -политика и наука. Функции
О.с: познавательная, социально-преобразовательная,
прогностическая, регулятивная и воспитательная.
Нация(от греч. «народ») - исторически сложившаяся
форма общественности людей, которым свойственна
общность территории и экономической
жизни, языка, известных черт национального
характера, проявляющихся в национальном
своеобразии их культуры. Дух нации - понятие
существует с античности. К. Маркс: «Общее
состояние, чувственно -рациональное состояние
нации, выявляющееся в те или иные периоды,
когда нация действует как единое». Д.н.
представляет собой объективированное
в живом языке нации и в реальных действиях
и поступках нации различных социальных
слоев нации, чувственно-рациональное
отношение к историческим явлениям и событиям
(напр. приватизация и ваучеризация) пр-
явление, а ваучер-я -событие.
35.категория
бытия и ее философское
Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить. Учение о бытии называется онтологией.
Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное — сущностью. Реальное бытие — это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.
От бытия во всеобщем смысле отличают определённое бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всём. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.
В теологическом
мышлении Бог является вечным творцом
бытия, в метафизически-
Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всём многообразии сущего. В древнем понимании бытие (согласно формуле Аристотеля) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно до его расчленения на отдельные вещи и предметы.
Антитезой бытия
является Ничто (небытие). Согласно Хайдеггеру,
бытие возникает из отрицательности
ничто, в то время как ничто
позволяет сущему «погружаться», - благодаря
этому раскрывается бытие. Бытие - «просека»,
которая открывает тайну