Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка

Краткое описание

Шпоргалка к экзамену по философии

Файлы: 1 файл

Экзамен шпоры философия.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

1.Мир-зр -с-ма взгл ч-ка(общ-ва) на окруж мир, на природу, на самих себя..Ст-ра жизненно-повседнев (обыденный), теоретич. Включает: знания, ценности, убеждения, и предубеждения, вера, жизненные программы поведения, представления. Можно также выдел чувственный и рациональный аспекты М. Миф-ия(синтетич форма мировозр, куда входят зачатки знания и опыта, элементы религиозных верований, ис-ва, полит взглядов) рел-ия (В основе лежит вера. Осн вырожением явл религия. Религиозн формы: 1.Религ первобыт общ-ва а)фетешизм-омулеты; б) анимизм-сущ дохов в)магия –воздействие на те или иные предметы с целью получ сверхъест рез-ов. Г)теотемизм-жив или раст явл прородителями того или иного рода д)шаманизм 2. нац рел. Индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм 3. Мирровые рел Буддизм, христианство, ислам, ) ф-ия - область чел. знания, кот. изуч. наиболее общие проблемы природы (мира), об-ва (чел.), познания (знания) и их взаимос-вязь.  

2. Ф-ия - область чел. знания, кот. изуч. наиболее общие проблемы природы (мира), об-ва (чел.), познания (знания) и их взаимос-вязь. Возникла в 6-5 в. до н. э. в Др. Греции, Индии, Китае. Источник возникн - накоплен-ные к этому времени чел. знания и опыт, ми-фология и религия, развитие об-ва. Направл в фил: материализм- в основе мира-материя; идеализм. Проблемы ф-ии: мир и его устройство, ч-к и об-во, бытие и сознание, знание и познание, нравственность и ценности, проблемы ч-ка, проблема выбора. Области фил. знания: онтология - наука о структуре бытия, гносеология - проблемы познания и знания, аксиология - проблемы ценностей, праксеология - практическая реализация фил. теории. Антропология - проблемы развития ч-ка, соц. ф-ия- проблемы изучения об-ва, история ф-ии- раз-витие ф-ии. Ф-ции ф-ии в об-ве: ф-ия явл. об-ластью чел. знания, охватывает многие сферы бытия, обогащает и совершенствует к-ру мышления, участвует в формир-нии мировозр, расширяет видения современного мира, формирует гражданственность и патрт-отизм, воспитывает ч-во собственного достоинства. 
 

3 Древнекитайская фил-ия:Конфуций. Законы кит фил-ии люди получ от неба, а связующим звеном м/ж небом и землей явл ч-к (мудрец) Осн идеи этой фил-ии – правильное устройство общ-ва. В общ-ве должно сущ уважение к старшим. .Конфуции : 551- 479 г.д.н.э. Основа - соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко мо-рального ч-ка. Благородный ч-к –очень важное поянитие в кит фил. Благород ч-к- вежлив, на службе точен, человечен и справедлив. Принципы поведен ч-ка: человеколюбие, справедливость, знание, уважение к родителям, почетание старших, начальника Принципы конф: принципы золотой середины (избегать крайносетй, искать балансы, к-ые позволят правильно сущ в общ-ве.)В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники. Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Основатель Лао Цзы Центральное понятие дао - первопричина мира, естеств путь по к-му должны следовать все в мире. Даосизм проповедует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние ч-ка с природой и космосом. Стремление ч-ка вырваться из гос-ва, где он просто винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианву.  
 

4 Древнеиндийской фил относится к 10-9 веку д.н.э Веды – древнеинд памятники религ. Состоят из нескольких книг. Все фил сис-мы в др индии разделяют на Ортодоксальные(признают авторитет вед (веданта, йога, , миманса,) и неортодокс -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака) Джайнизм воз-ник в 6 в.д.н.э. этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Сиддхартха Гаутама. Карма- сумма совершенных поступков в 1-ой жизни, последствия к-ых определяют вид нового рождения, каждого жив сущ-ва. Сансара-круговорот перерожден. Благородные истины отк-рытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания; 3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний. Для этого необходимо достичь нирваны.; Сущ путь избавл от страданий –восмиричн путь. (1. правильн воззрение на вещи, правилн намерение, речь, действия, жизнь, мысли, помыслы, воспоминания, сосредоточение) Этика буддизма пассивна. Не творя зла буддист не должен стремиться к активному противостоянию злу. 
 
 
 

5. Досократовск период(7-5 дон.э) Происходит зарождение ф-ии, формирование первых философс школ и постановка проблемы сущности мира и возможности его познания. Милетская щкола- оснаватель Фалес. Др представ-Анаксимандр, Анаксимен(первооснова мира-воздух), Гераклит Эффеский. Осн цель-обнаружение основы, первоначала мира. Основой явл вода, она может быть тверд, горяч, жидкой. Фалес создал геоцентрич с-му мира(в центре вселен-Земля) считал что земля имеет форму диска и плавает в воде Гераклит-диалектика- искуство ведения спора(во время Гераклида). Вообще диалектики- обл-ть ф-ии кот исследует противоречивость мира. В основу мира ложит огонь. "все течет -в одну реку нельзя войти 2"Элеаты- Зенон, Ксенофан, Парменид. Гл. проблема- проблема бытия. гл идея- бытие первично, неделимо, едино и находится в сост покоя. Приняли попытку установить соотношение бытия и мышления. 
 
 
 

6. Жизнь Сократ.Софисты- важнейш своим призванием С. считал "восстание людей", смысл к-ого он видел в беседах и дискуссиях, а не в систематическом изложении знаний. Вся ф-ия основа-на на проблемах ч-ка, пробл ценностей, жизни и смерти. Изобрел метод майевтика(искусство спора) Явл основоположн эвдемонизма - высшее благо для ч-ка достижение счстья, но счастл может быть только моральн ч-к. Тема человека входит в фил вместе с софистами.(5-6в до н.э.) Софисты- учили за деньги красноречию. Считали нравственность относит понятием. Считали, что мораль обусловлена историч развитием общ-ва. У разных народов разная мораль Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех ве-щей. Критерием оценки любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного ч-ка, объявляя его - со всеми его особенностями субъектом познания. 
 
 

7.Фил  Платона.Учение Демокрита- всякая вещь и вообще все, что существ на свете имеет свою идею. Мир идей явл совершенным. Сущ такжк мир вещей, к-ый изменчив, несовершенен, вторичен Мир идей обладает иерархией – на вершине- идея блага(идея единого). Идеи не завис от простр-ва и времени. П считал, что душа состоит из 3 частей: разум, воля и благородн желания, влечение и чувственность. Ф-фия Демокрита 1-ый энциклопедический ум среди грек-ов. Он предлагает вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не воспринимаются органами чувств. В фил. говорят о линии Демокрита, как о материалистической линии, и о линии Платона, как о идеалистической.   
 
 
 

8. Фил система Аристотеля(5-4в): в основе мира лежит 4 первоночала: материя(огонь, воздух, земля, вода), форма, активное начало, цель. Ч-к- об-щественное жив-ое, наделенное разумом. Только в общ-ве он может развиваться, как нравственное сущ-во, этому должно способствовать и гос-во.  Высшая цель гос-ва, согласно (А)- достижение счастливой жизни. Гос-во- обобщение родов, селений ради лучшей жизни. (А) считает душу началом жизни, выделяет: Растительная(владеет ф-циями пит, роста и размнож, общими для всех жив сущ-в), животная(добавляется ощущение, способность желания, стремление к приятному), разумная душа(обладает только ч-к, рассуждение и мышление). (А) систематизировал все предыдущую древнегреч ф-ию. После А сущ. ряд школ, кот развивали его идеи.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9 Раннехрист. философия  ( 1-16 вв.). Развивалась только с позиции церкви. Средневек ф-ия находилась в рамках христианск вероучен. Представители этой ф-ии - духавенство, церковники. Бог сотворил мир из ничего, благодаря своему могуществу. Начало- бог, все остальное- его творение. Богу приписывают все то, что античные философы приписывали бытию. Он вечен, неизменен, ни от чего не завис и явл источником всего сущего. Средневек ф-ия была бедна своим содерж, но богата по формам проявления. Христ. вероучение появилось в 1 в. н.э. в Др. Иудее. Источником явил древнегреч ф-ия. В основе христ. ф-ии лежит ф-ия Христа. Этапы средневековой ф-ии: Апологетика цель-создание основ христиан вероучения, его ф-ские обоснования. Патристика 3-8в (учение отцов церкви; укрепление веры): вера - самостоятельный высший источник истины. Разум подкрепляет положение веры, но саму истину найти не может (представ. Авгус. Блаженный); Схоластика 11-15вв. (увеличение споров о вечных проблемах; этап дискуссий): разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души ч-ка к познанию истины (представ. Фома Аквинский). А. Блаженный (6-5в): проблема бога и его отношения к миру – центральная. Бога - сверхприроден (он источник бытия, чистая форма). Знание о божественном бытии (сверхбытии) можно получить только сверхъестеств путем, и это вера – способность души.  

10 Схоластика 11-15 вв. (увеличение споров о вечных проблемах; этап дискуссий) - (представ. Ф. Аквинский, Иоанн Скот): разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. Универсалии - общее понятие,  которое сущ. в мире независимо или зависимо от нашего сознания. Откуда появились и что они из себя представл –гл проблема. Реализм: универсалии сущ-вуют независимо от нашего сознания, причем сущ. реально, т.е. это реальные идеальные объекты.(пр. стол) Номинализм: сущ. только конкретные вещи. Универсалии всего лишь мысленные обобщения этих конкретных реальных объектов. Фома Аквинский: отделяет ф-фию и теологию(наука о религии) и указывает на тесную связь. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Разум - высшая чел-ская способность. Считал, что мир сотворен Богом ради ч-ка. Зло происходит от неподчинения к Богу. Чтобы избежать зла надо морально совершенствоваться. 5 доказательств бытия Бога: 1.Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель. 2.Связь Бога с причиной. Бог - первопричина. 3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость. 4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы). 5. Проблема цели. Бог задает цели и явл целью. 
 

11. Эпоха возражд. 14-16в чел-тво отряхнулось от жестких моральных принцепов и образовался подъем в области ис-ва, науки, ф-ии Гл идеи: антропоцентризм (не отриц Бога, божественное творение мира и ч-ка, но счит, что создав ч-ка и наделив его разумом и волей Бог поставил ч-ка в центр мира и с этого времени судьба мира завис от ч-ка) и гуманизм. Ч-к оказывается центр фигурой цепи  космического бытия. Гуманизм концентрир внимание на внутр мире личности. Гуманизм связан с повышением достоинства. Бог не отриц, но религ и Бог уходят на 2 план, впереди ч-к. Большое внимание удел познанию природы и науки, так называемая натур ф-ия(идея о бесконечности  вселенной, о ч-ке как микрокосмосе, принцепы совпадения и противоположностей).Появл новое течен пантеизм (отождествление Бога от природы. Природа божественна, одухотвлена (Джордано Бруно, Мишель Монтель)) Э.В. -эпоха важн открытий.Представит на-уки: Коперник(гелиоцентрич с-ма мира), па-скаль, Галилей. 
 

12. Ф-ия нового времен.(НАУКА) 17-18в эпоха научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. Гл идея: освобождение ч-ка, идея доминирования научн знания над иными видами знания, идея просвящения. Осн особенности: падение авторитета катол церкви; появл протестанского движ; появл и развитие капитализма; изменен соц устройства общ-ва, появл республ, демократии; доминир научн знания; идея покорения природы; наука-основная си-ла. Задачи: наука станов доминир в духовн жизни общ-ва. 2 осн метода познания Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли.) источником познания считает опыт. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и ф-ия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм <Знание - сила>. Основал метод индукции(от частного к общ) Рационализм Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Источником познания считает разум. Сущность Р.-в основе нашего познания лежат нек-ые идеи. Знания ч-ку дал Бог. Д. стоит у источников гносеологии(теория познания) в основе истин-ного познания лежит сомнение.В своей ф-ии Д. выразил в афоризме - <мыслю,=> существую. Основывает метод дедукции. 

13. Бэкон представ эмпиризма, источником познания -опыт. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и ф-ия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм <Знание - сила>.Достижению истины мешают предрассудки сознания.(идолы): идолы пещеры - индивидуальные особенности людей , мешающие познанию. И. теат-ра - вера в авторитеты, к-ые мешают познавать мир без предубеждения. И. рынка - многозначность языка. Идолы рода - коренятся в самой чел-ской сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Б. придает индукции(от частн к общ).Его сущность –проверка на практике. Б. разработал классификацию наук. В ее основе 3 гл особенности чел души: 1) память - естественная и гражданская история 2) воображение - поэзия 3) разум – философия. В узком смысле слова ф-фия - наука о методе познания. Рационализм Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Источником познания считает разум. Сущность Р.-в основе нашего познания лежат нек-ые идеи. Знания ч-ку дал Бог. Д. стоит у источников гносеологии(теория познания) в основе истинного познания лежит сомнение. Д. известен как создатель алгебры и аналитической геометрии. Единство наук связано с ф-ией. Ф-ия выступает как корень, от к-ого отходят все науки. Д. сказал - <мыслю,=> существую.  Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции.  Придерживался дедукции - рассуждение от общ к частному. Д. признает существования бога, к-ый сотворил 2 субстанции: материальную и духовную.  
 
 

14. Нем класс ф-ия18-19в. В КНФ доминировали вопросы познания (гносеология). Особое место отводится поведению ч-ка в ку-ре, ощ-ве, личн жизини. По форме КНФ представлена в виде образцовых фил-их сочинений, напис для весьма огранич круга чит. Много непонятных терминов. Гегель: о нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях. По влиянию КНФ заним уник место. Из нее берут начало практич все современ направл ф-ской мысли. Кант -родонач КНФ  В его ф-ии выделяют 2 этапа: докритический и критический. Докритический -  естественнонаучн исследования, в обл космологии, м-тики, физ. Выдвинул гипотезу о происхожд солнечной системы из газово-пылевой туманности. Критический -"критика чистого разума" Необходимо в 1 очередь провести критич анализ всего. Объединил эмпиризм и раци-онал. Объекты мира: явления и вещи в себе. Каждую вещь можно позновать с помощью явл. До конца вещь в себе познана быть не может. Разум и рассудок- 2 способа познания мира. Есть чувств и рассудочное познание. Теории морали К. основана на понимании свободы, к-ая проявл в действ, поступках. Усл свободы явл достоинство, ответств перед общ-вом, др людьми. Сознание люд связывает моральн закон.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"