Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка

Краткое описание

Шпоргалка к экзамену по философии

Файлы: 1 файл

Экзамен шпоры философия.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

50. Научное знание. Наука – форма духов. деят. людей, направл. на пр-во знаний о природе, об-ве и самом познании.17 в. Ф. Бэкон –основатель научн знания. Наука играет доминир роль в общ-ве, поскольку на ее основе создана вся современная техника, технология. Особенность науч знания- рациональность, точность, системность, опора на факты. Осн черты: научн деят-ть направлена на различн области ч-ка, природы. Цель – объектив. истина, постигаемая преимущественно рацион. ср-ми и методами. Отсюда х-р. черта науч. познания – объективность. Ориентация на воплощение в практике Самообновление, воспр-во науч. знаний В процессе науч. познания применяются разл. приборы, инструменты, использ. логика, диалектика, матем. методы Присуща строгая доказательность, обоснованность получ. результатов, достоверность выводов. Науки подраздел: гуманитарн (об общ-ве)(социология, политология) науке о челе (антропология, психология, анотомия) науки о природе (биология, химия, физик), о технике. Наука: 1.икладная (исследуют способы применения этих знаний в прктич деят-ти ч-ка) 2. фундамент (основы знаний о мире) Эмпирический уровень – опыт-единственное ср-во познания. Приемы и ср-ва этого познания: сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Теоретич. уровень характериз. преобладанием рацион. момента – понятий, теорий, законов. Задача теоретич. знания – достижение объектив. истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Приемы и ср-ва: идеализация (создание мысленных предметов), дедукция (от общего к частн.). Метатеоретич.(предпосылочный) включ. научную картину мира, идеалы и нормы исследования, философск. основание науки.Наука не смотря на свою эффективность в общ-ве все-таки имеет границы своей деят-ти. 

51. Понятие метода. Метод- способ, по средствам к-ого ч-к познает окруж его мир. Методология-комплекс методов. Типы методов: -общенаучн (логичность, целостность), частные методы(использ. в конкр. науке),, -дисциплинарные методы. Эмпирич. методы: наблюдение, описание, аналогия. (применяются в естествознании – биологии, физике, химии, астрономии). Теоретич. методы: 1) метод формализации предполагает оперирование символами (знаками), кот. как бы заменяют реальн. предмет или процесс; 2) аксиоматич. метод основан на использов. аксиом, т.е. положений, истинность кот. не подлежит сомнению; 3) генетич. метод позволяет исследовать возникнов. тех или иных явл. или процессов; 4) историч. Метод воспроизводит всю историю предмета; 5) логич. метод отслеживает общую логику развития предмета, важнейш. противоречия и тенденции этого процесса; 6) моделирование – создание идеальн. (мыслен.) моделей, «заменителей» предметов, что дает возможность воспроизвести в мышлении изучаемые процессы и проанализир. их Формы науч. знания. Проблема – форма знания, содержанием кот. явл. то, что еще не познано ч-ком, но что нужно познать. Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулиров. на основе ряда фактов, истинное значение кот. неопределенно и нуждается в док-ве. Носит вероятный, а не достовер. х-р и требует проверки, обоснования. Теория – наиболее развитая форма науч. знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определ. области действит. 

52.Об-во  как объект фил.  анализа. Об-во – форма совместного бытия и взаимодействия людей. Фил-ия формирует цельное представление об об-ве, изучает историю не отдельных гос-в, а в целом историю всего чел-ва. Способы изучения:1. по горизонтали-линейный метод, изучение общ-ва  в тесной связи с природой. 2. по вертикали, изучают с точки зрения стр-ры и связывают с социальной д-тью ч-ка. 3. ур-нь развития личности, её образование, мировоззрение, мораль влияют на развитие об-ва. Нек-ые философы считали, что научно-технический прогресс идёт сам по себе, ведёт к появлению индустриального об-ва будущего. В об-ве действует либо воля ч-ка, либо какая-то другая необходимость. Новые философы переориентировались с теории индустриального об-ва на теорию модернизации. Также имела место материалистическая концепция (Маркс). Чел-во постоянно занимается развитием производительных сил. Развивая производительные силы, вступают в противоречие со старыми производственными отношениями. Способ произ-ва формирует общественно-экономическую стадию в развитии общ-ва. Известны первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальн, капиталистияч, коммунистич.и т. д.  
 

53.Социогенез - процесс исторического и эволюционного формирования об-ва, учение о происхождении об-ва. Закономерности социогенеза явл. предметом исторической психологии и этнопсихологии. Типы соц структур: 1)соц-классовая (классы –большие группы людей, кот. различаются по их месту в с-ме общественного пр-ва, по их отношению к ср-вам пр-ва, по их роли в общественн орг-ции труда); 2)соц-этническая (в первобытном об-ве –родовая орг-ция; рабовладение –народность; капитализм –нация. Нация –исторически сложившаяся общность людей, для кот. хар-но единая тер-ия, язык, культура, менталитет.); 3)соц-демографическая (Народонаселение –непрерывно воспроизводящая себя общность людей. Демографич характеристики влияют на облик об-ва в целом, обеспечивая его прогрессивное развитие или вызывая его деградацию) 
 

 
54.Об-во  как с-ма. Аспекты общ-ва: 1. матер благосостоян общ-ва (эк-ка, хоз предприятия) 2. духовность (ис-во, религия) 3. соц-политич – то, каким образом организована жизнь общ-ва. Силы развития общ-ва: 1. Внешние силы (Бог) 2. внутрен (противоречия м/ж классами) Два подхода к пониманию об-ва: 1)динамическ -об-во рассм в его изменении и развитии; 2) статическ -об-во рассм как устойчив стр-ра с опред элементами. Об-во можно рассм также как: 1.совокупность индивидов, кот связаны осознанными отношениями; 2.иерархическую с-му, закономерности или процессы разного уровня. Марксизм рассм об-во как противоречивое единство базиса и надстройки. Базис- производств отношения. Все др отнош образ надстройку. Маркс счит, что способ пр-ва определяет соц, политич и дух образ жизни. Э.Дюркгейм рассм об-во как сис-му  общих стр-р человеч деят-ти, в кот определяющ роль играют соц факторы. Он выделял 2 типа соц солидарности: 1) механическая- индивид может быть исключен из обществ пр-ва без ущерба для об-ва; 2)органическая- индивиды в общест пр-ве взаимосвязаны. М.Вебер: ст-ра и хар-р об-ва определяется тем, какой тип рациональности в нем преобладает: ценностный, целевой, традиционный.. П.Сорокин выделял 3 компонента в об-ве: 1.идеологическ (основной);2.материальн (вторичный);3.соц (неизменный).Идеалогич компонент-культурная суперсис-ма. 3 типа суперсис-м: 1.чувственный(чувства восприятия мира); 2.идеациональный(поиск сверхчувственного и дух совершенствования);3.идеалистич(сочитает черты 1,2). Отношение людей к миру и др людям подчин 3 фак-ам: бессознательный(рефлекция); биосознат(потребности); социосознат(знание норм и ценностей). В об-ве выдел 4 взаимосвязанных подсистем: 1.материальн сфера (пр-во);2.соц. (соц группы, сословья, классы);3.политич (гос-во, вся политич жизнь);4. дух (мораль, религия, фил-я, наука, идеалогия).  
 
 
 

 
55.Проблема  развития об-ва.  В понимании исторического процесса сущ две основн точки зрения: эволюционизм и релятивизм. Эволюционизм рассм историю как постепенное прогрессивное развитие, в кот определенные стадии проходят все народы. История-это единый общечеловеч процесс, в кот выделяют опред ступени: Герадот в истории об-ва выделил три ступени: 1) золотой век (жили только Боги);2) бронзовый век(герои);3)железный век(историю творят люди). Христьянская история- движение к царству Божьему. Прогресизм: история развив от простого к сложному и подчиняется единому ритму. Стадии по Конту: 1)теологическая; 2)метафизическ; 3)научная. Г.Спенсер сравни развитие об-ва, кот идет от однородного к разнообразному. Гегель пологал, что ценность истории опред дух началом. Оно проявляется ч-з дух народа.На определ этапе истории лидирует та или иная нация. Проводниками мирового духа могут выступать и отдел личности и народы. Маркс выделил 5 стадий развития общ-ва(формаций): первобытнообщинная, рабовлд, феодальн, бурж, коммунистич. Переход от 1 формации к др соверш, когда производит силы общ-ва вступают в противореия с проиводств отношениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

57 Гос-во как соц  институт. Гос-во - комплекс разл сис-м. Гос-во - основной институт политической с-мы классового общ-ва, осущ охрану его экономической и соц структуры и обеспечивающий соц управление. Гл задача гос-ва - управление общ-вом. Функции гос-ва: -защищает интересы гл политичеких сил, - осущ общее руководство страной и экономикой, - защищает интересы господствующего класса, охраняя соотв территорию, ее богатства и население от наподения др гос-в. Гос-во представляет собой политическую надстройку над базисом. Это с-ма органов общества, кот обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа, как единого целого, защищает права своих граждан, осущ нормальное функц институтов власти - законодат, исполнит, судебной. Правовое гос-во - его гл хар-ка - это функционирование, основанное на главенстве закона. Гражданское общ-во - где большую роль играет личность гражданина.

 
 

59.Техника,  технология и технич. д-ть.Техника и технол-основ фак-ры развития цивилизации.Цивилиз-отражает техногенный аспект.В наши дни присутствует информацион фак-р развития общ-ва, кот усилив мысленную деят чел. Техника - умение, мастерство, искусство, это средство, с помощью кот  ч-к преобразует природу, общ-во и самого себя. Технология - способ, знание, с помощью к-ого это преобразование осуществляется. Техника в жизни современного ч-ка приобретает одну из важнейших ролей. В определенной степени она определяет стиль мышления и способ поведения современного ч-ка. Этапы развития техники: 1) эотехническая эра (10в. -сер. 18 века). Источник энергии - дерево, вода. 2) палеотехническая эра (2-ая половина 18 - сер. 20 вв.).Уголь. железо. 3) Неотехническая эра - эра электричества и сплавов. 
 
 
 
 
 

60,61,62. Техника. Соврем. ур-нь технич. развития  об-ва. Инженерная  д-ть. Техника и технология отражают развитие цивилизации. Они являются основным направлением развития общества – особенность нашей эпохи. Впервые в нашей эпохе общ-во получило с помощью техники усиление не только физической, но и мысленной, умственной д-ти. Мы живем в эпоху информац об-ва. Техника и технология могут быть использованы и как зло, и как добро. Информ может быть как положит, так и отрицат. Опасность соврем информац об-ва входит в наше сознание незаметно. 
 
 
 
 
 

63.Эволюция  об-ва. Прогресс – кач-венное и кол-венное изменение в об-ве, кот. имеет позитивный характер. регресс – негативное изменение развитие. Регресс ведет к исчезновению. Что касается развития об-ва, то сущ. такая наука как футурология. Футурология – наука о будущем. Что будет завтра? Предсказательные модели всегда воздействуют на будущее. Прогноз помогает в будущем, но не опред. его. Чел-во в своем развитии стремится к соц. идеалу. Идеал – то к чему мы стремимся. Соц идеал – модель к кот стремится об-во. Должно быть четким, конкретным, должны быть известны методы его достижения. 
 
 

64.Глоб. проблемы.особенности глоб. проблем. –имеют общемировые характеристики; -затрагивают интересы всех народов; -нуждаются в неотложных и эффективных решений; -требуют коллективных усилий всех гос-в, совместных действий всех народов. Глобальные проблемы: 1. экологич проблема (азон дыры, парник эффект и тд) 2. пробл войны и мира 3. демографическая (миграция) 4. продовольственная 5. освоения космоса и мирового океана 6. богатства и бедности 7. междунар терроризма 8.глобализма 9. сырьевая. 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"