Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Шпоргалка к экзамену по философии
50.
Научное знание.
Наука – форма духов. деят. людей, направл.
на пр-во знаний о природе, об-ве и самом
познании.17 в. Ф. Бэкон –основатель научн
знания. Наука играет доминир роль в общ-ве,
поскольку на ее основе создана вся современная
техника, технология. Особенность
науч знания- рациональность, точность,
системность, опора на факты. Осн
черты: научн деят-ть направлена на различн
области ч-ка, природы.
Цель – объектив. истина, постигаемая
преимущественно рацион. ср-ми и методами.
Отсюда х-р. черта науч. познания – объективность.
Ориентация на воплощение в практике Самообновление,
воспр-во науч. знаний В процессе науч.
познания применяются разл. приборы, инструменты,
использ. логика, диалектика, матем. методы
Присуща строгая доказательность, обоснованность
получ. результатов, достоверность выводов.
Науки подраздел: гуманитарн (об общ-ве)(социология,
политология) науке о челе (антропология,
психология, анотомия) науки о природе
(биология, химия, физик), о технике.
Наука: 1.икладная (исследуют способы
применения этих знаний в прктич деят-ти
ч-ка) 2. фундамент (основы знаний о мире)
Эмпирический уровень
– опыт-единственное ср-во познания.
Приемы и ср-ва этого познания: сравнение,
измерение, наблюдение, эксперимент, анализ,
индукция. Теоретич.
уровень характериз. преобладанием
рацион. момента – понятий, теорий, законов.
Задача теоретич. знания – достижение
объектив. истины во всей ее конкретности
и полноте содержания. Приемы и ср-ва: идеализация
(создание мысленных предметов), дедукция
(от общего к частн.). Метатеоретич.(предпосылочный)
включ. научную картину мира, идеалы и
нормы исследования, философск. основание
науки.Наука не смотря на свою эффективность
в общ-ве все-таки имеет границы своей
деят-ти.
51.
Понятие метода.
Метод- способ, по средствам к-ого ч-к познает
окруж его мир. Методология-комплекс
методов. Типы методов: -общенаучн (логичность,
целостность), частные методы(использ.
в конкр. науке),, -дисциплинарные методы.
Эмпирич. методы: наблюдение, описание,
аналогия. (применяются в естествознании
– биологии, физике, химии, астрономии).
Теоретич. методы:
1) метод формализации предполагает оперирование
символами (знаками), кот. как бы заменяют
реальн. предмет или процесс; 2) аксиоматич.
метод основан на использов. аксиом, т.е.
положений, истинность кот. не подлежит
сомнению; 3) генетич. метод позволяет исследовать
возникнов. тех или иных явл. или процессов;
4) историч. Метод воспроизводит всю историю
предмета; 5) логич. метод отслеживает общую
логику развития предмета, важнейш. противоречия
и тенденции этого процесса; 6) моделирование
– создание идеальн. (мыслен.) моделей,
«заменителей» предметов, что дает возможность
воспроизвести в мышлении изучаемые процессы
и проанализир. их
Формы науч. знания.
Проблема – форма знания, содержанием
кот. явл. то, что еще не познано ч-ком, но
что нужно познать. Гипотеза -
форма знания, содержащая предположение,
сформулиров. на основе ряда фактов, истинное
значение кот. неопределенно и нуждается
в док-ве. Носит вероятный, а не достовер.
х-р и требует проверки, обоснования.
Теория – наиболее развитая форма науч.
знания, дающая целостное отображение
закономерных и существенных связей определ.
области действит.
52.Об-во
как объект фил.
анализа.
Об-во – форма совместного бытия и взаимодействия
людей. Фил-ия формирует цельное представление
об об-ве, изучает историю не отдельных
гос-в, а в целом историю всего чел-ва.
Способы изучения:1. по горизонтали-линейный
метод, изучение общ-ва в тесной связи
с природой. 2. по вертикали, изучают с точки
зрения стр-ры и связывают с социальной
д-тью ч-ка. 3. ур-нь развития личности, её
образование, мировоззрение, мораль влияют
на развитие об-ва. Нек-ые философы считали,
что научно-технический прогресс идёт
сам по себе, ведёт к появлению индустриального
об-ва будущего. В об-ве действует либо
воля ч-ка, либо какая-то другая необходимость.
Новые философы переориентировались с
теории индустриального об-ва на теорию
модернизации. Также имела место материалистическая
концепция (Маркс). Чел-во постоянно занимается
развитием производительных сил. Развивая
производительные силы, вступают в противоречие
со старыми производственными отношениями.
Способ произ-ва формирует общественно-экономическую
стадию в развитии общ-ва. Известны первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальн, капиталистияч,
коммунистич.и т. д.
53.Социогенез
- процесс исторического и эволюционного
формирования об-ва, учение о происхождении
об-ва. Закономерности социогенеза явл.
предметом исторической психологии и
этнопсихологии. Типы соц структур: 1)соц-классовая
(классы –большие группы людей, кот. различаются
по их месту в с-ме общественного пр-ва,
по их отношению к ср-вам пр-ва, по их роли
в общественн орг-ции труда); 2)соц-этническая
(в первобытном об-ве –родовая орг-ция;
рабовладение –народность; капитализм
–нация. Нация –исторически сложившаяся
общность людей, для кот. хар-но единая
тер-ия, язык, культура, менталитет.); 3)соц-демографическая
(Народонаселение –непрерывно воспроизводящая
себя общность людей. Демографич характеристики
влияют на облик об-ва в целом, обеспечивая
его прогрессивное развитие или вызывая
его деградацию)
54.Об-во
как с-ма. Аспекты
общ-ва: 1. матер благосостоян общ-ва (эк-ка,
хоз предприятия) 2. духовность (ис-во, религия)
3. соц-политич – то, каким образом организована
жизнь общ-ва. Силы развития общ-ва: 1. Внешние
силы (Бог) 2. внутрен (противоречия м/ж
классами) Два подхода к пониманию об-ва:
1)динамическ -об-во рассм в его изменении
и развитии; 2) статическ -об-во рассм как
устойчив стр-ра с опред элементами. Об-во
можно рассм также как: 1.совокупность
индивидов, кот связаны осознанными отношениями;
2.иерархическую с-му, закономерности или
процессы разного уровня. Марксизм рассм
об-во как противоречивое единство базиса
и надстройки. Базис- производств отношения.
Все др отнош образ надстройку. Маркс счит,
что способ пр-ва определяет соц, политич
и дух образ жизни. Э.Дюркгейм рассм
об-во как сис-му общих стр-р человеч деят-ти,
в кот определяющ роль играют соц факторы.
Он выделял 2 типа соц солидарности: 1) механическая-
индивид может быть исключен из обществ
пр-ва без ущерба для об-ва; 2)органическая-
индивиды в общест пр-ве взаимосвязаны.
М.Вебер: ст-ра и хар-р об-ва определяется
тем, какой тип рациональности в нем преобладает:
ценностный, целевой, традиционный..
П.Сорокин выделял 3 компонента в об-ве:
1.идеологическ (основной);2.материальн
(вторичный);3.соц (неизменный).Идеалогич
компонент-культурная суперсис-ма. 3 типа
суперсис-м: 1.чувственный(чувства восприятия
мира); 2.идеациональный(поиск сверхчувственного
и дух совершенствования);3.
55.Проблема
развития об-ва. В
понимании исторического процесса сущ
две основн точки зрения: эволюционизм
и релятивизм. Эволюционизм рассм историю
как постепенное прогрессивное развитие,
в кот определенные стадии проходят все
народы. История-это единый общечеловеч
процесс, в кот выделяют опред ступени:
Герадот в истории об-ва выделил три ступени:
1) золотой век (жили только Боги);2) бронзовый
век(герои);3)железный век(историю творят
люди). Христьянская история- движение
к царству Божьему. Прогресизм: история
развив от простого к сложному и подчиняется
единому ритму. Стадии по Конту: 1)теологическая;
2)метафизическ; 3)научная. Г.Спенсер сравни
развитие об-ва, кот идет от однородного
к разнообразному. Гегель пологал, что
ценность истории опред дух началом. Оно
проявляется ч-з дух народа.На определ
этапе истории лидирует та или иная нация.
Проводниками мирового духа могут выступать
и отдел личности и народы. Маркс выделил
5 стадий развития общ-ва(формаций): первобытнообщинная,
рабовлд, феодальн, бурж, коммунистич.
Переход от 1 формации к др соверш, когда
производит силы общ-ва вступают в противореия
с проиводств отношениями.
57 Гос-во как соц институт. Гос-во - комплекс разл сис-м. Гос-во - основной институт политической с-мы классового общ-ва, осущ охрану его экономической и соц структуры и обеспечивающий соц управление. Гл задача гос-ва - управление общ-вом. Функции гос-ва: -защищает интересы гл политичеких сил, - осущ общее руководство страной и экономикой, - защищает интересы господствующего класса, охраняя соотв территорию, ее богатства и население от наподения др гос-в. Гос-во представляет собой политическую надстройку над базисом. Это с-ма органов общества, кот обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа, как единого целого, защищает права своих граждан, осущ нормальное функц институтов власти - законодат, исполнит, судебной. Правовое гос-во - его гл хар-ка - это функционирование, основанное на главенстве закона. Гражданское общ-во - где большую роль играет личность гражданина.
59.Техника,
технология и технич.
д-ть.Техника
и технол-основ фак-ры развития цивилизации.Цивилиз-отражает
техногенный аспект.В наши дни присутствует
информацион фак-р развития общ-ва, кот
усилив мысленную деят чел. Техника - умение,
мастерство, искусство, это средство, с
помощью кот ч-к преобразует природу, общ-во
и самого себя. Технология - способ, знание,
с помощью к-ого это преобразование осуществляется.
Техника в жизни современного ч-ка приобретает
одну из важнейших ролей. В определенной
степени она определяет стиль мышления
и способ поведения современного ч-ка.
Этапы развития техники: 1) эотехническая
эра (10в. -сер. 18 века). Источник энергии
- дерево, вода. 2) палеотехническая эра
(2-ая половина 18 - сер. 20 вв.).Уголь. железо.
3) Неотехническая эра - эра электричества
и сплавов.
60,61,62.
Техника. Соврем.
ур-нь технич. развития
об-ва. Инженерная
д-ть.
Техника и технология отражают развитие
цивилизации. Они являются основным направлением
развития общества – особенность нашей
эпохи. Впервые в нашей эпохе общ-во получило
с помощью техники усиление не только
физической, но и мысленной, умственной
д-ти. Мы живем в эпоху информац об-ва. Техника
и технология могут быть использованы
и как зло, и как добро. Информ может быть
как положит, так и отрицат. Опасность
соврем информац об-ва входит в наше сознание
незаметно.
63.Эволюция
об-ва. Прогресс
– кач-венное и кол-венное изменение в
об-ве, кот. имеет позитивный характер.
регресс – негативное изменение развитие.
Регресс ведет к исчезновению. Что касается
развития об-ва, то сущ. такая наука как
футурология. Футурология – наука о будущем.
Что будет завтра? Предсказательные модели
всегда воздействуют на будущее. Прогноз
помогает в будущем, но не опред. его. Чел-во
в своем развитии стремится к соц. идеалу.
Идеал – то к чему мы стремимся. Соц идеал
– модель к кот стремится об-во. Должно
быть четким, конкретным, должны быть известны
методы его достижения.
64.Глоб.
проблемы.особенности
глоб. проблем. –имеют общемировые характеристики;
-затрагивают интересы всех народов; -нуждаются
в неотложных и эффективных решений; -требуют
коллективных усилий всех гос-в, совместных
действий всех народов. Глобальные проблемы:
1. экологич проблема (азон дыры, парник
эффект и тд) 2. пробл войны и мира 3. демографическая
(миграция) 4. продовольственная 5. освоения
космоса и мирового океана 6. богатства
и бедности 7. междунар терроризма 8.глобализма
9. сырьевая.