Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Шпоргалка к экзамену по философии
32.
Экологич проблема.
Нач. с 20 в. Европа начала испытывать последствия
промышл революции: загрязнение атмосферы,
земли, водных ресурсов, нарушение водного
баланса, вырубки лесов, исчезновение
многих видов раст и жив. Это привело к
тому, что чел-ство начало задумываться
как строить свое отношение к природе.
И появилось новое нарпавление в фил-ии
– биологич ф-ия. Сущность: 1.Ч-к в рмках
этой ф-ии не явл властелином природы,
а стоит на одном уровне с ней.2. Взаимодействие
с природой 3. Баланс интересов и природы
4.Гармония во взаимоотношениях 5. Взаимопонимание.
Цель-создать отношения в к-ых существовала
гармония, создать с-му в к-ой гармонично
развивались бы ч-к и природа. Экологич
ф-ия –понимание любых взаимоотношений:
-м-у ч-ком и общ-ом; - -//- и ч-ком; - ч-ком и
семьей; -ч-ком и природой. Лежит взаимопонимание,
взаимоуважение, взаимопомощь и возможности
развития для каждого из элементов с-м.
(взаимосотрудничество) беречь друг друга,
ценить друг друга. Наши действия к природе:
1.на бытовом уровне(не мусорить)2. профессионально
макс снизить нагрузку пр-ва на природу
3. природа живая и надо давать ей возможность
тоже жить и развиваться.
33.Проблема
сознания в ф-ии. Сознание
-направленность высших идеальных форм
бытия ч-ка на некот. объекты, явл., процессы,
способность их осознания, осмысления,
отражения; Сознание может быть только
у ч-ка. Сознание изуч. многие науки: Ф-ия,
кибернетика, логика, медицина и т.д. Ф-ия
пытается обобщить все имеющиеся знания
о сознании. Дает целостное представление
о нем. Подходы анализа сознания: субстанциональный-
анализир-ся сознание с позиции его основы-мозга.;
-функциональный –анализ сознания с помощьюф-ции,
к-ую оно выполн в жизни ч-ка, общ-ва. –
экзистенциональный подход- рассматривает
сознание, как явление. Происхождение
сознания: 1. Сознание дано нам Богом, вместе
с сотворением ч-ка. 2. Космическое происхождение
сознания. Созн исходит из космоса, вселенной.
Происхождение ч-ка, как эксперемент высших
цивилизаций. 3. Диалектика-материалистич
концепция. Происхождение сознания, как
результ развития материи. Сознание явл
продуктом челоеческого мозга. 4. Сознание
явл рез-том идеального. В его основе леж
2 сущ-ти идеальная и материал. Матер- обладает
физич св-вами, вызывает ощущ у ч-ка. Идеальная-
симметрия, организация, информация, отражение
и др. Жив присуще формы психиц деят-ти,
только на более выс стадии развития природы
появл ч-к с развитым идеальным сознанием,
мышлением.
34.Структура
человеч сознания.
Сознание ч-ка включ в себя 2 уровня: сознательный
и бессознательный. В сознании ч-ка можно
также выделить формы психич дея-ти (психика)
и мышление; чувственную и рациональную
сферу. Формы психич деят-ти: знание, эмоции,
память, воля. С.представляет собой одновременно
и процесс отражения действительности,
и продукт этого отражения-знание. Будучи
отражением мира сознание имеет творческий
х-р, активно воздействует на окр мир, преобразует
его в соответствии с потребностями об-ва.
Одновременно происходит процесс творения
носителя этого сознания и его самосознания.
С-отражение действительности. Материальным
субъектом С-ия выступает чел. мозг. С хар-
ся целеполаганием. С не только отражает
объективный мир, но и творит его. С вторично
по отношению к материи. Идеальность С
выражается в том, что составляющие его
образы не обладают ни cd-ами отражаемых
в нем предметов действительности, ни
cd-ами нервных физиологических процессов,
благодаря которым эти образы возникли.
В них не существует ни грана в-ва, характерного
для окр действительности и для мозга.
35.Сознание
и психика.
Формы психич. д-ти: 1.память -способность
к накоплению и хранению инф-ции: а) долговременная
(молекулярная связь) б) кратковременная
(нейронные связи) 2.эмоции -чувственная
сфера д-ти сознания, лежат в основе более
сложн. чувствен. образований, реакции
на явления (недовольство, радость) 3.воля
-способность ч-ка к концентрации сознания
на выполнение цели или задачи( умение
постановки цели, задачи, выбор ср-в для
выполнения задачи, деят-ть по выполнению
этой задачи) Воля всегда подразумевает
деят-ть 4.знание (мышление) -самая сложн.
форма психич. д-ти ч-ка. С помощью мышл
ч-к может опирировать инфой и созд новую.
Выделяют:а) Конкрет относится к опирированию
самих объектов(до 7-8лет) абстрактное (оперир.
символами) С мышлением связан язык. Ф-ции
языка: накопление и передача инфы; управление
инфой; общение.
42.
Понятие личности. Индивид
–ед общ-ва (социальная). Индивид-сть-то,
что присуще каждому индивид-но. Нет точно
такихже людей. Личность- ч-к, к-ому присуще
черты: ценности и единства его дух и физич
природы, самостоят-ть его деят-ти (может
ставить цели и достигать их). Личность-ч-к
к-ый обладает цельностью всего. Процесс
формир личн: Личностные кач-ва начин с
3 лет (хар-р к 1 году) Этот процесс продолж-ся
подрасткового возраста. В это время начинают
сильно развиваться личн-тные кач-ва. Возник
вопрос: Для чего я живу? Активно это происходит
в подрастк возрасте, однако все продолж
до 23-25 лет и замедляется, но не останавл-ся.
Проблема дигродации: 1. потрея личности
своих кач-в. Происходит, когда ч-к перестает
заниматься собой. Но дигрод происход
не мгновенно, а постепенно.
36.Мышление -самая сложн.
форма психич. д-ти ч-ка, сущность к-ого
заключ в том, что с помощью мышл ч-к может
опирировать инфой и созд новую. В мышление
можно выделить абстрактное и конкретное.
Конкрет относится к опирированию самих
объектов(до 7-8лет) абстрактное (оперир.
символами) Принципиальное отличие мышления
от чувственного познания в том, что оно
неразрывно связано с системой знаков,
языком. Виды знаков: 1) знаки индексы
(высокая температура тела); 2) связаны
с предметами, к-ые они представляют нек-ым
причинным образом; 3) знаки символы ни
как не связаны физически с обозначаемыми
предметами и не имеют структурного сходства.
С мышлением связан язык. Ф-ции языка: накопление
и передача инфы; управление инфой; общение.
Язык не мог бы возникнуть без способности
людей абстрактно мыслить. Нет жесткой
связи м/ж языком и мышлением. Язык – не
только способ выражения мысли. Это средство
передачи соц информации в пространстве.
Более эффективного способа передачи
соц инфы не сущ.Чел язык – сложная знаковая
система. Языки – естественные и искусственные(матемматич
язык формул, языки программирования)
37.
Общественное и
индивид сознание.
В стр-ре человеческого сознан можно выдел:
индивид-ое (сознание конкр ч-ка), общественное
(созн соц группы, общ-ва). Каждое индивид
сознание включ в себя идеи, нормы, установки,
взгляды, и т д.. Инд сознание – единичное
сознание, в кот. в каждом случае сочетаются
черты, общие для сознания данной эпохи,
черты особенные, связанные с соц принадлежностью
личности, индивид черты личности, обусловленные
воспитанием, способностями и обстоятельствами
жизни ч-ка. Инд соз может быть богаче обществ
сознания, т.к. способно содержать в себе
новые идеи, представления, оценки. Инд
созн хар-ся множеством психич состояний
и св-в, к-ые нельзя приписать общ-му сознанию.
В стр-ру общ сознания входит обществ психология,
традиции, обычаи, нравы, кул-ра общ-ва,
его опыт. Это определенная совокупность
идей, представлений, ценностных установок
.Общ созн отражается в след формах: полит
созн; правовое; нравственное; религиозное;
научное; фил-ское; ис-во; созн различ соц
групп. Идеология – представляет собой
совокупность рационально осмысленных
взглядов, выступающих в форме идей. напр,
идеи демократии, коммунизма, гуманизма.
Соц психология –
чувственно-практич отражение и переживание
соц бытия.
38.
Сущность проблемы
ч-ка в фил.
Вопрос о сущности чел, его природе, происхождении
и предназначении, месте в мире, ценностях,
смерти и бессмертии, смысле жизни-одна
из осн-х проблем фил-ой мысли. «Что есть
человек?»-Кант, один из осн-х вопросов
фил. Антропология - учение о природе и
сущности ч-ка. Центральная проблема -
что есть ч-к. Термин “фил. антропология”
ввел Кант, как раздел ф-ии. Занимается
выработкой идеи ч-ка на основе знаний,
накопленных в разных науках о ч-ке. Современная
западная фил. антропология пытается выявить
основы и сферы чел. бытия, индивидуальности
и уникальности чел. личности, ее творческих
возможностей, смысл существования.В ч-ке
находятся все чувственные формы бытия.Он
наиболее развитый. Эти формы бытия соединяются
в ч-ке: бытие материи, идеальная форма
бытия, бытие социальное (он часть общ-ва),
бытие природы. Каждый из нас представляет
наивысшую форму нашего мира. Любые области
познания связаны с ч-ком и познанием его
самого (гуманит науки, естественные, соц-ые,
фил-ая антропология)
40.
Телесное и дух.
М/ж телом и душой ч-ка сущ-ют противоречия.
Многие отдают предпочтение биолог-му,
нежели телесному. Должна быть гармония.
Ч-к.–сущ-во соц-ое. Как всякий биологич
вид, хар-ся видовыми признаками. На изменение
параметров вида могут повлиять и соц.
процессы. Например, продолж-сть жизни
чел сост 80-90 лет, с учетом того (если нет
вредного внешнего воздействия) Каждый
чел по своей природе индивидуален, каждый
имеет свой собственный набор генов, обладает
уникальным жизненным опытом. Чел включен
сразу в два мира: мир природы и мир общ-ва,
что порождает ряд проблем.
Аристотель называл ч-ка политическим
животным, признавая в нем сочетание 2ух
начал: биолог-го (жив-го) и политического
(соц-го). 1ая проблема заключ в том, какое
из этих начал является главным. Суть 2ой
проблемы: признавая, что каждый чел уникален,
мы, тем не менее, постоянно группируем
людей по различным признакам, одни из
к-ых опред-ся биологически, другие – социально.
Марксистско-ленинская ф-фия показывает,
что соц и биол-ие фак-ры играют разные
роли в определении чел-кой сущности и
природы. Она раскрывает доминирующее
значение соц-го, не игнорируя биологич
природу чел.
41.Проблема смысла жизни. Концепций, что происходит после смерти ч-ка очень много и каждый выбирает свое. Проблема СЖ тесно связана с проблемой жизни и смерти. СЖ-зачем мы живем? Жизнь-дар или долг? 3 аспекта зачем мы живем: СЖ наход-ся за пределами нашего бытия. Ч-к живет ради чего-то и кого-то. Смыл бытия не в самой жизни, а мы для чего-то предназначены (дети, долг, карьера, бог)2. СЖ нах-ся в самой жизни. Счастливы от того, что живем. 3.СЖ опред-ся самим ч-ком. Ч-к сам выбирает себе концепцию бытия. Сам определ для чего жить. Нельзя забывать вообще о смысле бытия!! Утрата СЖ не завис от мат и соц положения ч-ка. Утрата СЖ сопровожд депрессияй
В неблогоприят
условиях(драка, смерть) осознание СЖ помогает
ч-ку выжить и обрести психологич равновесие.
Ницше: «У кого есть «зачем жить» может
выдержать почти любое» СЖ. Может быть
обретен в люб возрасте. Ч-к должен сам
придать смысл своему существован. Посощь
из вне невозможна. Проблема гуманизма.
Принцип гумм основывается на ценности
ч-ка, как наивысшей форме бытия. Ценить
себя – быть достойным ч-ком.
44
Модусы чел существования
Модусы чел существования - проявление
его жизни в разл областях. Например: любовь,
страх, радость,стыд, вина, совесть. Любовь
– чув-во, к-ое не поддается регуляции.
Любовь имеет много проявлений: -любовь
ко всему миру, - к Богу, -ко всем людям,
-к народу, - к родителям, -к детям, м/ж М
и Ж. Любовь делает жизнь ч-ка осмысленной,
любовь всегда счастлива.
Любовь м/ж МЖ оснвана на биологич влечение,
но не водится к нему. Утверждает другого
ч-ка как уникальное сущ-во. Совесть
-сознание и чув-во моральной ответ-сти
чела за свое поведение перед самим собой,
это внутренняя потребность поступать
справедливо. Гл функц совести – осущ-ние
морального самоконтроля. Осн формы проявл
самоконтроля: 1)чувство довольства собой
или досады за себя, 2) чув-во гордости и
стыда, 3)"чистая совесть" или угрызения
совести. Руководствуясь велениями совести
чел берет на себя ответ-сть за свое понимание
добра и зла, долга, справедливости, человечности,
сам задает изнутри критерии моральной
оценки и сам оценивает свое поведение.
Жизнь по совести повышает и укрепляет
высокую положительную самооценку личности,
ее чувство собственного достоинства
и чести. Стыд- своего рода гнев, обращенный
на себя.
45.
Аксиология и её место
в ф-и. Фил.
учение о ценностях наз. аксиологией. Сам
термин "аксиология" вошел в оборот
в нач ХХ в. Обозначает раздел ф-ии, занимающийся
ценностной проблематикой. Ценности -
то, что имеет для ч-ка значимость, чему
он отдает прироритет. Ценности: 1) Материальные
- окр мир. 2) духовные - принципы, нормы,
убеждения, представления, традиции, чувства,
эмоции. Классификация: Социальные:
положение в об-ве, труд, семья, профессия,
активное участие в жизни общ-ва. и др.
Политические: свобода слова, законность,
порядок, хороший правитель. Моральные:
добро, благо, дружба, долг, честность,
верность, уважение к старшим. Религиозные:
Бог, вера, божественный закон, ритуал.
Эстетические: красота, идеал, гармония,
стиль. Иерархия ценностей - расположение
по степени важности для об-ва. Они составляют
с-му ценностей. В с-ме ценн. увязывается
в единое целое различные ценности. С-ма
ценностей входит в с-му мировоззрения.
Оказывает влияние на жизненную позицию,
на способ и стиль жизни ч-ка. С-ма ценностей
имеет социокультурный х-р. На неё оказывает
влияние жизнь, деят-ть ч-ка. С-ма ценностей
играет важную роль, как для ч-ка, так и
для об-ва.
47.
Познавательная д-ть
ч-ка.. Познавательная
д-ть- процесс получения, хранения и трансляции
знаний. Целью П явл. достижение объективной
истины. Познание возникло в ходе практики,
развивается благодаря ей. Формы познания:
Мифологическое познание.(самая древняя
форма) Ч-к видит мир сказочно. Сущ и сейчас.
Религиозное. В основе вера в сверхъестественное.
Способ познания ч-з Божественное откровение.
Фил-кая форма. Особенность в ее общности
и целостности. Художественное. Особенность:
образность и чувственность. Знания полученные
о мире - картины, музыка, архитектура,
лит-ра, скульптура.
Научное. Особенность: рациональность,
системность, точность, конкретность объекта
познания. Обыденное. Св-ва: практичность,
опыт чел. Каждый на этом уровне познаёт
мир, учится жить, решать проблемы. С познанием
и знанием связана Проблема познаваемости
мира. Она находит своё выражение в след
позициях: Агностицизм. Мир, в принципе,
не познаваем. Мы можем постоянное его
познавать, но до конца мы его не узнаем.
Скептицизм - сомнения по поводу истинности
наших знаний о мире. Оптимизм- позиция
согласно кот мы можем получить точные
(истинные) знания о мире.
48.
Проблема субъекта
и объекта познания.
В познании можно выделить 2 осн стороны:
1. субъект познания (кто познает мир) выступает
ч-к, группа людей. , 2. объект (что познают)
(явления и процессы объективного мира,
субъективный мир ч-ка и др.) Если познание
направленно на нас, то мы явл. и субъектом
и объектом. Но сущ 2 осн позиции в фил-ии
относит объекта и суб. 1. классич (суб и
объект четко разграничиваются.) 2. неклассич.
(м/ж об и суб есть связь, сущ-ет переход,
т.е. они оказывают друг на друга влияние.)
Процесс познания имеет свои сторорны:
1. чувственная сторона (эмоции ощущения)
осущ. с помощью органов чувств. Для него
хар-рно: 1) непосредственность, 2) наглядность
образов. 3) воспроизведение объектов 2.рациональная
(логика) наиболее полно реализуется в
мышлении Логическое познание характеризуют:
1) опора на чувственные данные 2) опосредованность
(ч-к не контактирует с предметами, о кот.
мыслит) 3) обобщённость и абстрактность
4) связь с речью. 3. иррациональная (околонаучные
знания связан со сверхъестественным,
интуиция.)
49.
Категории истины.
В истории фил сущ разные понимания истины.
Истина-то, что соответствует действительности.
Истинные знания дают людям возможность
разумно организовывать свои практические
действия в настоящем и предвидеть будущее.
Заблуждение –противоположность истине.
Заблуждение - содержание нашего сознания,
к-ое не соответствует реальности, но мы
его за истину. Чтобы чел. разум смог достичь
истины, он все равно должен пройти разного
рода заблуждения. Истина: 1. абсолютная
(полное исчерпывающие знание по объекту,
знание неизменное) 2. относительное обладает
св-вом неполноты, изменчивости.) Сущ 2
подхода к истине: 1.классич-ий(абсолютная
истина есть) 2. неклассич (ист нет) Критерии
истины: 1. соответствие действ-ти, 2. истина
–то, о чем разнее источник говорят одно
и тоже. 3. общепринятость, 4. выгодность
и полезность, 5 истина- что решили, как
договорились, так и есть. В знании истина
то, что подтверждается на практике, если
можно док-ть применимо ли оно в конкр
ситуации. Проблема истины является ведущей
в гносеологии (изуч познание и знание.)