Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)
  1. Движение и его основные формы. Пространство и время. 
    В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям - материалистической и идеалистической. 
    Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Так Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые  эту классификацию предложил  Ф. Энгельс, но в настоящее время  она претерпела определенную конкретизацию  и уточнения.    
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее: 
1. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в руга. 
2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм. 
3. Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями. 
4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим . Так, сторонники механицизма (XVI1-Х1Х вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм - форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм). 
    Особый тип движения - развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления   Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении - от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика. 
Пространство и время. Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов. 
Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. 
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. 
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: 
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов. 
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель). 
Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектикоматериалистическая концепция пространства и времени была 
сформулирована в рамках реляционного подхода. 
.

  1. категория материи и ее мировоззренческое методологическое значение

Впервые понятие материя встречается  у Платона. Материя в его понимании  некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопределенна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась с конкретным веществом  или атомами. По мере развития науки  и философии понятие материи  постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты и становится все более  абстрактным.  . 
В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть - causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы - пространство и время. 
Материя - это сложная системная организации. По современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (принцип деления - наличие жизни): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа). 
Неорганическая природа включает следующие структурные уровни: 
1. Элементарные частицы - мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц 
- способность к взаимным превращениям. 
2. Атом - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. 
3. Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы. 
4. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями. 
5. Планеты - наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца. 
6. Планетные системы. 
7. Звезды - светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия). 
8. Галактики - гигантские до сотен млрд. звезд) звездные системы, в частности, наша Г алактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд. 
9. Система галактик. 
Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации): 
1. Доклеточный уровень - дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние - высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов. 
2. Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных. 
3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира 
- отдельные особи или их совокупность. 
4. Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. 
5. Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема. 
6. Биогеоценоз (экосистема) - однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания. 
По размерам материя делится на три уровня: 
1. Макромир - совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах. 
2. Микромир - мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 10 (-8) - до 16 (-16) см, а время жизни от бесконечности до 10 (-24) сек. 
3. Мегамир - мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов - миллионами и миллиардами лет. 
Это точка зрения материализма. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя - это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) - это порождение духа, «инобытие» идеи.

3   Философия позитивизма

В 30-х гг. XIX в. в философии  оформилось новое течение - позитивизм.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское направление, представители которого считают, что подлинное знание – только лишь «положительное» (позитивное) знание. Цель познания – достижение в частных науках проверяемых опытом и практикой положительных знаний и их синтез. Философия как отдельная наука не имеет право на существование.

Возникновение позитивизма  было обусловлено существенными изменениями в практическом и духовном опыте человечества:

1) новым этапом развития  естественных и математических  наук. Были созданы новые разделы  в физике. Физика и математика  все больше влияли на научное  познание, в том числе и на  науки о живой природе и  обществе.

2) в различных сферах  деятельности – в промышленности, строительстве, торговле, государственном  управлении – все более ценились  люди, обладающие реальными, научными  знаниями и навыками.

3) появились предпосылки  для возникновения науки об  обществе.

4) авторитет научного знания  в обществе стал достаточно  высоким. На науку и на ее  прогресс возлагали смелые надежды.

Основные  черты позитивизма:

1) в противовес идеализму  утверждает примат науки: знание - это только то, что сообщают  науки;

2) универсальный, главный  метод познания – это метод  наук о природе - единственное  средство решения всех проблем;

3) методы естественных  наук работают также и при  изучении общества;

4) социология – наука  об «естественных фактах» –  «человеческих отношениях» –  результат программы позитивной  философии;

5) оптимизм с его верой  в прогресс, в грядущее благосостояние  и человеческую солидарность.

Позитивизм развивался в  три этапа. «Первый позитивизм»  существовал в XIX веке, «второй позитивизм»  – на рубеже XIX –ХХ веков, «третий  позитивизм» (неопозитивизм) в XX веке.

«Первый позитивизм» - его классическая форма - был создан французским мыслителем О.Контом, а также – Дж. С. Миллем и Г.Спенсером в Великобритании.

Огюст Конт (1798-1887) был не только основоположником позитивизма, но и новой науки – социологии – науки об обществе (в противовес теологии и метафизике). Он ввел термин «социология».

4. Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы и  перспективы их решения.

Глобальные проблемы – затрагивают интересы чел-ва, ставят под угрозу существование и м\б решены при совместном усилии всех людей.

Трагизм чел-ва – впервые возникли такие проблемы, а чел-во пока не созрело для их решения.

Причины появления.

1.интернационализация различных  сфер жизни, связь всех стран.  Взаимосвязи и взаимозависимость  всех стран. Сближение стандартов  производства, сближение всех стандартов  жизни, сближение элементов духовной  культуры. Это вызывает оппозиции  в виде местничества, сепаратизма.  Сейчас – американизация общества  насильственным путем (закабаление  стран 2, 3 и 4 ряда).

2.ускорение темпов общественного  развития.

3. эти процессы развертываются, когда чел-во развивается стихийно. Теперь стихийность грозит чел-ву уничтожением.

Проблемы.

1.                          войны и мира.

2.                          растущего разрыва м\д странами 1-2 и 3-4 мира.

3.                          экологические проблемы

·                           растущее загрязнение почвы, парниковый эффект, озоновые дыры, дефицит чистой пресной воды.

·                           Загрязнение плодородных почв

·                           Опустынивание

·                           Растет угроза генофонду биосферы и генетике человека

·                           Энергетическая проблема + истощение полезных ископаемых, энергоносителей

·                           Мировая продовольственная проблема (экологическая + демографическая)

4.                          демографическая проблема

5.                          растет угроза мировой культуре, общечел-им ценностям

Экология – частная биологическая наука, которая изучает взаимодействие организма с окружающей природой.

Глобальная экология – междисциплинарное объединение научных исследований, которое изучает взаимодействие биосферы в целом (чел-во) с окружающей средой.

Социальная экология – изучает взаимодействие чел-ва с природной средой (живой и неживой).

Раньше экол. кризисы имели локальный хар-р, впервые - угроза экол. катастрофы.

Июнь 1992г. Рио. Международная конференция по проблемам окружающей среды. Задача – обеспечить устойчивое развитие, при котором достигается удовлетворение потребностей живущего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

1997 г. Киото. США,  Китай и Индия отказались принимать соглашение сократить выброс углекислого газа.

Правило 10% - если экосистема теряет 10 % составляющих ее , то начинается необратимый процесс.

Планктон губит добыча нефти  не шельфах и ультрафиолетовое излучение.

Пути выхода:

1. Пессимистическая т\з. Выхода нет все ведет к экологической катастрофе. Разница в сроках.

2. Всемирное развертывание научных  знаний. мы многого не знаем.

3. Использование достижений НТП  для нейтрализации опасных тенденций.  Утопия.

4. всемирная экономия природных  ресурсов. России до этого далеко.

5. экологизация общественного сознания.

6. нормализация чел-их потребностей (1 амер. = 150 индонезийцев).

7. ноосфера. Гармония м\д человеком и природой. Надо планировать чел-ое развитие. Коммунизм.

8. перспектива Ноева ковчега. Хоккинс. Интересы сильных и богатых решаются за счет бедных.

Демографическая проблема.

Возрождается неомальтузианство (каждую секунду рождается 21 человек).

 

5. Личность и общество

Общество есть совокупность индивидов, и все явления, происходящие в нем, есть результат деятельности конкретных личностей. 

 

«История — не что иное, как  деятельность преследующего свои цели человека», а «общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто  внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизация деятельности прошлых поколений, т. е. опять-таки «живых личностей»» (Маркс). Более кратко эта идея выражена в известном  афоризме Маркса: «обстоятельства творят людей, а люди творят обстоятельства».

Каждый из людей, рождаясь на свет, застает уже сложившиеся обстоятельства и вынужден к ним приспосабливаться. Так общество влияет на личность, формирует  «базовый» уровень личности, давая ему общие знания, прививая общие навыки.

Но поскольку жизненный опыт каждого индивида неповторим, он

а) по-своему оценивает и б) по-своему применяет то, что дает ему общество

и таким образом наполняет общество новым содержанием.

Проблема отношения личности и  общества в наиболее острой и популярной форме известна как проблема великой   личности и общества (иногда ее называют проблемой «роли личности в истории» или проблемой «героев и толпы»).

Наиболее удачный анализ данной проблемы приведен в работе русского философа-материалиста Плеханова «К вопросу о роли личности в истории».

6.Необходимость и случайность      

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"