Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Материя тесно связана с движением,
а оно существует в виде конкретных
своих форм. Основными из них являются:
механическое, физическое, химическое,
биологическое и социальное. Впервые
эту классификацию предложил
Ф. Энгельс, но в настоящее время
она претерпела определенную конкретизацию
и уточнения.
Характеризуя формы движения материи
и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду
следующее:
1. Каждая форма качественно специфична,
но все они неразрывно связаны и при соответствующих
условиях могут переходить вдруг в руга.
2. Простые (низшие) формы являются основой
более высоких и сложных форм.
3. Высшие формы движения включают в себя
в преобразованном виде низшие формы.
Последние являются побочными по отношению
к высшей форме, которая обладает своими
собственными закономерностями.
4. Недопустимо высшие формы сводить к
низшим . Так, сторонники механицизма (XVI1-Х1Х
вв.) пытались объяснить все явления природы
и общества только с помощью законов классической
механики. Механицизм - форма редукционизма,
согласно которому высшие формы организации
(например, биологические и социальные)
могут быть сведены к низшим (например,
физическим или химическим) и полностью
объяснены только закономерностями последних
(например, социал-дарвинизм).
Особый тип движения - развитие. Под развитием
понимается необратимое, поступательное,
количественно-качественное изменение
предмета или явления Может иметь
место усложнение структуры, повышение
уровня организации предмета или явления,
что обычно характеризуется как прогресс.
Если же движение происходит в обратном
направлении - от более совершенных форм
к менее совершенным, то это регресс. Наукой
о развитии в его полном виде является
диалектика.
Пространство и время.
Пространство есть форма бытия материи,
которая выражает протяженность, структуру,
порядок сосуществования и рядоположенность
материальных объектов.
Время - форма бытия материи, которая выражает
длительность существования материальных
объектов и последовательность изменений,
происходящих с объектами.
Время и пространство тесно переплетены
между собой. То, что совершается в пространстве,
происходит одновременно и во времени,
а то, что происходит во времени, находится
в пространстве.
В истории философии и науки сложились
две основных концепции пространства
и времени:
1. Субстанциальная концепция рассматривает
пространство и время как особые самостоятельные
сущности, которые существуют наряду и
независимо от материальных объектов.
Пространство сводилось к бесконечной
пустоте («ящику без стенок»), вмещающей
все тела, время - к «чистой» длительности.
Эта идея, в общем виде сформулированная
еще Демокритом, получила свое логическое
завершение в концепции абсолютного пространства
и времени Ньютона, который считал, что
их свойства не зависят от характера протекающих
в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает
пространство и время не как особые, не
зависимые от материи сущности, а как формы
существования вещей и без этих вещей
сами по себе не существующие (Аристотель,
Лейбниц, Гегель).
Субстанциальная и реляционная концепции
не связаны однозначно с материалистическим
или идеалистическим толкованием мира,
обе развивались на той и другой основе.
Диалектикоматериалистическая концепция
пространства и времени была
сформулирована в рамках реляционного
подхода.
.
Впервые понятие материя встречается
у Платона. Материя в его понимании
некий лишенный качеств субстрат
(материал), из которого образуются тела
различной величины и очертаний;
она бесформенна, неопределенна, пассивна.
В дальнейшем материя, как правило,
отождествлялась с конкретным веществом
или атомами. По мере развития науки
и философии понятие материи
постепенно утрачивает чувственно-конкретные
черты и становится все более
абстрактным. .
В диалектико-материалистической философии
материя определяется как объективная
реальность, данная нам в ощущениях, существующая
независимо от человеческого сознания
и отображаемая им. Это определение - наиболее
принимаемое в современной философской
российской литературе. Материя - это единственно
существующая субстанция. Она вечна и
бесконечна, несотворима и неуничтожима,
неисчерпаема и находится в постоянном
движении, способна к самоорганизации
и отражению. Она есть - causa sui, причина самой
себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность,
неисчерпаемость, неуничтожимость, движение,
вечность) неотделимы от материи и потому
называются ее атрибутами. Неотделимы
от материи так же и ее формы - пространство
и время.
Материя - это сложная системная организации.
По современным научным данным в структуре
материи можно выделить два крупных основных
уровня (принцип деления - наличие жизни):
неорганическая материя (неживая природа)
и органическая материя (живая природа).
Неорганическая природа включает следующие
структурные уровни:
1. Элементарные частицы - мельчайшие частицы
физической материи (фотоны, протоны, нейтрино
и др.), каждая из которых имеет свою античастицу.
В настоящее время известно более 300 элементарных
частиц (включая античастицы), в том числе
и так называемые «виртуальные частицы»,
существующие в промежуточных состояниях
очень короткое время. Характерная особенность
элементарных частиц
- способность к взаимным превращениям.
2. Атом - мельчайшая частица химического
элемента, сохраняющая его свойства. Он
состоит из ядра и электронной оболочки.
Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.
3. Химический элемент - совокупность атомов
с одинаковым зарядом ядра. Известно 107
химических элементов (19 получены искусственно),
из которых состоят все вещества неживой
и живой природы.
4. Молекула - наименьшая частица вещества,
обладающая всеми его химическими свойствами.
Состоит из атомов, соединенных химическими
связями.
5. Планеты - наиболее массивные тела Солнечной
системы, движущиеся по эллиптическим
орбитам вокруг Солнца.
6. Планетные системы.
7. Звезды - светящиеся газовые (плазменные)
шары, подобные Солнцу: в них заключена
большая часть вещества Вселенной. Образуются
из газо-пылевой среды (главным образом
из водорода и гелия).
8. Галактики - гигантские до сотен млрд.
звезд) звездные системы, в частности,
наша Г алактика (Млечный путь), которая
содержит более 100 млрд. звезд.
9. Система галактик.
Органическая природа (биосфера, жизнь)
имеет следующие уровни (виды самоорганизации):
1. Доклеточный уровень - дезонуклеиновые
кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки.
Последние - высокомолекулярные органические
вещества, построенные из 20 аминокислот,
составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами)
основу жизнедеятельности всех организмов.
2. Клетка - элементарная живая система,
основа строения и жизнедеятельности
всех растений и животных.
3. Многоклеточные организмы растительного
и животного мира
- отдельные особи или их совокупность.
4. Популяция - совокупность особей одного
вида, длительно занимающая определенное
пространство и воспроизводящая себя
в течение большого числа поколений.
5. Биоценоз - совокупность растений, животных
и микроорганизмов, населяющих данный
участок суши или водоема.
6. Биогеоценоз (экосистема) - однородный
участок земной поверхности, единый природный
комплекс, образованный живыми организмами
и средой их обитания.
По размерам материя делится на три уровня:
1. Макромир - совокупность объектов, размерность
которых соотносима с масштабом человеческого
опыта: пространственные величины выражаются
в миллиметрах, сантиметрах, километрах,
а время - в секундах, минутах, часах, годах.
2. Микромир - мир предельно малых, непосредственно
не наблюдаемых микрообъектов, пространственная
размерность которых исчисляется до 10
(-8) - до 16 (-16) см, а время жизни от бесконечности
до 10 (-24) сек.
3. Мегамир - мир огромных космических масштабов
и скоростей, расстояние в котором измеряется
световыми годами (а скорость света 3000000
км/с), а время существования космических
объектов - миллионами и миллиардами лет.
Это точка зрения материализма. В отличие
от материалистов идеалисты отрицают
материю как объективную реальность. Для
субъективных идеалистов (Беркли, Мах)
материя - это «комплекс ощущений», для
объективных идеалистов (Платон, Гегель)
- это порождение духа, «инобытие» идеи.
В 30-х гг. XIX в. в философии оформилось новое течение - позитивизм.
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское направление, представители которого считают, что подлинное знание – только лишь «положительное» (позитивное) знание. Цель познания – достижение в частных науках проверяемых опытом и практикой положительных знаний и их синтез. Философия как отдельная наука не имеет право на существование.
Возникновение позитивизма
было обусловлено существенными изме
1) новым этапом развития естественных и математических наук. Были созданы новые разделы в физике. Физика и математика все больше влияли на научное познание, в том числе и на науки о живой природе и обществе.
2) в различных сферах
деятельности – в
3) появились предпосылки для возникновения науки об обществе.
4) авторитет научного знания
в обществе стал достаточно
высоким. На науку и на ее
прогресс возлагали смелые
Основные черты позитивизма:
1) в противовес идеализму
утверждает примат науки:
2) универсальный, главный метод познания – это метод наук о природе - единственное средство решения всех проблем;
3) методы естественных наук работают также и при изучении общества;
4) социология – наука
об «естественных фактах» –
«человеческих отношениях» –
результат программы
5) оптимизм с его верой в прогресс, в грядущее благосостояние и человеческую солидарность.
Позитивизм развивался в три этапа. «Первый позитивизм» существовал в XIX веке, «второй позитивизм» – на рубеже XIX –ХХ веков, «третий позитивизм» (неопозитивизм) в XX веке.
«Первый позитивизм» - его классическая форма - был создан французским мыслителем О.Контом, а также – Дж. С. Миллем и Г.Спенсером в Великобритании.
Огюст Конт (1798-1887) был не только основоположником позитивизма, но и новой науки – социологии – науки об обществе (в противовес теологии и метафизике). Он ввел термин «социология».
4. Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы и перспективы их решения.
Глобальные проблемы – затрагивают интересы чел-ва, ставят под угрозу существование и м\б решены при совместном усилии всех людей.
Трагизм чел-ва – впервые возникли такие проблемы, а чел-во пока не созрело для их решения.
Причины появления.
1.интернационализация
2.ускорение темпов
3. эти процессы развертываются, когда чел-во развивается стихийно. Теперь стихийность грозит чел-ву уничтожением.
Проблемы.
1.
2.
3.
· ра
· За
· Оп
· Ра
· Эн
· Ми
4.
5.
Экология – частная биологическая наука, которая изучает взаимодействие организма с окружающей природой.
Глобальная экология – междисциплинарное объединение научных исследований, которое изучает взаимодействие биосферы в целом (чел-во) с окружающей средой.
Социальная экология – изучает взаимодействие чел-ва с природной средой (живой и неживой).
Раньше экол. кризисы имели локальный хар-р, впервые - угроза экол. катастрофы.
Июнь 1992г. Рио. Международная конференция по проблемам окружающей среды. Задача – обеспечить устойчивое развитие, при котором достигается удовлетворение потребностей живущего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
1997 г. Киото. США, Китай и Индия отказались принимать соглашение сократить выброс углекислого газа.
Правило 10% - если экосистема теряет 10 % составляющих ее , то начинается необратимый процесс.
Планктон губит добыча нефти не шельфах и ультрафиолетовое излучение.
Пути выхода:
1. Пессимистическая т\з. Выхода нет все ведет к экологической катастрофе. Разница в сроках.
2. Всемирное развертывание
3. Использование достижений НТП
для нейтрализации опасных
4. всемирная экономия природных ресурсов. России до этого далеко.
5. экологизация общественного сознания.
6. нормализация чел-их
7. ноосфера. Гармония м\д человеком и природой. Надо планировать чел-ое развитие. Коммунизм.
8. перспектива Ноева ковчега.
Демографическая проблема.
Возрождается неомальтузианство (каждую секунду рождается 21 человек).
5. Личность и общество
Общество есть совокупность индивидов, и все явления, происходящие в нем, есть результат деятельности конкретных личностей.
«История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», а «общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизация деятельности прошлых поколений, т. е. опять-таки «живых личностей»» (Маркс). Более кратко эта идея выражена в известном афоризме Маркса: «обстоятельства творят людей, а люди творят обстоятельства».
Каждый из людей, рождаясь на свет,
застает уже сложившиеся
Но поскольку жизненный опыт каждого индивида неповторим, он
а) по-своему оценивает и б) по-своему применяет то, что дает ему общество
и таким образом наполняет
Проблема отношения личности и общества в наиболее острой и популярной форме известна как проблема великой личности и общества (иногда ее называют проблемой «роли личности в истории» или проблемой «героев и толпы»).
Наиболее удачный анализ данной проблемы приведен в работе русского философа-материалиста Плеханова «К вопросу о роли личности в истории».
6.Необходимость и случайность