Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

Третья форма, рассматриваемая  ученым, — корпорация. Она возникает  тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или  иные индивиды выполняют в ней  определенные функции. "Ее (корпорации. — Г.З.), — пишет социолог, —  отличительной чертой является способность  к единому волению и деянию — способность, которая наиболее явно представлена в способности  к принятию решений..." [Там же. С.224]. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (Теннис приводит в качестве примера кровнородственные  связи), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия, как в сельской местности, так  и в городе. Применительно к  корпорации имеет место та же самая  процедура рассмотрения человеческих отношений по критерию "товарищество — господство" с последующим  членением типов социальных связей на общностные (общинные) и общественные.

Как видно, предложенная классификация  социальных форм, включающая три перекрещивающиеся "группировки" понятий (первая: социальные отношения, совокупности, корпорации; вторая: товарищество, господство; третья — общность (община), общество), является достаточно сложной для понимания  и объяснения исторического развития и актуального "среза" социальной действительности. Она позволяет  лишь описать с позиций социологического "формализма" (увлечения формой, иногда в ущерб содержанию) некоторые  изменения изучаемой социальной реальности.

Еще одна классификация Тенниса  касается социальных норм, действующих  в каждом типе социальной организации. Все нормы, по мнению немецкого социолога, делятся на: 1) нормы социального  порядка; 2) правовые нормы; 3) моральные  нормы. Первые основаны на общем согласии, они определяются нормативной силой  фактов. Вторые создаются либо на базе формального законодательства, либо возникают из обычаев. Третьи устанавливаются  религией либо общественным мнением. Все  три вышеназванных типа норм, в  свою очередь, делятся на общинные (присущие только общине) и общественные. Таким  образом, в трактовке проблемы норм и их типов действуют те же правила, что и в классификации основных социальных форм.

Основываясь на различиях  социальных форм, Теннис утверждает, что  по мере их развития от первоначального  базиса совместной жизни возникает  индивидуализм, который является провозвестником  перехода от общности к обществу. Один из вариантов описания такого перехода, связанного с появлением индивидуализма, выглядит следующим образом: "...убавляется не просто социальная жизнь, а общностная социальная жизнь — развивается, приобретает все большую власть, и, наконец, получает превосходство  другое, новое взаимодействие, происходящее из потребностей, интересов, желаний, решений  действующих личностей. Таковы условия "гражданского общества"" как  радикальной формы разнообразных  явлений, которые охватываются социологическим  понятием общества и по своей тенденции  безграничны, космополитичны и социалистичны" [Теннис. 1998. С. 226]. Это общество —  по существу речь идет о капиталистическом  обществе — представляет собой совокупность семей и индивидов преимущественно  экономического характера.

Учение о социальных формах является предметом рассмотрения чистой, или теоретической, социологии. Об этом следует специально сказать, учитывая, что Теннис пытался создать в  социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту  науку как многоуровневую. Он различал чистую (теоретическую), прикладную и  эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Поэтому эмпирическая социология была названа им социографией.

Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследования, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности, демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога  к эмпирическим проблемам был  достаточно широким. Причем некоторые  из его исследований были весьма скрупулезными.

26. Философские взгляды Платона

 
ПЛАТОН Афинский (427, Афины или  Эгина,— 347 до н. э., Афины), др.-греч. философ, родоначальник платонизма. 
 
У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно - этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков греческий философ тоже считает истинное знание. Именно поэтому Платон продолжает работу своего учителя по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родовидовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, получила название диалектики (греч. беседовать, рассуждать) . 
 
Знание подлинного бытия, то есть того, что всегда себе тождественно и неизменно,— а таков у Платона, как мы уже знаем, мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира,— должно, по замыслу греческого философа, дать прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит и счастливы. 
 
Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы — вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира, с другой,— он и в человеке различает бессмертную душу и смертное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души — не только в ее единстве, но и в ее самодвижении: все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно. Платон — сторонник теории переселения душ. 
 
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Цель - создание совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах—городах-государствах — создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. 
 
Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей; разумная, аффективная или чувственная. Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради человека

27. Закон перехода количественных изменений в качественные


Закон перехода количественных изменений  в качественные — один из основных законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Впервые сформулирован, правда, в идеалистической форме, Гегелем как закон развития абстрактного мышления, мирового духа. В материалистической диалектике — всеобщий закон развитияобъективного мира, играющий большую роль в его познании. Он констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (см. Качество и количество,Мера, Скачок).

Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания  диалектической концепции развития и её отличия от всевозможныхметафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового.

Любое количественное изменение выступает  как изменение элементов системы. Степень различия между старым и  новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом  объекте. «… Качественные изменения  — точно определённым для каждого  отдельного случая способом — могут  происходить либо путём количественного  прибавления либо количественного  убавления материи или движения (так называемой энергии)» [1]. Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями имерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного  качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» [2]. Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Закон единства и борьбы противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим (см. Закон отрицания отрицания); при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним  свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) — количественными. Любой процесс  развития одновременно и прерывен и  непрерывен. При этом прерывность  выступает в форме качественного  скачка, а непрерывность — в  форме количественного изменения (см. Эволюция и революция).

Закон перехода количественных изменений  в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной, и с количественной сторон в их единстве, так чтобы  количественные характеристики не затмевали  качественной определённости фактов и  закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии — от субъективистского авантюризма.

Другое методологическое требование, вытекающее из закона перехода количественных изменений в качественные, состоит  в том, что научное познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его  частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности  и необходимости применения логических и математических операций сведе́ния  и выведения, когда преследуется цель объяснить некоторые свойства новой системы. Но смешение понятий  методологического сведе́ния с  логическими и математическими  приёмами сведе́ния и выведения  приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

28. Сознание, его структура и источники

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Представления о  нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные  между собой его трактовки; понимание  сознания, его сути, содержания, масштабов  проявления определяется во многом культурными  традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества  наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается  общесистемному определению и любое  его определение, если не оговарить  специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

Философская теория познания, будучи прежде всего специализированной, хотя и мировоззренческой, теорией, уступает в своем определении  сознания универсализму философской  онтологии. Этот универсализм, к сожалению, остается пока лишь установкой, не приведшей  еще к настоящему времени к  сколь-нибудь полному синтезу разных философских стратегий исследования сознания, а потому еще не давшей более или менее совершенного исходного определения сознания. Но если уж дело обстоит так в  общемировоззренческом плане (здесь, в частности, еще даже не намечены пути к первичному согласованию философского и мистико-религиозного понимания  сознания), то нечто подобное имеет  место и в гносеологии. Задача философской теории познания кажется  менее трудной, ибо она фокусирует свое внимание только на знании, к тому же — на истинностном знании, формах его бытия и способах достижения; иначе говоря, ее объектом выступает  лишь одна сторона сознания.

Среди философско-гносеологических концепций сознания, разработанных  в последние два десятилетия  в нашей стране, и обладающих в  перспективе значительным потенциалом  для осуществления синтеза разных философских, и даже разных мировоззренческих, направлений исследований сознания выделяются две концепции: А. Г. Спиркина («Сознание и самосознание». М., 1972) и А. В. Иванова («Сознание и мышление». М., 1994). В трудах этих философов наиболее адекватно, на наш взгляд, охарактеризованы сущность и структура сознания (повторяем  — в плане философской гносеологии).

29.наука: сущность, возникновение,  функции 

Наука представляет собой специфическую  область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения  новых знаний об объектах материального  мира, познаний объективных законов  развития общества с целью их использования  в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в  человеческой деятельности в отличие  от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с  дискуссией о времени возникновения  науки. 
Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание. 
Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука -это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; 
непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки: 
- наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.; 
- как непосредственная производительная сила - со второй половиныXX в.; 
- как социальный институт - в Новое время; 
- как форма общественного сознания - в Древней Греции; 
- как знания и деятельность по производству этих знаний -с начала человеческой культуры. 
Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику. Новое время -современное естествознание, в XIX в. появляется обществознание. 
Для того чтобы понять этот процесс, нам следует обратиться к истории. 
Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных общезначимых истин науки. 
Совокупность таких условий, а также появление в культуре человеческого общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности, складывается в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. 
Чтобы доказать это, необходимо соотнести критерии научности с ходом реального исторического процесса и выяснить, с какого момента начинается их соответствие. Напомним критерии научности: наука - это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом, соответствующих организации, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации (1); теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность (3); 
системность (4). 
Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"