Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

«Так вот что такое  тошнота, - понимает Рокантен, - значит она и есть эта бьющая в глаза  очевидность?.. Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что  мир существует. Вот и все. Но мне  безразлично. Странно, что все мне  настолько безразлично, меня это  пугает».

Помышляющий о самоубийстве, но неспособный его совершить  в своей апатии, «лишний» Рокантен как бы предвосхищает мироощущение «чужого» Мерсо из повести Камю. Рокантен предстал типичным для экзистенциализма героем вне социальных связей и нравственных обязательств, на пути обретения абсолютных одиночества и свободы. Он провозгласил свободу от общества и бессмысленного мира, свободу делать выбор и отвечать за него, воспринимая ответственность  вне социальной значимости.

Как уже говорилось, сущность философии экзистенциализма заключается  в том, что она считает мир  бессмысленным, хаотичным и неуправляемым  никакими законами, а человека - бесконечно одиноким, так как он не может  понять не только действительность, но и других людей, чей внутренний мир  отгорожен от него непреодолимой  стеной. Экзистенциализм претендовал  на то, что он раскрыл основное в  существовании человека - отсюда и  название этого течения.

Тем не менее французские  экзистенциалисты (Камю, Сартр) теоретически отвергая всякое сотрудничество, на практике все-таки признают взаимопомощь людей. Пройдя через опыт Сопротивления, эти писатели поднимаются до понимания необходимости борьбы со злом, каким бы всесильным оно не представлялось, в их произведениях звучит мужественный стоицизм (антифашистская пьеса «Мухи» Сартра, 1942; роман Камю «Чума», 1947).

Сартр в своей философии  признает единственным достоверным  фактом лишь существование земли  и человека на ней, отрицая как бога, так и любую объективную закономерность развития общества (даже понятие общества для Сартра условно, так как общество для него - скопище разрозненных индивидуумов), Сартр тем не менее не впадает в аморализм, полагая, что настоящий человек, сознавая свое одиночество, должен не отдаваться во власть отчаяния, в преодолевать его и, свободно выбирая судьбу, выбирать наиболее достойный путь, постоянно совершенствоваться.

В 1940 году, находясь в немецком лагере для военнопленных, Сартр  написал пьесу «Мухи». Через три  года она была поставлена в Париже и воспринята как пьеса антифашистская. Проблемы личной ответственности, выбора и свободы решались в ней на мифологической основе, как это было в «Антигоне» Ануя. Орест прибывает  в Аргос, где находится дворец его предков, там живет Клитемнестра со своим новым мужем Эгисфом. В Аргосе Ореста встречает жуткая реальность: полчища трупных мух, зловоние, вереницы плакальщиц, молящиеся  старухи. Преступно вошедший на престол  Эгисф учредил культ мертвых  и заставил живых каяться в  грехах перед ними. Люди же «лелеют  свое горе, они нуждаются в привычной  язве и заботливо поддерживают ее, расчесывая грязными ногтями. Их можно  вылечить только насильно», - говорит  Электра. Орест вмешивается в  судьбу горожан, мстит Эгисфу, но лишь с целью доказать, что человек  свободен. В результате Орест оказывается  одинок в толпе, которой свобода  не по плечу, но идет до конца, уводя  за собою эриний и очищая город.

В трагедии «Мухи» содержалась  попытка противопоставить разум  и нравственный императив иррационализму и мистике, к которым прибегала  фашистская идеология.

36. предмет философии 

Философия  (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. 
 
Философия —  это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. 
 
Философию  можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. 
 
Цель философии —  увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. 
 
Философия как система делится:  на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. 
 
Философия включает в себя:  
 
— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); 
 
— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); 
 
— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); 
 
— теорию познания; 
 
— проблемы теории познания и творчества; 
 
— этику; 
 
— эстетику; 
 
— теорию культуры; 
 
— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. 
 
Предмет философии  — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. 
 
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. 
 
Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение  — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. 
 
Функции философии:  
 
— мировоззренческая функция  (связана с понятийным объяснением мира); 
 
— методологическая функция  (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); 
 
— прогностическая функция  (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); 
 
— критическая функция  (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); 
 
— аксиологическая функция  (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); 
 
— социальная функция  (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять  социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).  

37. методы научного познания 

Уровни и формы научного познания Уровни научного познания

В современном естествознании обычно выделяют эмпирический и теоретический  уровни познания.

Эмпирический уровень  познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию.

К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что  объясняют. Можно сделать наблюдение, что на Земле любой предмет (а  не только яблоки) будет падать сверху вниз. Но еще один непреложный факт — то, что звезды и планеты, которые  мы можем увидеть у себя над  головой, на Землю не падают. Выявить  разницу между этими событиями, а также объяснить их причину  на уровне эмпирического обобщения  невозможно. Чтобы это понять, нужно  пойти дальше и перейти с эмпирического  на теоретический уровень познания.

Теоретический уровень  познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений.

Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы  привести полученные данные в стройную систему и

создать из них научную картину  мира. Для этого отдельные чувственные  данные складываются в одну целостную  систему — теорию Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания — теоретические.

Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные  теории и теории, которые описывают  конкретную область реальности. Так, механика описывает материальные точки  и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные научные теории, описывающие те или иные области  реального мира.

При всех различиях между эмпирическим и теоретическим уровнями познания нет непреодолимой границы: теоретический  уровень опирается на данные эмпирического, а эмпирическое знание не может существовать без теоретических представлений, оно обязательно погружено в  определенный теоретический контекст.

39. философия Оккама и  Аквинского 

Уильям Оккам

Уильям Оккам (ок. 1285 -- 1349), философ, логик, политический писатель, родом из Англии, учился и преподавал в Оксфорде. По обвинению в ереси  был вызван в Авиньон папой  Иоанном XII. Затем бежал в Мюнхен, к Людвигу VI Баварскому, политическому  противнику папы. В Мюнхене им были написаны многочисленные политические сочинения, в которых он, в частности, защищал францисканский идеал бедности и выступал против учения о непогрешимости Папы. Религиозно-политические труды  Оккама дают повод исследователям называть его "первым протестантом". Уильям Оккам обращал особое внимание на то, что Бог обладает абсолютной свободой воли -- Бог мог бы не только сотворить другие вещи, но и установить другие законы. Защищая это положение, Уильям Оккам подверг критике  реализм, учение о реальности универсалий (идей). Признание реальности идей, с точки зрения Оккама, ограничивает свободу божественной воли, поскольку получается, что Бог творит, сообразуясь с идеями. В противовес реализму Уильям Оккам разработал наиболее последовательную версию номинализма -- учения о том, что универсалии суть только общие понятия, формируемые нашим разумом. Согласно Оккаму, Бог творит исключительно индивидуальные и случайные вещи, а не общие и необходимые (каковыми считаются идеи). Оккам старается показать, что допущение реальности универсалий ничем не оправдано, что универсальные сущности лишь мешают познанию. Отсюда знаменитый принцип, получивший название "бритвы Оккама": "Не следует умножать сущности без необходимости". Также допущение универсалий представляется Оккаму противоречивым. Если "человек вообще" или "человеческая природа" и конкретный человек различные вещи, то "человеческая природа" не является природой данного человека. Если же это одна и та же вещь, то ее не следует приписывать ей различные сущности. Также Оккам отрицает утверждение реалистов, что универсалии необходимы для познания: если предмета познания и разума недостаточно для познания, то этому не поможет и введение универсалии как посредника, ведь для того, чтобы сравнить предмет и универсалию и убедится, что универсалия есть образ предмета, нужно уже знать предмет. Поэтому Оккам полагает, что человеческий разум способен прямо постигать сами индивидуальные предметы. Такое познание он называет "интуитивным". Однако это не единственный вид познания. Ведь мы можем мыслить предмет не только непосредственно, но и в его отсутствии, благодаря тому, что его следы сохраняются в памяти. Такое познание Оккам называет абстрактным, то есть отвлеченным. Именно благодаря абстрактному познанию порождаются и общие понятия, которым не соответствует какая-либо особая реальность. Просто представление об индивидуальной вещи может применяться для обозначения другой, сходной с ней вещи и даже множества вещей. Трактовка же общих понятий как универсалий возникла из-за логической ошибки, которую вскрывает Оккам. Высказывания (1) "Сократ есть человек", (2) "Человек есть имя существительное" и (3) "Человек есть вид" кажутся на первый взгляд сходными. И поскольку подлежащее должно быть чем-то реальным, то как "Сократ" -- реальная вещь, так и "человек" -- реальная вещь. Однако Оккам обращает внимание на то, что во втором и третьем высказывании речь идет скорее о слове или понятии "человек", а не о некотором реальном предмете "человек" как о некоторой отдельно существующей природы человека. Чтобы избежать этой ошибки, следует писать "Слово "человек" есть имя существительное", "Понятие "человек" есть видовое понятие". 
Анализируя различие высказываний, Оккам говорил о различных способах суппозиции, то есть способов подстановки терминов в высказывании. В высказывании (1) мы имеем дело с "персональной суппозицией", в высказывании (2) с "материальной", а в высказывании (3) -- "простая суппозиция". Эти рассуждения Оккама дали толчок для развития позднесредневековой логики, получившей название "нового пути" (via moderna), в отличие от традиционной аристотелевской логики, которую стали называть "старым путем" (via antiqua). Продвигаясь по "новому пути", последователи Оккама насчитывали уже около десятка различных "суппозиций". 
Отвергая универсалии, Оккам пришел и к отвержению реальности категорий причинно-следственной связи, времени, места, отношения и других важных понятий, имеющих многовековую историю. Тем самым Оккам предвосхитил ряд идей Нового времени (Мальбранша, Юма, Канта). Отвержение универсалий заставило Оккама переосмыслить и понятие "материи", которая мыслилась ранее как чистая возможность, не существующая без универсальной формы. Оккам, таким образом, вынужден признать, что материя есть также некая актуальная, индивидуальная и познаваемая сущность. Номинализм Оккама имел также важные последствия для теологии -- Оккам решительно отвергал возможность рациональных доводов касательно божественных атрибутов и существования Бога.

Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

56

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что  существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие  и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование  едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"