Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

 

22. проблема формирования  экологического сознания 

Предмет экологической  психологии

Экологическая психология - это относительно новое направление в современной  науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось  и такое направление, как поведенческая  география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой  географии - характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.

Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось  единого определения в силу многоаспектности экологической психологии. По мнению известного исследователя в этой области Дж. Голда, существуют три  взаимосвязанных подхода к определению  предмета экологической психологии.

Сам Дж. Голд вводит понятие среды  окружения, которая представляет собой  полный, исчерпывающий набор условий  и обстоятельств, как физических, так и социокультурных, в которых  живет человек. В силу этого возникает  ряд специфических вопросов, связанных  с особенностями восприятия человеком  среды окружения, адаптации к  ней, поведения в ней, сопровождающиеся когнитивными, эмоциональными, волевыми процессами. Дж.Голд считает, что главными переменными взаимосвязи человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность.

Когнитивность принадлежит к числу тех психических процессов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все это связано с накопленным человеком жизненным опытом и его поведением.

Восприятие - это более узкое понятие. А.В.Петровский и М. Г. Ярошевский определяют его как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. С помощью этого психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления. В экологической психологии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда.

В качестве базовых параметров субъективного  отношения к природе выделяются:

- широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;

- интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;

- степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.

К параметрам второго порядка авторы относят:

- эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;

- обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное-общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;

- доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т. п.;

- когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония-дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;

- принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;

-сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

Особое место в описываемой  концепции уделяется модальности  и интенсивности субъективного  отношения к природе.

Модальность - это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отношения к природе. Это прагматизм-непрагматизм и наделение природы объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе:

-объектно-прагматический: отношение к природе характеризуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;

- субъектно-прагматический: например, владелец собаки любит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высокое место на выставке;

-объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие;

- субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзьями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.

23. атомистические учения 

ПРИНЦИПЫ  АТОМИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

Одним из основных понятий  химии и других естественных наук является атом. Этот термин имеет давнее происхождение; он насчитывает уже  около 2500 лет. Впервые понятие атома зародилось в Древней Греции, примерно в V в. до н. э. Основоположниками атомистического учения были древнегреческие философы Левкипп и его ученик Демокрит. Именно они выдвинули идею о дискретном строении материи и ввели термин «атом». Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, в котором обеспечивалось бы соответствие той картины мира, которая открывается человеческим чувствам, и той, которая конструируется деятельностью мышления, дискурсивно, логикой.

Демокрит определял атом как наименьшую, далее неделимую, частицу материи.

Демокрит учил, что реально  существует бытие и небытие. Бытие  – это атомы, небытие – пустота, пустое пространство. Пустота - неподвижна и беспредельна; она не оказывает  никакого влияния на находящиеся  в ней тела, на бытие. Идея пустоты  привела Демокрита к идее бесконечного пространства. В этом пространстве во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы (как пылинки  в солнечном луче). Представление  о пустоте - это достаточно сильная  абстракция; идея пустоты требует  высокого уровня теоретического мышления. От понятия пустоты только один шаг  остается до понятия инерции, но древние  греки этого шага не сделали.

Атом – неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой величины), самостоятельная  частица вещества, атом – неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда  не возникают и никогда не погибают. Атомы бывают самой разнообразной  формы – шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и  т.п. Атомы различны по размерам. Атомы  невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте  атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение  и уничтожение вещей объясняется  сложением и разделением атомов; изменение вещей - изменением порядка  и положения (поворота) атомов. Атомы  – вечны и неизменны; вещи приходящи  и изменчивы. Атомизм таким образом  соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений: Гераклита и Парменида. Мир вещей  текуч, изменчив; а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.

По Демокриту, мир в  целом – это беспредельная  пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество  атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые  атомы скапливаются в центре, а  более легкие и малые вытесняются  к периферии. Так возникает земля  и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля – центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут Число миров  бесконечно. Многие из них могут  быть населенными. Демокрит впервые  описал Млечный путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи. Одни из них только возникают, другие находятся  в расцвете, третьи уже гибнут.

Концепция атомизма явилась  одной из самых эвристичных, одной  из самых плодотворных и перспективных  научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла  выдающуюся роль в развитии представлений  о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли  на познание все более глубоких структурных  уровней организации материи. И  сейчас, спустя 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая уже не к атомам, а к элементарным частицам, из которых они состоят) является одним из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.

Исторической заслугой античного  атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). Концепция атомизма —  одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных  научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла  выдающуюся роль в развитии представлений  о структуре материи, в ориентации движения естественно-научной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи.

24. сознательного и бессознательные

Сознательное и бессознательное 
У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам. 
 
Высшим уровнем развития психики человека являетсясознание. 
 
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми. 
 
Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. 
 
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. 
 
В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. 
 
В сознании человека закрепляется четкое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. 
 
Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д. 
 
В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек. 
 
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. 
 
Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии н других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением. 
 
Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают. 
 
Психическое содержание человеческой личности кроме сознательной деятельности включает в себя многообразие неосознанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. 
 
Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного. 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. После появления трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного. 
 
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности. 
 
Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач. 
 
Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное - это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию. Однако, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. 
 
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. 
 
Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

25. социальная форма жизни

Общность и общество выступают  у Тенниса как основные критерии классификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразделяются социологом на три типа: а) социальные отношения; б) группы, совокупности; в) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества. Названные типы форм социальной жизни характеризуются историками социологии как одна из самых первых попыток рассмотреть социальную структуру общества.

"Социальное отношение,  — говорит Теннис, — самая  общая и простая социальная  сущность, или форма. Но у него  и самые глубокие корни; ибо  оно зиждется отчасти на первоначальных, естественных, действительных обстоятельствах  жизни, как причинах взаимной  связи, взаимной зависимости и  взаимной привязанности между  людьми, отчасти — на глубинных,  наиболее общих, необходимейших  человеческих потребностях" [Там  же. С. 219]. Социальные отношения имеют  объективный характер. Они существуют  тогда, когда не только чувствуются  и осознаются участвующими в  них людьми, но и признаются  ими в качестве необходимых  для осуществления взаимных действий. Теннис подчеркивает, что следует  различать социальные отношения  товарищеского типа, социальные  отношения по типу господства  и смешанные отношения. Каждый  из этих типов отношений имеет  место, как в организации общности, так и в общественной организации.

Совокупность социальных отношений между более чем  двумя участниками являет собой "социальный круг". Это ступень  перехода от социальных отношений к  группе или совокупности. Совокупность — второе понятие формы (после  социальных отношений); "сущность социальной совокупности заключается в том, что естественные и душевные отношения, образующие ее фундамент, сознательно  принимаются, а стало быть, их сознательно  хотят. Это явление наблюдается  повсюду, где происходит народная жизнь, в многообразных формах общностей, например в языке, укладе жизни и  обычаях, религии и суевериях..." [Там же. С. 223]. Группа (совокупность) образуется тогда, когда объединение  индивидов рассматривается им как  необходимое для достижения какой-то специфической цели.

Далее Теннис продолжает: "К  совокупности также применимы понятия  общности и общества. Социальные совокупности имеют общностный характер постольку, поскольку те, кто в них входит, мыслят их данными от природы или  сотворенными сверхъестественным волением; самым простым и наивным образом  это выражается в кастовом устройстве Индии" [Там же. С. 219]. К этой второй форме (совокупности, группе) тоже (как  в случае с социальными отношениями) применяется классификация человеческих отношений по критерию "господство — товарищество".

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"