Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

Определение общих признаков  государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения  и эволюции. 

Формы государственного устройства 

 

Под государственным устройством  понимается внутритерриториальная  организация государства. В настоящее  время встречаются следующие  формы государственного устройства.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты и т.д.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации  может осуществляться как по административному  принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История  показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация  способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории  примеров конфедерации немного. Среди  них – ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская  конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных  органов переданы функции обороны, дипломатического представительства  и др.

Конфедерация, пожалуй, самая  неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера  взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия  мир переживает тягу к мирному  сосуществованию, объединению и  интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом  планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет  Европы, Европейская парламентская  ассамблея, безтаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию. 

 

5. Функции государства  

 

Государство есть сложная  социальная организация, основным назначением  которой является осуществление  публичной власти в интересах  всего общества.

Деятельность государства  многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

  1. Охранительная.
  2. Экономическая.
  3. Социальная.
  4. Культурно-воспитательная.
  5. Природоохранительная.

Внешние функции:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
  3. Борьба с международной преступностью.
  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

 

13. пространство и время материальное единство мира

Единство материального мира

 
___Итак, по данным современных философии и науки, материальный мир представляет собой внутренне расчлененную целостность. При всем многообразии составляющих его объектов и явлений наш мир един вещественно, энергетически и структурно. Формы проявления такого единства многообразны. К ним относятся:  
• одинаковость вещественного состава всех известных материальных объектов; 
• их системная организация; 
• иерархическая последовательность и генетическая взаимосвязь структурных уровней организации материи (каждый более высокий уровень формируется только на основе нижележащего и существует только вместе с ним); 
• наличие небольшого числа типов фундаментальных взаимодействий, обнаруживающих единую природу; 
• включенность всех материальных объектов (в том числе и Вселенной в целом) в глобальный эволюционный процесс; 
• наличие единого механизма эволюции — самоорганизации сложных материальных систем; 
• способность различных видов материи и форм ее движения к взаимопереходам и взаимопревращениям и т.д. 
___В свете даже этого неполного перечня должно быть ясно, что весь материальный мир обладает безусловной целостностью и единством. Где-то внутри этой целостности расположился и человек разумный — существо, с одной стороны, материальное, а с другой — наделенное сознанием, т.е. идеальное. По части материальной человек вышеупомянутого единства мира никак не нарушает: состоит из обычных атомов, подчиняется всем естественным законам и даже эволюционирует. А вот идеальная сторона человеческого существования на первый взгляд из этого единства выпадает. И в самом деле — идеальные объекты вещественного состава не имеют, в фундаментальных взаимодействиях не участвуют, пространственно не локализованы и т.п. Означает ли это, что наряду с материальным миром следует признать наличие параллельного и самостоятельного идеального мира, существующего по своим законам? Так все-таки мир един или двойствен? Философия, как мы помним, имеет разные варианты ответа на этот вопрос. 
___Материалистическая философия убеждена, что наш мир безусловно един, и единство это заключается в его материальности. Ибо в мире нет ничего, кроме движущейся материи и что не было бы так или иначе обусловлено материальными причинами и взаимодействиями. Идеальное же с этих позиций трактуется лишь как свойство материального, закономерно возникающее на высших структурных уровнях организации материи. В данном учебнике представлена именно эта позиция.

14. особенности религиозного  мировоззрения

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и  небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие. Причины  существования религиозного мировоззрения: 1) Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия 2) Гносеологические причины - коренящиеся  в противоречиях самого познательного  процесса. 3) Психологические - страх  смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с  изменяющимися общественными отношениями 
 
15. Рациональное познание

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к  своему бытию. Знание – объективная  реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные  закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой  процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.  
 
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).  
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.  
 
Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).  
 
Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция.  
 
Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т. д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т. е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме.  
 
Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя «включить» или «выключить» сознательным волевым усилием. Это неожиданное «озарение» («инсайт» — внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.  
 
До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное «озарение» (инсайт), т. е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

 

16. Теория познания Канта

Теория познания Канта  
 
Чистый разум - теоретический разум  
Практический разум - моральное сознание  
На вопрос “Что я могу знать”, Кант отвечает своей теорией познания.  
Латинские термины Иммануила Канта:  
Априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем  
Апостериори - знание, полученное из опыта  
 
В соответствии с теорией Канта существует 2 Мира:  
 
1) Феноменальный мир (мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы  
2) Ноуменальный мир (мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.  
 
Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений.  
Трансцензус невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.  
 
В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:  
 
1) Чувствовать (способность к ощущениям)  
2) Рассудок (способность к понятиям и суждениям)  
3) Разум (способность к умозаключениям)  
 
В настоящем существуют и априорные элементы сознания.  
В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума.  
Априорные формы чувственности:  
 
- пространство  
- время  
 
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.  
 
Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику.  
Изучая пространство мы создаем геометрию, изучая время мы создаем арифметику.  
 
Математика - наука о пространстве и времени.  
Априорными формами рассудка являются категории  
 
Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание)  
Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.  
 
Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен.  
Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т.к. они не зависят от недостоверного опыта.

 

17. Понятие  культуры, культура и цивилизация 

НУ, РЕБЯТ, ЭТО  МЫ НАИЗУСТЬ ЗНАЕМ

 

18.Возможность и действительность

Возможность И Действительность


— категории, с помощью  к-рых отображается развитие материального  мира. Категория В. фиксирует объективную  тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения  или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет любой  объект (предмет, состояние, ситуацию), к-рый уже существует в качестве реализации некой В. Переход В. в  Д. основан на причинной связи  явлений объективного мира. Различают  реальную и абстрактную В. Абстрактная (или формальная) В. выражает отсутствие к.-л. условий, порождающих нек-рое  явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо  выраженную тенденцию в развитии явления. Реальная В. означает наличие  ряда необходимых условий реализации (превращения в Д.) данного явления. Абстрактная В. при известных  обстоятельствах может стать  реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Область объективных возможностей, условия реализации к-рых зависят от сознательной, целенаправленной деятельности человека, есть тем самым сфера его свободы (Свобода и необходимость). Учет реальных В., деятельность по превращению нек-рых из них в Д., устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В.— важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В., в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем ре-лльнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, к-рой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они возникают в развитом капиталистическом об-ве; и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, к-рые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и должна осуществляться в соответствии с ними.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"