Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать  научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций,  новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли.  В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи  и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения.  Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует  все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура  естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах,  живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает  общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки  дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

31) энциклопедическая философия  Аристотеля

 

Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в  творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную  систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования  материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя  не может возникнуть из ничего, не может  также увеличиться или уменьшиться  в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность  возникновения действительного  многообразия вещей. Чтобы эту возможность  превратить в действительность, надо придать материи соответствующую  форму. Под формой Аристотель разумел  активный творческий фактор, благодаря  которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных  вещей из однообразной материи: материя  — своего рода глина. Для того чтобы  из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя  неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности  уже содержится в материи и  путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой  ряд форм, находящихся в связи  друг с другом и расположенных  в порядке все большего совершенства.

Категории — это фундаментальные  понятия философии. Аристотелевское  рассмотрение соотношения материи  и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель  усматривает причинную зависимость  явлений сущего: все имеет причинное  объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».

Аристотель разработал иерархическую  систему категорий, в которой  основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал  основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого  двигателя. Далее, исходя из понятия  причинности, он приходит к понятию  о первой причине. А это так  называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина  движения, начало всех начал. И в  самом деле: ведь ряд причин не может  быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда  бы не закончился, если не допустить  абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как  общемировая сверхчувственная субстанция.

Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к  знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает  душу для ее вечной жизни: душа вечна  и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.


33) закон единства и  борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей

Важнейшие понятия данного закона: «тождество»  — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность»  — «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения  и развития любого объекта находится  в нем самом. Это справедливо  для всех случаев, когда нет вмешательства  внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное  образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

  • они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;
  • взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;
  • взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

  • выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;
  • решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных  сил, сторон, свойств развиваются  все объекты мира, в том числесоциальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой.

34. экзистенциализм авторы  Сартр, Камю

Экзистенциализм Камю

Альбер Камю -- одна из ключевых фигур  литературной жизни во Франции послевоенного  времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник подпольного Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Его философско-эстетическое развитие, мировоззренческая траектория, отчасти  напоминающая траекторию богоборческих  героев Достоевского, отличаются тем, что Камю умел признавать и анализировать  свои ошибки. Но сперва он не мог их не совершать.

Он родился в Алжире в очень  бедной семье: отец был сельскохозяйственным рабочим, через год погиб на фронте, мать зарабатывала на существование  уборкой. По этой причине для Альбера  Камю «удел человеческий» всегда предполагал «условия человеческого  существования», нечеловеческие условия  нищеты, которые не забывались. Они  не в малой степени стимулировали  бунтарство Камю, хотя он и чуждался политики, его недоверие к элитарному, «чистому» искусству, предпочтение искусства, которое не забывает о  тех, кто выносит на себе «груз  истории».

От мощного стимула первоначальных, алжирских впечатлений происходил «романтический экзистенциализм» Альбера  Камю. Он сообщал о намерении написать о своем современнике, «излечившемся  от терзаний долгим созерцанием природы». У раннего Камю господствует языческое  переживание красоты мира, радость  от соприкосновения с ним, с морем  и солнцем Алжира, От «телесного»  бытия. Все острее ощущающий экзистенциалистское  отчуждение, Камю не оставляет потребности  в постоянном «контакте», в «благосклонности», в любви - «абсурд царит - спасает  любовь».

Камю много размышляет о смерти, в дневнике признается в том, что  боится ее, ищет возможности к ней  подготовиться. Камю не верит в бессмертие души. Вместо этого он хочет доказать, что тот, кто был счастлив в  жизни, способен к «счастливой смерти». Эта «счастливая смерть» превращается у него в наваждение.

Четвертый, и очень важный, момент, определивший жизненную и творческую судьбу Камю, относится к сфере  духовной культуры. Камю был страстным  читателем.

С точки зрения экзистенциальной проблематики он находился под сильным впечатлением от Плотина и Августина, Киркегора  и Ницше, Хайдеггера и Шестова. Камю штудирует Достоевского, раздумывает  над «Исповедью» Толстого. С особым вниманием читает своих современников  и соотечественников: Мальро, Монтерлана, Сент-Экзюпери, Сартра.

В 1938 году Камю еще до встречи и  дружбы с Сартром определил разницу  между собой и автором «Тошноты». Рецензируя роман Сартра в алжирской  печати, Камю писал: «И герой г-на Сартра, возможно, не выразил смысла своей  тоски, поскольку он настаивает на том, что его отталкивает в человеке, вместо того чтобы основывать причины  отчаяния на некоторых особенностях его величия».

Молва объединила Сартра с Камю в  тандем единомышленников-экзистенциалистов, назвала неразлучными друзьями, что-то наподобие Герцена и Огарева. Трудно, однако, найти более противоположные  натуры. Красивый, обаятельный Камю, в чьих жилах играет испанская  кровь, а на губах почти всегда улыбка, спортсмен, футболист (до своей  болезни), любимец слабого пола,-- и сумрачный, рожденный в буржуазной семье Сартр, которого невозможно представить  себе бьющим по футбольному мячу, кабинетный мыслитель немецкого склада и  такой же кабинетный бунтарь. Зато Сартр, безусловно, куда глубже как философ, куда одареннее, чем мыслитель Камю, который фундаментальные познания замещает порой живостью натуры и  чувства. «Мы с Сартром всегда удивлялись, что наши имена объединяют,-- писал Камю в 1945 году.-- Мы даже думали однажды напечатать маленькое объявление, где нижеподписавшиеся утверждали бы, что не имеют ничего общего между  собой и отказываются платить  долги, которые каждый из нас наделал самостоятельно. Ибо в конце концов это насмешка. Мы с Сартром напечатали все свои книги без исключения до того, как познакомились. Когда же мы познакомились, то лишь констатировали наши различия. Сартр -- экзистенциалист, а единственная философская книга, которую я напечатал, «Миф о Сизифе», была направлена против так называемых экзистенциалистских философов».

В 1939 г. драматург, публицист, прозаик, известный философ-экзистенциалист, участник Сопротивления, сторонник  «новых левых» и экстремизма, а также  Советского Союза, Жан-Поль Сартр публикует роман «Тошнота», представляющий художественное выражение идей экзистенциалистов. После войны Сартр продолжает писать на основе этой доктрины романы и пьесы, одновременно выступая с пропагандой этих идей в публицистике. Восприняв идею Ницше «бог умер», Сартр в своей философской системе отталкивается от абсурда как объективной бессмыслицы человеческого бытия.

Роман «Тошнота» представляет собой дневник ученого и философскую  прозу нового типа: Антуан Рокантен исследует жизнь безобразного «дон Жуана» времен Марии-Антуанетты маркиза  де Рольбоне. Рокантен пытается доказать, что маркиз приложил руку к убийству Павла I, но постепенно приходит к выводу, что «доказать вообще никогда  ничего нельзя». Сартра интересует состояние  души и мироощущения Рокантена. Это  роман о власти тошноты, в которой  оказался ученый, находящийся в естественном для него состоянии изолированности  от мира. Вместе с тем, состояние  тошноты становится в романе Сартра емкой метафорой страха и одиночества, существования как такового. Это  поиск своего «я» и смысла бытия, преодоление отвращение к себе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"