Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья  в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек  призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается  ими творческим началом и сосредоточием  добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии  для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

Второй  этап развития философии эпохи Возрождения


Второй этап развития философии  эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Так, один из крупнейших философов  этого период Николай Кузанский  в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает  как бытийность, порождающую все  сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

Движение к истине он рассматривает  как процесс. Достижение окончательных  истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек  благодаря разуму соединен с миром  и Богом.

Значительную переработку античного  наследия и особенно идей Платона  осуществил Марсилио Фичино. В его  основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное  единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и  мир в его философии выступают  в единстве. Мыслитель, продолжая  гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.

Пико делла Мирандола усиливает  пантеистическую тенденцию в  философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у  Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный  мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и  подобию Божию, а является достижимым.

Особенно яркий пример интерпретации  схоластически понимаемого аристотелизма  на новый лад, превращающий эту еще  раз перетолкованную философию  в явление философской мысли  Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.

Помпонацци считал земную жизнь  благом и полагал, что в этой жизни  возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.

Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно  оказывается у него детерминированным  законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом  вечного повторения, круговорота.

Помпонацци полагал, что свобода  человека обусловлена природной  необходимостью, о которой человек  должен быть осведомлен. Отсюда признание  им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость  в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие  времена материалисты. В его текстах  природная необходимость — это  Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в  соответствии с необходимостью. Поэтому  Бог признается невиновным за зло, царящее  в мире.

Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией  Христа”. Сущность этой философии нашла  свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского  воина” (1501 — 1503). В этом сочинении  философ отстаивал мысль о  том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться  до следования его заповедям. Для  этого необходимо вернуться к  подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.

Эразм сатирически обличал в  сочинении “Похвала глупости” (1509 — 1511) пороки феодального общества, самодовольство схоластов. Позже с  критикой восхваления прошлого и  сатирой на новое своего времени  выступил Франсуа Рабле (1494 — 1553) в  своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении  “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и  доказывал, что причина войн кроется  в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в  Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский  защищает вырабатываемые гуманистами  его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного  провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого  теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха  и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.

Воззрениям Эразма были близки философские  взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме  общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже  появилось знаменитое сочинение  Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором  люди владеют собственностью сообща. Эти произведения стали вехами в  социальной фантастике, а их авторы отнесены к провозвестникам утопического коммунизма.

Вклад в политическую философию  внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила  политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались  многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает  средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают  средства.

Третий  этап развития философии эпохи Возрождения


Последний третий этап развития философии  эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии  развития представления о философии  природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной  и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии  является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической  иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя  совпадает с формой, множественность  и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как  субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками  полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит  гипотеза о неразрывной связи  пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная  бесконечна и равна Богу, который  отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается  лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и  ханжества. Мыслитель стал провозвестником  новых нравов, входящих в европейскую  жизнь, с формированием в ней  буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа  развития философии эпохи Возрождения  заключается в том, что она  наращивает свой потенциал вместе с  развитием науки. Этот синтез философии  и науки, дающий прирост в области  методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут  служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения  диалектически цельное представление  о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали  широкомасштабное влияние на все  общественное сознание Европы.

12.  Понятие государства 

 

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В  его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам  термин “государство” обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая  на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному  народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое  им общество.

Примерно до XVII века государство  обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства  применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним  из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной  власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием  реальной организации государства.

Четкое разграничение  государства и общества было обоснованно  в договорных теориях государства  Гоббсом, Локком, Руссо и другими  представителями либерализма. В  них эти понятия разделяются  не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и  неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или  иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей  безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган  — государство. В современной  науке государство в узком  смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной  властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими  политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д. 

 

2. Признаки государства 

 

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому  из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие  признаки:

1. Отделение публичной  власти от общества, ее несовпадение  с организацией всего населения,  появление слоя профессионалов-управленцев.  Этот признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая  границы государства. Законы и  полномочия государства распространяются  на людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе  территориальной и, обычно, этнической  общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная  власть на определенной территории. В любом современном обществе  имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д.  Но высшей властью, решения  которой обязательны для всех  граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему  принадлежит право на издание  законов и норм, обязательных  для всего населения.

4. Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения.  Диапазон государственного принуждения  простирается от ограничения  свободы до физического уничтожения  человека. Возможность лишить граждан  высших ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государства,  имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы  — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения.  Налоги необходимы для содержания  многочисленных служащих и для  материального обеспечения государственной  политики: оборонной, экономической,  социальной и т.д.

6. Обязательность членства  в государстве. В отличие, например, от такой политической организации,  как партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

7. Претензия на представительство  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий  — государств, не претендует на  представительство и защиту всех  граждан и не обладает для  этого необходимыми средствами.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"