Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Отметим, что слово «нигилист» использовалось
в России еще в середине XIX века.
Обозначало оно тех, кто критически
относился к крепостному праву,
уродливым самодержавным
Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники. Именно они как новая социальная группа выступили провозвестниками уже других действенных персон истории – реформаторов 80-90 годов XX века.
И только применительно к правовой
сфере сохранилось понятие
Стоить добавить, что правовому
нигилизму в обществе способствует
и этический нигилизм – пренебрежение
нравственными ценностями, традициями,
полезными бытовыми привычками. Оба
эти нигилизма развиваются
Противостоит правовому
Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и емкая форма правосознания.
Правовая культура характеризует
уровень правосознания, включает степень
знания права, на которое опираются
исполнительная власть, должностные
лица, характеризуется она и
Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п.
В правовой культуре развитого демократического
общества судебная власть – это
не третья сила, как традиционно
считается (первые две – законодательная
и исполнительная власти), а первая
власть, обеспечивающая не только разрешение
различных споров, но и управление
многими сферами
Правовая культура складывается синергетически,
отражая, впрочем, уровень, условия
существования различных
Хотя самопроизвольный характер процессов,
связанных сформированием правовой
культуры в обществе, является приоритетным,
одним из условий этого становится
также правовое воспитание. Эта деятельность
также весьма широкого диапазона
– от собственно образовательной, разъяснительной
работы в школе, вузе, других структурах
до воспитания на собственном опыте.
Правовое воспитание имеет свои формы,
объекты, способы, но можно выделить
и несколько первостепенных ценностей.
Они-то и предмет особой заботы при
правовоспитательной
Уважение к суду – вот что общечеловеческая практика и практика многих обществ выносит на второе место. Демократия начинается не с господства большинства, а с учета мнений меньшинства и заботы об их конструктивном сотрудничестве. Начинается демократия и с умения проигрывать. Длительное время гражданин, включенный в какие-то споры, при советской власти добивался «своего», обращаясь последовательно во все более «важные» инстанции. Все органы партийной и советской власти были забиты, закупорены жалобами «проигравших».
И только теперь приходит понимание,
что если тот или иной спор решил
суд, то демократичнее согласиться
с его решением, чем затевать бесконечную
тяжбу путем подачи жалоб «все
выше и выше». В прошлом, в дореволюционной
России, был хороший способ останавливать
бесконечный поток жалоб. Каждая
жалоба должна была писаться на гербовой
бумаге, с жалоб взимался при их
подаче гербовый сбор. Воспитание уважения
к молодым демократическим
Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина.
Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.
43. Содержание и форма в искусстве, категории, служащие обозначению основных сторон художественного произведения (и искусства в целом), необходимых друг другу и находящихся в диалектическом взаимодействии как в процессе творчества, так и в историко-художественном процессе. Основной критерий различения содержания (С.) и формы (Ф.) в искусстве — духовный характер С. и материальный характер Ф. С. охватывает те элементы произведения, в которых выражается познание сущности жизненных явлений (тема) и их интеллектуально-эмоциональная оценка, отношение к ним художника (идея произведения). В Ф. принято выделять два слоя — внешнюю и внутреннюю Ф. Внешняя Ф. непосредственно зависит от материала, которым оперирует вид искусства, — словесного, звукового, пластического, жесто-мимического и т.д., поэтому составляющие сё элементы оказываются в каждом виде искусства разными (например, аллитерация, рифма, строфа в поэзии, гармония и полифония в музыке, линия и цвет в живописи, архитектоника и формирование пространства в архитектуре и т.д.). Внутренняя Ф. теснее связана с С., представляя собой его непосредственную образную конкретизацию; её основные элементы, например в эпосе и драме — Сюжет и Характеры персонажей, в музыке — мелодические образы-темы, в пейзажной живописи или поэзии — «характеры» образов природы.
И С., и Ф. в искусстве
имеют сложное внутреннее
Хотя и в искусстве, как
во всех др. сферах бытия и
человеческой деятельности, Ф. зависит
от С. и его «обслуживает»,
здесь она, однако, необыкновенно
активна и оказывает на С.
решающее обратное воздействие,
В искусстве С. и Ф.
Марксистско-ленинская
Научная картина мира — целостная
система представлений об общих
свойствах и закономерностях
действительности, построенная в
результате обобщения и синтеза
фундаментальных научных В общенаучной картине мира определяющим
элементом выступает картина
той области научного знания, которая
занимает лидирующее положение на конкретном
этапе развития науки. Каждая картина
мира строится на основе определенных
фундаментальных научных Основной элемент любой Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др. Философские картины мира очень
многообразны, однако все они строятся
вокруг отношения: человек и мир.
Это отношение может пониматься
материалистически или В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей. |
46) проблема субстанции философии нового времени (Декард, Спиноза, Лейбниц)
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.
Декарт Осн. черта ф. мировоззрения
- дуализм. Д. допускает 2 независимых
друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию
и материальную “протяженную субстанцию”.
В границах его физики материя
представляет собой единств. субстанцию,
единственное основание бытия и
познания. В теорпозн. Д. объявляет
самой достоверной истиной
Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.
От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.