Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

Надстройка (нем. Überbau; англ. Superstructure) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а  также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие  классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как  соответствовать базису, так и  опережать его или отставать  от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Отношения антагонистических классов  определяются существованием прибавочной  стоимости — разницы между  стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для  их создания ресурсов, в которую  входит и стоимость рабочей силы, то есть полученное работником в той  или иной форме вознаграждение. Оказывается, что она ненулевая: работник своим  трудом добавляет в сырье (превращая  его в продукт) бо́льшую стоимость, чем получает обратно в виде вознаграждения. Эту разницу присваивает собственник  средств производства, который, таким  образом, эксплуатирует трудящегося. Именно это присвоение, по Марксу, и  является источником дохода собственника (то есть, в случае капитализма, —  капитала).[3]

Исторический материализм считает [4], что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические  формации:

Первобытно-общинный строй (первобытный  коммунизм: нем. Urkommunismus). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности  производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в  общественной собственности. Труд имеет  всеобщий характер, собственность —  только коллективная.

Азиатский способ производства (другие названия — политарное общество, государственно-общинный строй). На поздних этапах существования  первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный  продукт. Общины объединились в крупные  образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился  класс людей, занятый исключительно  управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих  руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению  частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа  производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах  Маркса и Энгельса он также упоминается  не везде.

Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов  — людей, лишённых свободы, находящихся  в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют  собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда  рабов.

Феодализм (нем. Feudalismus). В обществе выделяются классы феодалов — собственников  земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным  образом, сельскохозяйственное) ведётся  трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых  феодалами. Феодальное общество характеризуется  монархическим типом правления  и сословной социальной структурой.

Капитализм. Имеется всеобщее право  частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих  средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты  организуют производство и присваивают  прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы  правления, но наиболее характерны для  него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

Коммунизм. Теоретически предполагаемое, никогда ещё не существовавшее на практике, устройство общества, которое  должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности (не государственной), частная собственность  на средства производства полностью  устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу, без внешнего принуждения, в том числе экономического. При  этом общество предоставляет любые  доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип  «Каждый по способностям, каждому  по потребностям!»[5] Товарно-денежные отношения отмирают. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов  перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической  формации, переходной от капитализма  к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются  товарно-денежные отношения, экономическое  принуждение к труду и ряд  других особенностей, характерных для  капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого  по его способностям, каждому —  по его труду».

54) нравственное сознание

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря  которой в обществе устанавливаются  определенные правила взаимоотношений  между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так  как в процессе жизни человек  стремиться поднять свой базовый  теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным  сознанием.

Связанные и взаимодействующие  меду собой, обыденный и теоретический  уровни сознания имеют некоторые  отличия. Различие заключается в  глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые  умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический  уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Обыденный уровень нравственного  сознания можно представить, как  оценку нравственных норм, опирающуюся  на будничные, часто повторяющиеся  отношения между людьми. Обыденный  уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в  обществе.

Теоретический уровень нравственного  сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень – есть способ познания мира через понимание  нравственных проблем.

Обыденный уровень нравственного  сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения людей с позиций понимания добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.

Традиция представляет собой прочно закрепленный исторически, долговечный  и прочный элемент сознания, связанный  с направлением поведения человека во всех отраслях общественной жизни, опирающийся на его эмоциональную  сферу.

Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов  поведения человека, с помощью  которого регулируются отношения между  людьми. Нравственная норма опирается  на систему знаний человека о добре  и зле.

Нравственная оценка – это элемент, позволяющий выявить характер соответствия или его отсутствия в поведении  человека, исходя из тех моральных  норм, которые приняты в обществе.

В теоретическом уровне нравственного  сознания выделяют такие структурные  элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все  они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение  человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного сознания становится осмысленное поведение человека в обществе.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"