Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 215.13 Кб (Скачать)

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в  форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут  быть выведены лищь геометр, но не физсв-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в  субст такие св-ва, из кот могли  бы быть выведены основные физхар-ки тел.

Любая вещь - субстанция, следов. число  субст. бесконечно. Каждая субст. или  сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные  качества кот - самостоятельность, самодеятельность.

47) основные формы общественного  сознания

Обычно называют шесть форм общественного  сознания[5]:

Искусство (Художественное сознание)[6]

Наука[7] (в т.ч. философия)

Мораль[8]

Правосознание (Право)[9]

Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного  сознания, зародившаяся ок. 40-50 тыс. лет  назад[10]

Идеология (Политическое сознание) —  наивысшая форма общественного  сознания[нет в источнике][11]

Формы общественного сознания зависят  от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и  т. д. Поэтому они всегда тесно  связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют  специфические формы знания[12].

Советский философ Василий Петрович Тугаринов насчитывал лишь 4 формы  общественного сознания: искусство, мораль, науку и философию[13], а  к числу уровней относил идеологию  и общественную психологию.

48) философское понятие общества. Географический детерминизм.

Географический детерминизм —  концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику  экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер. Монтескье [править]

Наиболее последовательно концепция  географического детерминизма разработана  в книге Шарля Луи Монтескье  «Дух законов». Монтескье заимствовал  физиологические основы своего учения из вышедшей в 1733 г. работы Джона Арбетнота о влиянии воздуха, но широкое применение этого учения к жизни государства и общества было заслугой Монтескье. Было достижением, основываясь на возросших географических знаниях своего времени, вновь обратиться к систематическому решению вопроса, который, опираясь на попытки античных авторов, ставили и на который довольно примитивно отвечали еще Боден и другие. Но интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом (в этом ему предшествовал аббат Дюбо); полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

«Климат, — возразил ему Вольтер  в статье „Климат“ в „Философском словаре“, — обладает определенной силой, но сила правительств во сто  крат больше, а религия, объединенная с правительством, еще сильнее».

Гердер, Иоганн Готфрид [править]

Основная статья: Гердер, Иоганн Готфрид

Гердер считал, что климат «не  принуждает, а благоприятствует». Под  климатом он понимал совокупность земных сил и влияний, на которую воздействует также флора и фауна, которая  во взаимосвязи служит всем живым  существам, но может быть изменена и  человеком с помощью используемых им средств. Используя всю проделанную  на протяжении столетия работу в области естествознания и географии, Гердер усовершенствовал учение о влиянии климата и геофизических условий вообще на человека. Он сделал его гибким, обращая внимание не только на сохраняющиеся отношения между определенной географической средой и определенными народами, но открыв и соотношения между поверхностью Земли и движениями и изменениями народов. Труд Гердера ввел новое плодотворное понимание в симбиоз всех живых существ и вызвал тем самым исследования, которые, продолжаясь до наших дней, открывали все новые скрытые связи. Климат воздействует на человека, но и человек воздействует на климат, преобразуя его, и воздействие климата сразу же нерасторжимо соединяется со своеобразным внутренним противодействием данного живого существа. «Какое бы воздействие ни оказывал климат, у каждого человека, каждого животного, каждого растения свой собственный климат, ибо все они воспринимают по-своему и органически перерабатывают все внешние воздействия». Это витализм на метафизическо-неоплатонической основе, который, индивидуализируя, разделяет и вновь связывает все индивидуальное.

XIX век 

Наибольшей популярностью географический детерминизм пользовался во второй половине XIX века, среди разработчиков  идей направления была Эллен Черчилль Семпл.

В той или иной степени склонность к географическому детерминизму в своих работах проявили такие  авторы как Ж. Ж. ЭлизеРеклю, Генри  Томас Бокль, Карл Риттер, ЭлсуортХантингтон, Г. В. Плеханов, Л. И. Мечников.

XX век 

В XX веке смыкается с геополитикой.

В своих работах, посвященных влиянию  природного фактора на общество Л. Е. Гринин отмечает, что

влияние одного и того же природного фактора на разные общества (и одно и то же общество в разные эпохи) может вызывать разные реакции в  зависимости от уровня развития общества, его структуры, исторического момента, ряда других обстоятельств.[1]

Гринин также делает вывод, что  роль природной среды больше в  древний период истории общества, а с развитием производительных сил роль природных факторов уменьшается. Хотя с другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов влияние дестабилизирующих  явлений, как негативных, так и  позитивных которые могут вызывать глобальные последствия для общества.

49) антропологический материализм  Фейербаха.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

 

Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему  и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804-1872 гг.). Анализируя исходные посылки гегелевской  системы, он сделал вывод о ее родстве  с теологией. По мнению Фейербаха, религия  и близкая к ней по духу философия  Гегеля имеют общие категории. Они  возникают в результате абстрагирования  и наделения самостоятельной  формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств  человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный  творец Бога - человек попадает в  зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем  беднее становится человек, т.к. все  эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство  самоутверждения и достоинства  можно только на основе материалистического  мировоз¬зрения.

Фейербах предпочитал в своей  философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним  отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический  характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек  как высшее существо природы. Субъект  в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в  качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических  свойств природы человека, его  телесности, разума, воли, сердца. Она  опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой  сущности. Человек, отправляя функции  рода, превращает сущностные силы всего  человечества, продукты культуры в  свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое  мировоззрение оказали серьезное  влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса.

50) единичное особенное и всеобщее.

философские категории, выражающие соотношение  между бесконечным многообразием  предметов и явлений окружающего  мира и универсальностью управляющих  ими законов. В любом объекте  реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управляющий им). Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двигаясь навстречу друг другу, помогают всесторонне  постигать действительность.

51) эмпирические и теоретические  уровни познания

52) понятие мировоззрения и его  структура.

Понятие мировоззрения включает в  себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают  знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре  мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Он  базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д.  Это знания и представления  о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы  на вопросы: как возник мир,  что собой представляет жизнь,  как она возникла, в каких формах  существует во Вселенной, в  каком отношении она находится  к неживому. Кроме знаний о  природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

Познавательную сторону мировоззрения  составляют не только взгляды и представления  о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные  с выяснением познавательного отношения  человека к внешнему миру: как соотносится  мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

2. Ценностно-нормативный компонент.  Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие  «ценность» используется для  указания на человеческое, социальное  и культурное значение определенных  явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо  предмета, явления удовлетворять  потребности, желания людей. В  систему ценностей человека входят  представления о добре и зле,  счастье и несчастье, о цели  и смысле жизни и т.д. Ценностное  отношение человека к миру  и к самому себе формирует  определенную иерархию ценностей,  на вершине которой располагаются  своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или  иных общественных идеалах. Идеал  является образцом (эталоном) для  деятельности человека в конкретной  обстановке и желаемой нормой  его поведения в будущем.

Оценка есть способ определения  ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает  меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д.

Следствием устойчивой, повторяющейся  оценки человеком своих отношений  с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь  как отдельного человека, так и  всего общества. В нормах в большей  степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в  этом заключается ее регулятивная функция.

3. Эмоционально-волевой компонент.  Для того чтобы знания, ценности  и нормы реализовывались в  практических поступках и действиях,  необходимо их эмоционально-волевое  освоение, превращение в личные  взгляды, убеждения, верования,  а также выработка определенной  психологической установки на  готовность действовать.

53) материалистическое понимание  истории Марксом и Энгельсом.

Исторический материализм —  название теории развития общества, разработанной  в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом  в предисловии к «К критике  политической экономии» и сводятся к следующему:

Предельная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание[1].

Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических  формаций, обусловленная ростом и  совершенствованием производительных сил.[2]

Исторический материализм рассматривает  общество как систему, обусловленную  уровнем развития производительных сил. Собственно социальная структура  общества есть сочетание базиса и  надстройки.

Базис (др.-греч. βασις — основа) — совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую  структуру общества. Материальное производство — сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств  производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих  в связи с производством). Базис  — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей  роли в производстве почти во всех формациях выделяются 2 «основных», антагонистических класса — трудящиеся-производители  и собственники средств производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"