Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физсв-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физхар-ки тел.
Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.
47) основные формы общественного сознания
Обычно называют шесть форм общественного сознания[5]:
Искусство (Художественное сознание)[6]
Наука[7] (в т.ч. философия)
Мораль[8]
Правосознание (Право)[9]
Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40-50 тыс. лет назад[10]
Идеология (Политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания[нет в источнике][11]
Формы общественного сознания зависят
от жизни, устройства социальных институтов,
организации процесса познания и
т. д. Поэтому они всегда тесно
связаны с определённого типа
общественными отношениями: экономическими,
политическими, нравственными, эстетическими,
отношениями между членами
Каждой форме общественного
сознания: науке, философии, мифологии,
политике, религии и т.д. - соответствуют
специфические формы знания[12]
Советский философ Василий Петрович
Тугаринов насчитывал лишь 4 формы
общественного сознания: искусство,
мораль, науку и философию[13], а
к числу уровней относил
48) философское понятие общества. Географический детерминизм.
Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер. Монтескье [править]
Наиболее последовательно
«Климат, — возразил ему Вольтер в статье „Климат“ в „Философском словаре“, — обладает определенной силой, но сила правительств во сто крат больше, а религия, объединенная с правительством, еще сильнее».
Гердер, Иоганн Готфрид [править]
Основная статья: Гердер, Иоганн Готфрид
Гердер считал, что климат «не
принуждает, а благоприятствует». Под
климатом он понимал совокупность земных
сил и влияний, на которую воздействует
также флора и фауна, которая
во взаимосвязи служит всем живым
существам, но может быть изменена и
человеком с помощью
XIX век
Наибольшей популярностью
В той или иной степени склонность к географическому детерминизму в своих работах проявили такие авторы как Ж. Ж. ЭлизеРеклю, Генри Томас Бокль, Карл Риттер, ЭлсуортХантингтон, Г. В. Плеханов, Л. И. Мечников.
XX век
В XX веке смыкается с геополитикой.
В своих работах, посвященных влиянию природного фактора на общество Л. Е. Гринин отмечает, что
влияние одного и того же природного фактора на разные общества (и одно и то же общество в разные эпохи) может вызывать разные реакции в зависимости от уровня развития общества, его структуры, исторического момента, ряда других обстоятельств.[1]
Гринин также делает вывод, что роль природной среды больше в древний период истории общества, а с развитием производительных сил роль природных факторов уменьшается. Хотя с другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов влияние дестабилизирующих явлений, как негативных, так и позитивных которые могут вызывать глобальные последствия для общества.
49) антропологический материализм Фейербаха.
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804-1872 гг.). Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо.
Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоз¬зрения.
Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Материализм Фейербаха носит
Важнейшей характеристикой субъекта
является чувственность -синтетическая,
обобщающая характеристика антропологических
свойств природы человека, его
телесности, разума, воли, сердца. Она
опосредована общением с другим человеком.
Именно в сфере межчеловеческого
общения осуществляется, по Фейербаху,
реализация человеком своей родовой
сущности. Человек, отправляя функции
рода, превращает сущностные силы всего
человечества, продукты культуры в
свои собственные жизненные силы,
в целостность своих
Разработанная Фейербахом материалистическая
трактовка субъекта и его атеистическое
мировоззрение оказали
50) единичное особенное и
философские категории, выражающие соотношение
между бесконечным
51) эмпирические и теоретические уровни познания
52) понятие мировоззрения и его структура.
Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Он
базируется на обобщенных
Познавательную сторону
2. Ценностно-нормативный
Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д.
Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.
3. Эмоционально-волевой
53) материалистическое понимание истории Марксом и Энгельсом.
Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:
Предельная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание[1].
Исторический процесс есть последовательная
и закономерная смена общественно-
Исторический материализм
Базис (др.-греч. βασις — основа) — совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую структуру общества. Материальное производство — сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются 2 «основных», антагонистических класса — трудящиеся-производители и собственники средств производства.