Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка

Краткое описание

Шпоргалка к экзамену по философии

Файлы: 1 файл

Экзамен шпоры философия.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

15.Объектив  идеолизм Гегеля созд собственную ф-ию, идею, предлогает метод диалектики, объективный идеализм. Исследует развитие дух к-ры че-ловеч-ва, к-ая явл и продуктом и услов сущее-ствования разума. В основу происхожд и раз-вития мира Г. положил Абсолют идею. Высшей.формой реализации АИ явл ф-ия, при чем Г. считал что именно его явл заверш этапом. Ф-ия изуч не мир в целом, а мир как целое. Гегель рассматривает противоположности бытия и небытия Сформулир принципы диалектики; разработал з-ны Д. описаны и определ важнейш кате-гор Д- кач-во, кол-во, мера и т.д.; разработано учение о понятии и концепции истины, соглас-но к-ой истины не могут быть вечными и абсолютн. Феербах гл задачу ф-ии видит в критике религии. Религия и идеалистич ф-ия возникают по мнению Ф. из того ,что Богу предписывают те кач-ва и атрибуты, что на самом деле принадлежит ч-ку. Для освобожден от религиозн заблуждений, надо понять, что ч-к не творение бога, а часть вечной природы. Поэтому предметом ф-ии должен стать ч-к  
 
 
 

21. Постмодернизм- 50 гг. Истоки наход-ся еще в фи-ии Ницше, ф-ии Экзестенц.Фуко, Делез, Вельги. Первым подверглось влиянию постмодерн-ис-во (писали двойственно, незаконченность, вычурность, фрагментарность). Тоже самое происход и в лит-ре. Постмод влиял и на политику, науку. Постмод хар-ся: Отсутств един целого, отсутств иера-рхии, фрагментарность, Проявиля в кул-ре, ф-ии, лит-ре искус, политике, науке и даже в повседневн жизни. Особенно активно развив в 90 г 20в. Современ ф-ия становит все более практич.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16 станов иррацион  традиц в неклас  ф-ия: осн идея: господства ра-зума в ощ-ве, познании. Шопенгауер-"мир, как воля и представление. " В ос-нове мира -иррац начало, воля к жизни. Она присуще всему живому, особенно людям. Она проявл в 3 хар-ках: эгоистический, злобный, сострадательнвый. По Ш. людям присуще только 1,2 хар-ры. Поэтому делает вывод, чтозло неискоренимо. Покончить страдание можно лишь преодолев волю к жизни. Ч-к-раб воли.Есть только одна категор не рабов- гении в искусстве и святые в жизни. Кьеркегор: поведением ч-ка управл чувства. Ч-к в своей жизни проходит след стадии эстетич(жизнь чувственная, ч-к стремится лишь  к удовольст) этическая(отчаяние, кот раскрыв внутр дух природу ч-ка) религиозн (долг обрести себя) Ницше -   свои мысли сложил в трудах: По ту сторону добра, Так говорил Заратустра и т.д. Находился под влиянием идеи Ш. Н.разрушил существ ценности. В основе мира - воля к власти. Он вводит образ нового ч-ка. (сверхчеловека), к-му свойственны черты силы, стремления к власти, управление др людьми. Главн принцип- принцеп войны,, помогать надо только сильному. Жизнь- это борьба все против всех, в ней побеждает сильнейш. Его ф-ию далие использ фашисты. 
 

  
 
17 Историч условия  возник Марксизма возник в сер 19в в заподноевроп ф-ской традиции. Основоположник- Ма-ркс, Энгельс. Зарождение М происход в услов глубокого кризиса ценностных оснований Европ кул-ры. Обострилось противореч м/ж бедными и богат. М. еще в самом начале своей творч деят-ти осазнает, что его призвание –защита интересов бедных, политически и социально обездоленных. Этой цели и должна служить фил-ия. Революц движ пролета-риата, способствовало возникнов революц организ. Мар и Энг участвовали в них. Ф-ия марксизма назыв диалектич материализмом. Сущ-ность: в основе мира лежит материя(природа, ч-к, общ-во, весь окруж мир), развивающ по диалектич з-нам. Т.о. диалектич мат-зм отрицает Бога. Материя- первично, создание -вторично и появл только с появл ч-каС точки зрения диалектич. Материализм все объекты нашего мира развиваются по диалектич з-нам, т.е. природа, ч-к, общ-во Ф-ию природы рассм Э. Развитие общ-ва развивал Маркс. Выделил в развитии 5 стадий: первобытнообщин общ-во, рабовладельч; феодализм; капитализм; социализм. Теория М. -ф-ы до сих пор только изуч мир, а надо его изменить. Теорию К.М. продолжили многие ф-фы, ученые, полит деят (Плеханов, Ленин) 
 

  
 
18 Сущность и истор  формы Позитивиз фил- 30 г 19в.Представители: Конт, Литре, Вырубов. Гл предметом исслед явл наука. "Наука сама себе ф-ия" Поз. пережил  3 этапа эволюции: 30-40 гг ХIХв (Конт, Спенсер). Попытка осмыслить протииворечие м/у наукой того времени и ф-фией, претендовавшей на роль "науки наук". Конт: наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией, "наука сама себе философия".Эмпириокритицизм, махизм (Мах, Авенариус).  Стал реакцией на кризис в клас-сич физике. Открытие ренгеновск лучей, ради-оактвн, Проблемы: природа познания, соотно-шение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физиче-ского и пси-хического. Неопозитивизм, "20-е гг. ХХ в. (Карнап, Витгенштейн, Райхенбах). Первый и основной его вариант - логический позитиви-зм, кот сводился к след: Философия вообще не имеет своего предмета. Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за искл поло-жительной логики и математики. Законы и правила логики и математики носят конвен-цианальный характер, представляя соб-ой результат условного соглашения ученых Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков. 
 
 
 

20 Персонализм-к19-н20в. Шиллинг, Мунье В условиях механизации ч-к утрачивает по-нятие-личность. Восстановить его, обеспеч-ить гармонич востановл ч-ка- цель персо-нал. Анализ человеч личности с крестьянской пози-ции. Гл.идея -моральное совершенствование личности. Высшей личн –явл БОГ. Цель каждого ч-ка: стремится к совершенств себя как личности. Онтологии- наука о кул-ре бытия. Гносеология-(теория познания)- изучали познание и знание. Соц фил-ия –щаним проблемой изуч общ-ва. 
 
 
 

19 Экзестенциализм. возникает в нач 20-го в. в Германии, России, Франции. Различают религиозный и атеистический экз-зм. Для экз-ма характерна ориентация на худ лит-ру. Осн проб: сущ-вование ч-ка в мире, одиночества, жизни и смерти, смысла жизни. Герм- Хайдегер, Ясперс(не сущ ф-ии как науки -есть только философствование), Фр- Сартр. Ч-к одинок все что он создает противостоит ему (партии, классы, и тд)., бытие бессмысленно. Фил обязана помочь ч-ку. Ее пред-метом должно быть подлинное бытие ч-ка. Существование предшествует сущности. Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобретает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен-ность за этот выбор. Экзистенциалисты утвер-ждают что жизнь - бытие к смерти. Ч-к дол-жен достойно умереть, если приходит смерть и боротся с ней если есть шанс жить. Ф-ия пси-хоанализа: Фрейд вскрыл в сознании ч-ка 2 сферы сознательного и бессозн психоанал. Утверждал -сфера бессознательного оказывает огромн влиян на поведен ч-ка, кул-ру, науку. Основал метод свободных ассоциаций.  
 

22 возник и развит,основ проблемы Русск фи-ия- расцвет 2 пол19-н 20в. Рус-ской ф-ии свойственна самобытность, практич-ность. Ф-ия в России до к 19в никогда не стояла на 1 месте. 10-11в- появл ф-ии в Рос. Рус ф-ию можно разделитьна несколько этапов: 1 этап:11-17в. Христианск проблематика. Ф-ия была прак-тич, учение о том, как надо жить, каким дол-жно быть гос устройство, размышл о Боге и ч-ке, в рамках провославной ф-ии..Представители: метрополит Илларион, Вла-димир монамах, патриарх Никон. 2 этап 17-сер19в времена Петра 1 реформирование страны, идеал св Руси. Сменяется идеалогия мощного светского гос-ва. 3. втор четв 19в Русская фил. этого времени - это фил. Предуп-реждения, кот. не услышали. У истоков русс-кой фил. 19 века стоит Чаадаев. Чаадаев напи-сал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен сумасшедшим. Это был открытый протест против самодер-жавия и крепостничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем За-пада или своим путем. В основе прогресса должны лежать православные, которые должны являться основой мировоззрения. Славянофи-лы (Камеров, братья Аксановы)  видели и вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники-(Бакунин, Белинский,) ориентация на зап кул-ру и образ жизни. Русский народ не имеет особой мисси  С петровских времен необратима привязан к западу и должен идти по капиталистическому пути. 4 этап к19-н20 - ф-ия была религиоз.  
 

23. ф-фия В. Соловьёва - задача создания христианской православной ф-ии. Выдв-игал идеи софийности и всеединства. Софийности:  Божественная София-преображенная матерь, к-ая символизирует Россию, это душа мира. Рос должна родить нового Христа. Всеединства: продолжает идею софийности. Всеединство- бытие в Боге, к-ое яв-ся высшей целью ч-ка и чел-ства. К бытию в Боге нет внешнего пути, есть только внутренний(вера) Три абсолютные ценности - благо, истина и красота - всегда образуют единство, смысл к-ого - любовь. Любовь - это сила, к-ая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Религиозная ф-ия: Цель - создать новое идеальное религ-ое общ-во. Рассматр проблемы добра и зла. Бердяев - христианский ф-ф, экзистенциалист. Проблемы: добра и зла, взаимоотношения Бога и человека. Центральной темой ф-ии явл ч-к свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного. Космизм к.19-н20 -.Ч-ка явл элементом космич единства, он способен направить свою активность на творческое из-менение мироздания. Для этого ч-к должен совершенствовать свою внутр природу. Бог создал мир и человека в нем. Отнош м/ж миром и ч-ком несоверш, негармоничны и в этом замысел творца - он тем самым оставил ч-ку возможность дальнейшего творч развития и совершенств. мира. Идея всеединства ч-ства и физического кос-моса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. Диалектика - учение о всеобщих, универсальных з-нах взаимосвязи, развития и движения природы, общ-ва, чел. З-ны диалектики: 1. Единства и борьбы противоположностей - указывает на источник, причину развития. Таким источником явл противоречие, к-ое возникает когда противоположные стороны взаимодействуют 2. Перехода кол-венных изменений в кач-венные - раскрывает механизм развития. 3. Отрицания отрицания - раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Категории: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действенность; единичное, особенное и общее; содержание и форма; сущность и явление. Категории диалектики воспроизводят св-ва и отношения бытия. Начиная с 19 в., благодаря интенсивному росту научных знаний, идея развития, обоснованная философами все более глубоко проникала в общ-венное сознание. Решающую роль в утверждении научно-фил-их представлений о развитии сыграла теория революции , концепция биосферы и ноосферы, общая теория систем.  
 
28. Материя - то, из чего состоит мир и то, что фиксируется органами чувств. Структура: МИКРОМИР:физич.вакуум - кварки и лептоны - элементарные частицы(протоны) - атомы - молекулы – микрочастицы МАКРОМИР неживая природа(макротела-планету-звезд с-ма) и живая природа(биомолекулы-одноклеточные-многоклеточные-жив и раст-ч-к) – МЕГОМИР галактика - вселенная. Движение - фил-ая категория, к-ая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. Типы движения: предмет взаимодействует с окруж.средой; происходит кач-венное, направленное и необратимое изменение объекта - развитие. Формы движения: механич, физич, химич, биологич, соц.  
 
 

 
29.Пространственно-время  структ бытия. Пространство -взаимное располож. матер. объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их св-во иметь определ. стр-ру, форму. Время - это длительность сущ-ния процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов. Ритмичность - это всеобщее св-во пространства и времени. Особенные св-ва пространства: - трехмерность и симметричность Особенные свойства времени: - одномерность - однонаправленность - необратимость В истории ф-ии сущ. две осн. концепции пространства и времени:1) Субстанционнальная. Пр-тво и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное сущ-ние независ от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. 2) Реляционная. Прос-во и время понимается как особые отношения м/у объектами и процессами и вне их не сущ-ют. Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их св-ва зависят от отдельных матер. с-м. Пр-во обладает колич-ной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие разл. ур-ней орг-ции материи и их пространственных св-в. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания.  
 
30. понятие природы. Природа - часть мира, к-ой присуще системность, организация, целостность.Природа едина Природу изучают разными способами: мифологический; религиозный; фил-ий(он обладает с-мой, анализом, происхождение природы ит.д.); научный (физика, биология, матем). Отличие жив и нежив природы: живому присуще клеточное строение, способность к размножению, регенерации, приспособляемость, циклы жизнедеятельности; в природе можно выделить естественную и искусственную природу. Естеств-существовала до ч-ка и к-ая сущ независимо от ч-ка сейчас. Искусств- так часть природы, к-ая создана ч-ком, т.е. изменения к-ые внесены в природу со стороны ч-ка. Восточн понимание природы- они не отрывают себя от нее, живут в природе и вместе с ней. Для них Бог-это природа. Отношение восточн ч-ка гармонич с природой. Заподное-противопостявляет ч-ка от природы. Он идет все более искусств путем. Отрезает себя от природы.  В эпоху нов времени формируется механистич картина-механика легла в снову всего мировозрен. В 20 веке поняли, мир более сложный, чем механика, появ новое представление-синергетический образ жизни (природа теперь –самоорганизующаяся с-ма)  
 
 
 
 
 
 
 
 

24. Ф-ия на Бел. Зарожд фил мысли 11-12в. Связано с развитием гос-ва и нац отношений Скорина - просветитель, первопечатник, мыслитель-гуммманист, к-ый трудился во имя народа. Перевел библию и дал для нее свои коментарии Идеи: терпимости, просвещения, люб-ви к ближнему, мудрости и стремлен к познанию, патриотизма и ответственности за судьбу своей родины, ее спокойствия и благополучия. Идеи Ф.С. соответствовали менталитету, кул-ре, традициям бел народа. Будный - представитель рационализма, просветитель, протестант.  Распространял идеи Реформации, Просвещения. Отвергал бессмертие Полоцкий - писатель, мыслитель, поэт, просветитель. Большую часть жизни провел в Рос. Его считали западником и не любили его. Выдвинул идею многоуровневого мира: первообразный мир (Бог), большой мир (природа), микро-космос (человек). Все они были представителями духовной кул-ры.   

 
 
26Метафизика- поняте ввел Аристотель. Под этим он понимал понятие ф-ии, а точнее основу окруж мира(устройство) Метаф представл собой учение о сущности мира, о бытии как таковом. Онтология-область ф-ии, изуч-щая стр-ру окруж нас мира. Осн за-ны: -антология имеет сой категоральн аппарат (категор бытия, материи, сознания, природы, з-на, необходимости и случайности, причины и следствия. Кач-ва и кол-ва, движения и покоя, сущности и явл. ит.д.) Ключевой категор явл категор бытия. Бытие-то, что реал сущ в окруж нас мире. Сущ идеальн и материл способы сущ бытия. Формы бытия: бы-тие материи (Материя – то, из чего состоит окр. мир, и то, что фиксир. нашими органами), сознания, природы (Строение мира (уровни), ч-ка(Ч-к – уникальн. жив. существо, органич. единство природ. и соц., телесн. и дух. начал. Ч-к представл. собой итог эволюции природы.), общ-ва(– мир многогранной дух.-практич. деят. людей и их взаимоотнош. Об-во – сфера действия Разума, Памяти и Воли ч-ка. Оно тесно связано с окр. прир. средой), Бытие сознания вкл. в себя чувства, идеи, эмоции, образы, понятия, кот. создаются людьми в их дух.-практич. жизни – «сознание». Онтология заним стр-рой и анализом бытия. 

31.БИОСФЕРА  и ноосфера  земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Понятие введено в науку Э. Зюсом и развито Вернадским, к-рый рассматривал возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование Б. не как появление отдельных зародышей в отдельных изолированных точках, а как мощный единый процесс образования "монолита" жизни, охвативший всю область планеты, где име лись соответствующие условия. С по явлением человеческого об-ва и раз витием науки и техники Б. закономер но переходит в ноосферу.НООСФЕРА (греч. nous   разум и sphair   сфера, область; сфера разу ма)   область планеты, охваченная ра зумной человеческой деятельностью, понятие, введенное в науку Ле-Руа и развитое Вернадским. С появлением и развитием человеческого об-ва био сфера закономерно переходит в Н, поскольку, овладевая з-нами природы и развивая технику, ч-ство все более преобразует природу соот ветственно своим потребностям. Н. имеет тенденцию к непрерывному рас ширению за счет выхода ч-ка в космос и проникновения в недра пла неты. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"