Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Шпоргалка к экзамену по философии
15.Объектив
идеолизм Гегеля
созд собственную ф-ию, идею, предлогает
метод диалектики, объективный идеализм.
Исследует развитие дух к-ры че-ловеч-ва,
к-ая явл и продуктом и услов сущее-ствования
разума. В основу происхожд и раз-вития
мира Г. положил Абсолют идею. Высшей.формой
реализации АИ явл ф-ия, при чем Г. считал
что именно его явл заверш этапом. Ф-ия
изуч не мир в целом, а мир как целое. Гегель
рассматривает противоположности бытия
и небытия Сформулир принципы диалектики;
разработал з-ны Д. описаны и определ важнейш
кате-гор Д- кач-во, кол-во, мера и т.д.; разработано
учение о понятии и концепции истины, соглас-но
к-ой истины не могут быть вечными и абсолютн.
Феербах гл задачу ф-ии видит в критике
религии. Религия и идеалистич ф-ия возникают
по мнению Ф. из того ,что Богу предписывают
те кач-ва и атрибуты, что на самом деле
принадлежит ч-ку. Для освобожден от религиозн
заблуждений, надо понять, что ч-к не творение
бога, а часть вечной природы. Поэтому
предметом ф-ии должен стать ч-к
21.
Постмодернизм- 50 гг.
Истоки наход-ся еще в фи-ии Ницше, ф-ии
Экзестенц.Фуко, Делез, Вельги. Первым
подверглось влиянию постмодерн-ис-во
(писали двойственно, незаконченность,
вычурность, фрагментарность). Тоже самое
происход и в лит-ре. Постмод влиял и на
политику, науку. Постмод хар-ся: Отсутств
един целого, отсутств иера-рхии, фрагментарность,
Проявиля в кул-ре, ф-ии, лит-ре искус, политике,
науке и даже в повседневн жизни. Особенно
активно развив в 90 г 20в. Современ ф-ия
становит все более практич.
16
станов иррацион
традиц в неклас
ф-ия: осн
идея: господства ра-зума в ощ-ве, познании.
Шопенгауер-"мир, как воля и представление.
" В ос-нове мира -иррац начало, воля
к жизни. Она присуще всему живому, особенно
людям. Она проявл в 3 хар-ках: эгоистический,
злобный, сострадательнвый. По Ш. людям
присуще только 1,2 хар-ры. Поэтому делает
вывод, чтозло неискоренимо. Покончить
страдание можно лишь преодолев волю к
жизни. Ч-к-раб воли.Есть только одна категор
не рабов- гении в искусстве и святые в
жизни. Кьеркегор: поведением ч-ка управл
чувства. Ч-к в своей жизни проходит след
стадии эстетич(жизнь чувственная, ч-к
стремится лишь к удовольст) этическая(отчаяние,
кот раскрыв внутр дух природу ч-ка) религиозн
(долг обрести себя) Ницше - свои
мысли сложил в трудах: По ту сторону добра,
Так говорил Заратустра и т.д. Находился
под влиянием идеи Ш. Н.разрушил существ
ценности. В основе мира - воля к власти.
Он вводит образ нового ч-ка. (сверхчеловека),
к-му свойственны черты силы, стремления
к власти, управление др людьми. Главн
принцип- принцеп войны,, помогать надо
только сильному. Жизнь- это борьба все
против всех, в ней побеждает сильнейш.
Его ф-ию далие использ фашисты.
17
Историч условия
возник Марксизма возник
в сер 19в в заподноевроп ф-ской традиции.
Основоположник- Ма-ркс, Энгельс. Зарождение
М происход в услов глубокого кризиса
ценностных оснований Европ кул-ры. Обострилось
противореч м/ж бедными и богат. М. еще
в самом начале своей творч деят-ти осазнает,
что его призвание –защита интересов
бедных, политически и социально обездоленных.
Этой цели и должна служить фил-ия. Революц
движ пролета-риата, способствовало возникнов
революц организ. Мар и Энг участвовали
в них. Ф-ия марксизма назыв диалектич
материализмом. Сущ-ность: в основе мира
лежит материя(природа, ч-к, общ-во, весь
окруж мир), развивающ по диалектич з-нам.
Т.о. диалектич мат-зм отрицает Бога. Материя-
первично, создание -вторично и появл только
с появл ч-каС точки зрения диалектич.
Материализм все объекты нашего мира развиваются
по диалектич з-нам, т.е. природа, ч-к, общ-во
Ф-ию природы рассм Э. Развитие общ-ва развивал
Маркс. Выделил в развитии 5 стадий: первобытнообщин
общ-во, рабовладельч; феодализм; капитализм;
социализм. Теория М. -ф-ы до сих пор только
изуч мир, а надо его изменить. Теорию К.М.
продолжили многие ф-фы, ученые, полит
деят (Плеханов, Ленин)
18
Сущность и истор
формы Позитивиз фил-
30 г 19в.Представители: Конт, Литре,
Вырубов. Гл предметом исслед явл наука.
"Наука сама себе ф-ия" Поз. пережил
3 этапа эволюции: 30-40 гг ХIХв (Конт, Спенсер).
Попытка осмыслить протииворечие м/у наукой
того времени и ф-фией, претендовавшей
на роль "науки наук". Конт: наука
не нуждается в какой-либо стоящей над
ней философией, "наука сама себе философия".Эмпириокритицизм,
махизм (Мах, Авенариус). Стал реакцией
на кризис в клас-сич физике. Открытие
ренгеновск лучей, ради-оактвн, Проблемы:
природа познания, соотно-шение субъекта
и объекта, природа "элементов мира",
взаимоотношение физиче-ского и пси-хического.
Неопозитивизм, "20-е гг. ХХ в. (Карнап,
Витгенштейн, Райхенбах). Первый и основной
его вариант - логический позитиви-зм,
кот сводился к след: Философия вообще
не имеет своего предмета. Научные знания
имеют эмпирическое происхождение, за
искл поло-жительной логики и математики.
Законы и правила логики и математики
носят конвен-цианальный характер, представляя
соб-ой результат условного соглашения
ученых Философия не наука, а род деятельности,
сводящийся к анализу естественных и искусственных
языков.
20
Персонализм-к19-н20в.
Шиллинг, Мунье В условиях механизации
ч-к утрачивает по-нятие-личность. Восстановить
его, обеспеч-ить гармонич востановл ч-ка-
цель персо-нал. Анализ человеч личности
с крестьянской пози-ции. Гл.идея -моральное
совершенствование личности. Высшей личн
–явл БОГ. Цель каждого ч-ка: стремится
к совершенств себя как личности. Онтологии-
наука о кул-ре бытия. Гносеология-(теория
познания)- изучали познание и знание.
Соц фил-ия –щаним проблемой изуч общ-ва.
19
Экзестенциализм. возникает
в нач 20-го в. в Германии, России, Франции.
Различают религиозный и атеистический
экз-зм. Для экз-ма характерна ориентация
на худ лит-ру. Осн проб: сущ-вование ч-ка
в мире, одиночества, жизни и смерти, смысла
жизни. Герм- Хайдегер, Ясперс(не сущ ф-ии
как науки -есть только философствование),
Фр- Сартр. Ч-к одинок все что он создает
противостоит ему (партии, классы, и тд).,
бытие бессмысленно. Фил обязана помочь
ч-ку. Ее пред-метом должно быть подлинное
бытие ч-ка. Существование предшествует
сущности. Ч-к сначала существует, а потом
определяет себя в мире, приобретает свою
сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора
и ответствен-ность за этот выбор. Экзистенциалисты
утвер-ждают что жизнь - бытие к смерти.
Ч-к дол-жен достойно умереть, если приходит
смерть и боротся с ней если есть шанс
жить. Ф-ия пси-хоанализа: Фрейд вскрыл
в сознании ч-ка 2 сферы сознательного
и бессозн психоанал. Утверждал -сфера
бессознательного оказывает огромн влиян
на поведен ч-ка, кул-ру, науку. Основал
метод свободных ассоциаций.
22
возник и развит,основ
проблемы Русск фи-ия-
расцвет 2 пол19-н 20в. Рус-ской ф-ии свойственна
самобытность, практич-ность. Ф-ия в России
до к 19в никогда не стояла на 1 месте. 10-11в-
появл ф-ии в Рос. Рус ф-ию можно разделитьна
несколько этапов: 1 этап:11-17в. Христианск
проблематика. Ф-ия была прак-тич, учение
о том, как надо жить, каким дол-жно быть
гос устройство, размышл о Боге и ч-ке,
в рамках провославной ф-ии..Представители:
метрополит Илларион, Вла-димир монамах,
патриарх Никон. 2 этап 17-сер19в времена
Петра 1 реформирование страны, идеал св
Руси. Сменяется идеалогия мощного светского
гос-ва. 3. втор четв 19в Русская фил. этого
времени - это фил. Предуп-реждения, кот.
не услышали. У истоков русс-кой фил. 19
века стоит Чаадаев. Чаадаев напи-сал серию
фил. писем. После публикации 1-ого письма,
он был объявлен сумасшедшим. Это был открытый
протест против самодер-жавия и крепостничества.
Ч. рассматривает каким путем должна идти
Россия: путем За-пада или своим путем.
В основе прогресса должны лежать православные,
которые должны являться основой мировоззрения.
Славянофи-лы (Камеров, братья Аксановы)
видели и вскрывали противоречия м/у властью
и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники-(Бакунин,
Белинский,) ориентация на зап кул-ру и
образ жизни. Русский народ не имеет особой
мисси С петровских времен необратима
привязан к западу и должен идти по капиталистическому
пути. 4 этап к19-н20 - ф-ия была религиоз.
23.
ф-фия В. Соловьёва
- задача создания христианской православной
ф-ии. Выдв-игал идеи софийности и всеединства.
Софийности: Божественная София-преображенная
матерь, к-ая символизирует Россию, это
душа мира. Рос должна родить нового Христа.
Всеединства: продолжает идею софийности.
Всеединство- бытие в Боге, к-ое яв-ся высшей
целью ч-ка и чел-ства. К бытию в Боге нет
внешнего пути, есть только внутренний(вера)
Три абсолютные ценности - благо, истина
и красота - всегда образуют единство,
смысл к-ого - любовь. Любовь - это сила,
к-ая подрывает корни всякого эгоизма,
всякой отдельности. Религиозная ф-ия:
Цель - создать новое идеальное религ-ое
общ-во. Рассматр проблемы добра и зла.
Бердяев - христианский ф-ф, экзистенциалист.
Проблемы: добра и зла, взаимоотношения
Бога и человека. Центральной темой ф-ии
явл ч-к свободный, творческий, а таким
он является лишь в свете божественного.
Космизм к.19-н20 -.Ч-ка явл элементом космич
единства, он способен направить свою
активность на творческое из-менение мироздания.
Для этого ч-к должен совершенствовать
свою внутр природу. Бог создал мир и человека
в нем. Отнош м/ж миром и ч-ком несоверш,
негармоничны и в этом замысел творца
- он тем самым оставил ч-ку возможность
дальнейшего творч развития и совершенств.
мира. Идея всеединства ч-ства и физического
кос-моса.
27.
Диалектика
- учение о всеобщих, универсальных
з-нах взаимосвязи, развития и движения
природы, общ-ва, чел. З-ны диалектики: 1.
Единства и борьбы противоположностей
- указывает на источник, причину развития.
Таким источником явл противоречие, к-ое
возникает когда противоположные стороны
взаимодействуют 2. Перехода кол-венных
изменений в кач-венные - раскрывает механизм
развития. 3. Отрицания отрицания - раскрывает
общее направление развития, его структуру
и форму. Категории: причина и следствие,
необходимость и случайность, возможность
и действенность; единичное, особенное
и общее; содержание и форма; сущность
и явление. Категории диалектики воспроизводят
св-ва и отношения бытия. Начиная с 19 в.,
благодаря интенсивному росту научных
знаний, идея развития, обоснованная философами
все более глубоко проникала в общ-венное
сознание. Решающую роль в утверждении
научно-фил-их представлений о развитии
сыграла теория революции , концепция
биосферы и ноосферы, общая теория систем.
28.
Материя
- то, из чего состоит мир и то, что
фиксируется органами чувств. Структура:
МИКРОМИР:физич.вакуум - кварки и лептоны
- элементарные частицы(протоны) - атомы
- молекулы – микрочастицы МАКРОМИР неживая
природа(макротела-планету-
29.Пространственно-время
структ бытия.
Пространство -взаимное располож. матер.
объектов, их способность занимать объем,
иметь протяженность, их св-во иметь определ.
стр-ру, форму. Время - это длительность
сущ-ния процессов, продолжительность
изменения, смена состояний объектов.
Ритмичность - это всеобщее св-во пространства
и времени. Особенные св-ва пространства:
- трехмерность и симметричность Особенные
свойства времени: - одномерность - однонаправленность
- необратимость В истории ф-ии сущ. две
осн. концепции пространства и времени:1)
Субстанционнальная. Пр-тво и время понимается
как субстанции, т.е. самостоятельное сущ-ние
независ от материальных тел. Пространство
- это пустое вместилище тел, а время как
вместилище событий. 2) Реляционная. Прос-во
и время понимается как особые отношения
м/у объектами и процессами и вне их не
сущ-ют. Пространство и время абсолютны
как всеобщие, бесконечные вечные формы
бытия материи. Они относительны, т.к. их
св-ва зависят от отдельных матер. с-м.
Пр-во обладает колич-ной бесконечностью.
Это не имеющая ни начала ни конца связь
существующих материальных предметов,
процессов. Качественная бесконечность
пространства - это бесконечное многообразие
разл. ур-ней орг-ции материи и их пространственных
св-в. Бесконечность времени связана с
вечностью материи. Конкретные представления
о пространстве и времени меняются с развитием
познания.
30.
понятие природы. Природа
- часть мира, к-ой присуще системность,
организация, целостность.Природа едина
Природу изучают разными способами: мифологический;
религиозный; фил-ий(он обладает с-мой,
анализом, происхождение природы ит.д.);
научный (физика, биология, матем). Отличие
жив и нежив природы: живому присуще клеточное
строение, способность к размножению,
регенерации, приспособляемость, циклы
жизнедеятельности; в природе можно выделить
естественную и искусственную природу.
Естеств-существовала до ч-ка и к-ая сущ
независимо от ч-ка сейчас. Искусств- так
часть природы, к-ая создана ч-ком, т.е.
изменения к-ые внесены в природу со стороны
ч-ка. Восточн понимание природы- они не
отрывают себя от нее, живут в природе
и вместе с ней. Для них Бог-это природа.
Отношение восточн ч-ка гармонич с природой.
Заподное-противопостявляет ч-ка от природы.
Он идет все более искусств путем. Отрезает
себя от природы. В эпоху нов времени
формируется механистич картина-механика
легла в снову всего мировозрен. В 20 веке
поняли, мир более сложный, чем механика,
появ новое представление-синергетический
образ жизни (природа теперь –самоорганизующаяся
с-ма)
24.
Ф-ия на Бел.
Зарожд фил мысли 11-12в. Связано с развитием
гос-ва и нац отношений Скорина - просветитель,
первопечатник, мыслитель-гуммманист,
к-ый трудился во имя народа. Перевел библию
и дал для нее свои коментарии Идеи: терпимости,
просвещения, люб-ви к ближнему, мудрости
и стремлен к познанию, патриотизма и ответственности
за судьбу своей родины, ее спокойствия
и благополучия. Идеи Ф.С. соответствовали
менталитету, кул-ре, традициям бел народа. Будный
- представитель рационализма, просветитель,
протестант. Распространял идеи Реформации,
Просвещения. Отвергал бессмертие Полоцкий
- писатель, мыслитель, поэт, просветитель.
Большую часть жизни провел в Рос. Его
считали западником и не любили его. Выдвинул
идею многоуровневого мира: первообразный
мир (Бог), большой мир (природа), микро-космос
(человек). Все они были представителями
духовной кул-ры.
26Метафизика- поняте ввел
Аристотель. Под этим он понимал понятие
ф-ии, а точнее основу окруж мира(устройство)
Метаф представл собой учение о сущности
мира, о бытии как таковом. Онтология-область
ф-ии, изуч-щая стр-ру окруж нас мира. Осн
за-ны: -антология имеет сой категоральн
аппарат (категор бытия, материи, сознания,
природы, з-на, необходимости и случайности,
причины и следствия. Кач-ва и кол-ва, движения
и покоя, сущности и явл. ит.д.) Ключевой
категор явл категор бытия. Бытие-то, что
реал сущ в окруж нас мире. Сущ идеальн
и материл способы сущ бытия. Формы бытия:
бы-тие материи (Материя – то, из чего состоит
окр. мир, и то, что фиксир. нашими органами),
сознания, природы (Строение мира (уровни),
ч-ка(Ч-к – уникальн. жив. существо, органич.
единство природ. и соц., телесн. и дух.
начал. Ч-к представл. собой итог эволюции
природы.), общ-ва(– мир многогранной дух.-практич.
деят. людей и их взаимоотнош. Об-во – сфера
действия Разума, Памяти и Воли ч-ка. Оно
тесно связано с окр. прир. средой), Бытие
сознания вкл. в себя чувства, идеи, эмоции,
образы, понятия, кот. создаются людьми
в их дух.-практич. жизни – «сознание».
Онтология заним стр-рой и анализом бытия.
31.БИОСФЕРА
и ноосфера
земная оболочка, охваченная жизнью и
обладающая в связи с этим своеобразной
геологической и физико-химической организованностью.
Понятие введено в науку Э. Зюсом и развито
Вернадским, к-рый рассматривал возникновение
жизни на Земле и связанное с ним образование
Б. не как появление отдельных зародышей
в отдельных изолированных точках, а как
мощный единый процесс образования "монолита"
жизни, охвативший всю область планеты,
где име лись соответствующие условия.
С по явлением человеческого об-ва и раз
витием науки и техники Б. закономер но
переходит в ноосферу.НООСФЕРА (греч. nous
разум и sphair сфера, область; сфера разу
ма) область планеты, охваченная ра зумной
человеческой деятельностью, понятие,
введенное в науку Ле-Руа и развитое Вернадским.
С появлением и развитием человеческого
об-ва био сфера закономерно переходит
в Н, поскольку, овладевая з-нами природы
и развивая технику, ч-ство все более преобразует
природу соот ветственно своим потребностям.
Н. имеет тенденцию к непрерывному рас
ширению за счет выхода ч-ка в космос и
проникновения в недра пла неты.