Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.
Философия-любовь к мудрости- 6 век до н.э. ( любовь, мудрость и истина)
Ввёл это понятие Пифагор - «Я любитель мудрости».
Философия занимается 3 вещами - осмыслением природы, общества и человека.( В СССР – мышление)
Современное определение. Ф – мощная информационная система созданная для сбора и анализа материалов, с целью выработать новую информацию и знание по всем направлениям.( Алексеев)
Структура философского знания (состав):
2. Объект и предмет философии.
Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.
Философия, как всякая
наука, имеет свой объект – тот
фрагмент реальности, который изучается
данной наукой, и предмет –
Объект философии
– мир в целом (универсум), предмет
философии – система
объектом философии
(объект есть то, что изучается наукой)
является мир в целом, как единое
целое. Объектом философии являются
основные системы действительности
в целом, например общество в целом
(цивилизация или человек
3. Исторические типы мировоззрения: мифология, теология, религия, философия, наука.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его места в этой системе.
Исторически эта система взглядов складывалась:
4. Понятие бытия в философии.
Бытие – фиксирует основу существования (что мир существует).
Совокупность всего сущего, единство форм и способов существования.
Органическая форма бытия. Форма духовной реальности. Антитез бытия – ничто. Они не могут существовать друг без друга.
Формы бытия:
- материальное (солнечная система)
- идеальное (идея
возникновения солнечной
- Объективное – существование, вне сознания
- субъективное – внутри сознания
Материальный уровень:
- природные, неорганические
- природные, органические (биологического вида)
- Социальные формы бытия
- искусственные формы (инженерные сооружения)
Идеальный уровень:
- объективное идеальное – законы мышления
- субъективное – мечта
Виртуальная реальность
– обладает свойствами объективно-
идеального бытия , в нём первую роль играет
логика, и обладает субъективно- идеальным
бытием . Воспроиз. И свойства материального
бытия.
5. Философия Древнего Востока: Индия, Китай.
Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.
Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".
Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.
Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.
В древнекитайской школе выделяют шесть школ:
Одной из особенностей
древнекитайской философии
Наиболее влиятельной
школой стало конфуцианство. В ней
разработана концепция
6. Философия о природе и материи.
Материя – одно из фундамент. понятий ф. Представления о материи менялись. Античная ф.: материя – то, из чего состоят все вещи. Платон: м. – небытие, разрушающая сила, Аристотель: м. – потенциальность, субстрат. Средневек. ф.: м. – вторична, пассивное начало, преобразованный мрак, хаос. Новое время: м. – природа; вещество как сумма опред. неизменных свойств. XIX-XX вв.: распространение понятия м. на обществ. устройство (общество развивается вследствие матер. деятельности людей). Ф. XX в.: материя – субстанция, лежащая в основе всех явлений и предметов, это объект. реальность. Материя – фил. категория для обозначения объект. реальности, к-рая дается чел. в его ощущениях к-рую он пытается познать, но при этом м. сущ. независимо от чел. Свойства материи: изменчивость (движение), пространственно-временная оформленность, бесконечность, системность, отражение, объективность.
Природа. Античная
ф.: неразделенность природы и чел. Средневек.
ф.: чел. стремится к возвышению над природой,
но подчинен ее законам. Новое время: природа
– объект научного анализа, объект приложения
сил чел. (естествознание, физика и др.).
XX в.: чел. должен руководить ходом природных
процессов на основе разума. Аналитическая
ф.: научный, научно-технический подход
к природе; природа – то, что описывается
совокупностью естественных наук. Герменевтика:
природа включена в бытие. Чел. познает
природу посредством умеренной практич.
деятельности. Природа – многообразие
явлений и предметов, начиная с элементарных
частиц (микромир) и кончая космическими
объектами; совокупность естественных
условий сущ-я чел. и чел. общества.
7. Проблема первоначала в древнегреческой философии.
Милетская школа. (Поиск меры счастья и процветания) Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной.
Фалес: первовещество — вода- архЭ (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз).
Анаксимен — Космические стихии,воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия).
Анаксимандр — апейрон (беспредельное и бесконечное первовещество): мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр.
Гераклит Эфесский — огонь «Человек – это огенное зерно»(причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти). Огонь связан с логосом; первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании.
Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие).
Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.
Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина.
Школа пифагорейцев.
Основатель — Пифагор. Первооснова
мира — число, владеет вещами, моральными
и дух. качествами, создает космический
порядок, это прообраз энергии. В основе
всего — единица (монада): Бог, мужское
начало, зачаточный разум, причина истины;
в геометрии - точка. Диада — неравенство,
раздвоение, символ войны, женское начало;
линия. Столкновение монады и диады —
триада (равновесие) — священное число,
треугольник. Тетраэдр — закладывает
основы мира. Мы живем по правилам чисел.
Пифагор первым употребил понятия «философ»,
«философия». Создал учение о душе.
8. Философское осмысление пространства и времени.
Пространство и время – фил. категории, отображающие основ. формы сущ-я материи. 2 подхода:
- субстанциональный (Декарт, Ньютон): п/в – особые субстанции, к-рые сущ. рядом с материальной и независимо от нее;
- реляционный (Аристотель, Гегель): п/в – формы матер. объектов, несамост. свойства окр. мира; это общие принципы организации любого объекта действительности.
Пространство –
форма бытия материи, к-рая характеризует
ее протяженность, структурность, взаимодействие
элементов во всех матер. системах.
Время – форма бытия материи, к-рая характеризует
продолжительность сущ-я, послед-ть изменения
состояний в развитии всех матер. систем.
Общие свойства: объективность, всеобщность,
вечность и относительность. Различия:
п. – трехмерность, в. – одномерность;
п. – обратимость, в. – необратимость;
п. – разнонаправленность, в. – однонаправленность.
П. и в. неотделимы от материи и друг от
друга.
9. Учение Платона об идеях.
Платон – ученик Сократа. Центр. учение – учение об «идеях»:
- матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);
- все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;
Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.
- идеи дают общую сущность вещей;
- их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;
- идеи – идеальный образ создания вещей;
Идеи располагаются
в виде пирамиды: подножие – идеи
вещей, далее – идеи классов вещей,
наверху – истина, добро, красота.
10. Движение и развитие как философские категории.
Движение как философская
категория служит для обозначения фундаментального
свойства материи существовать и проявлять
себя в перемещении, взаимодействии, изменении,
через которые она формирует свои объекты
и процессы, а также воздействует на наши
органы чувств. Механич. подход: д. – простое
перемещение в пространстве. Античность:
концепции абсолютного покоя (ф. элейцев)
и абсолютного д. Материализм: движение
материи – самодвижение, следствие противоречия
между устойчивостью и изменчивостью.
Новое время: появление понятий время,
скорость, масса, расстояние. Количество
движения – импульс. Закон сохранения
движения: суммарное количество д. при
взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс:
д. постоянно в количестве и в качестве.
5 форм д. материи: механическая, физическая,
химическая, биологическая, социальная.
Одни формы д. превращаются в другие, и
этот процесс бесконечен. Формы д. переходят
друг в друга, но никогда движение не сменяется
абсолютным покоем. Любой покой - тоже
д., при котором не нарушается качественная
специфика предмета. Покой, как и д., явл.
необходимым условием развития мира. Покой
относителен, а движение абсолютно. Особым
видом д. считается развитие. Развитие
- это такое количественно-качественное
изменение объекта или его состояния,
которое характеризуется направленностью,
определенными закономерностями и необратимостью.
Под развитием в общем случае понимаются
необратимые, направленные качественные
изменения. Развитие бывает прогрессивным
(переход от низшего к высшему) и регрессивным.