Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы на Философию.docx

— 87.12 Кб (Скачать)
 

28. Общество как объект  философского познания.

Вопросы обществ. развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась спец. фил. дисциплина - социальная ф. Главные концепции: социологический идеализм, географизм, историч. материализм, биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм в социологии: признание первичности дух. стороны обществ. развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистич. тенденции в обществоведении: поиск матер. оснований историч. процесса (геогр. условия, орудия труда, экономич. отношения и др.). Историч. материализм: теоретич. основа – материалистич. понимание истории. Важными проблемами соц. ф. явл.: деятельность чел., соотношение объект. закономерностей обществ. развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и чел. обогащают соц. ф., явл. условием ее дальнейшего развития. Общество – целостный организм. Оно развивается в результате объект. причин. Общество постоянно изменяется. У общества есть субстрат – население, к-рое оказывает влияние на общество. Закономерности населения:

- количественно увелич.;

- пространственно  расширяется;

- увеличивается продолжительность  жизни;

- качественно прогрессирует;

- постоянно меняет  формы общностей;

Общество (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии соц. организаций, институтов, групп. В узком смысле –исторически конкретный тип соц. системы (первобытное, капиталистич.), опред. форма соц. отношений. 

29. Этапы формирования  русской философской  мысли. Основная  проблематика русской  философии.

Ф. России – органическая часть всемирной ф. + самобытные подходы. 5 периодов:

1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты:

- синкретизм (нерасчлененность);

- многообразие подходов  к решению проблем;

- теистичность (под влиянием церковного мировоззрения);

2) Ф. эпохи Просветительства (XV – XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) – идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) – идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси – проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода – учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) – вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев – материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство – об историч. судьбе России. С. – 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути.

3) Кон. XIX – нач. XX вв. П.Л. Лавров – позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре – понятие личности. Личность – некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. Религиозная ф. – В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог – некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа – творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов – «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине – в религии. Материалистическое направление – Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление – отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением.

4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция – идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя.

5) Кон. XX – нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции – этический хар-р русской ф.

В русской ф. всегда присутствует дух свободы.       

30. Сознание как философская  проблема.

Сознание – высший уровень психич. активности чел. в форме чувств, рац. образов, к-рые отраж. реальность и предвосхищают деятельность чел. Обращение к философии сознания началось еще в античности. Пифагор обратился к учению о душе (душа бессмертна, перемещается в др. тела). С. – проявление души. Идеализм: с. первично, материя вторична. Дуализм: материя и с. – самост., равноценные начала. Диалектический материализм: материя первична, с. вторично. 

Изучать сознание трудно, т.к.:

- оно нематериально,  не наблюдаемо, не может быть  объяснено с помощью понятий;

- любые теоретич. рассуждения несут отпечаток субъективности;

Свойства сознания:

- идеальность (нематериально): образы, понятия сущ. в идеальной  форме;

- целостность: каждый  факт с. оказывает влияние на  все с., органически вплетается в него;

- открытость: бесконеч. потенциальная возможность воспринимать новые идеи;

- избирательность:  ценностное отношение к действительности;

- обладает творчеством:  способно создавать новые образы, понятия;

- явл. отражением (психич.): отражение – свойство материи;

С. отражает не только образную картину мира, но и сущностную (выраж.  в словах). 

31. Закономерности исторического  развития в осмыслении  немецкой и русской  философии ХIХ века.

Немецкая  ф. Гегель: историю движут противоречия между нац. духами, которые суть — мысли и проекции Абсолют. Духа. Когда у Абсолют. Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолют. Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Шпенглер: отвергал общепринятую условную периодизацию истории. Культурологическая концепция: умирание культуры – переход к цив-ции (культура древней Греции – цив-ция древнего Рима). Отрицает понятие историч. прогресса. История распадается на ряд независимых замкнутых цикличных культур. Марксизм: история – смена общественно-экономич. формаций (первобытно-общинная, рабовлад., феодальная, капиталистич., коммунистич.). Русская ф. Данилевский -  концепция культурно-историч. типа, 4 основы: религия, культура, политика, общественно-экономич. уклад. 10 культурно-историч. типов: египет., китайский, индийский, греческий, европ. и др.      

32. Категория ценности. Проблема идеала  в философии.

Античная ф.: ценность отождествлялась с бытием. Сократ, Платон: благо, справедливость – главные  критерии истинного бытия. Попытка  классифицировать ценности. Аристотель: самодостаточные ц. (чел., счастье, справедливость) и относительные ц. (их постижение зависит от мудрости чел). Средневек. ф.: ц. – религиозный хар-р, связаны с божеств. сущностью. Возрождение: ц. гуманизма и свободомыслия. Новое время: позиции рационализма. Кант – первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага. Вторая половина XIX в. – фил. определение понятия ц. Аксиология – наука о ценностях; ценности –опред. нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения. Основ. характ-ки сущности ц.:

- ц. социальна по своей сути, имеет субъективно-объективный хар-р;

- ц. возникает  в ходе практич. деятельности чел.;

- ценность и значимость  – разные понятия; значимость  характеризует степень интенсивности  ценностного отношения, более  широкое понятие, чем ц., ц. –  положительная з.;

2 свойства ц.:

- функциональное  значение – совокупность общественно  значимых свойств, функций предмета  или идеи, к-рые делают их ценными;

- личностный смысл  – отношение ц. к потребностям  чел. 

33. Понятие всеединства  и соборности в  русской философии.

Соборность – славянофилы. Соборность – множество, объединенное в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную дух. самост-ть. С. противоположна индивидуализму, разобщенности. Отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая авторитет церковных иерархов. Ее неотъемлемый признак – свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Истина дается только соборному сознанию.

Всеединство – Соловьев. Центр идея учения - идея положительного всеединства или "всеединого сущего" (совершенный синтез истины, добра и красоты). Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного; обладает признаками безусловности и всецелостности. Чел. должен изменять природу до ее одухотворения. Цель истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. В обществе идея "всеединства" -богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь. 

34. Природное, социальное и духовное в человеке.

Чел. имеет био-социально-духовную природу:

- живое существо  со свойственными ему общими  чертами, присущими чел. роду;

- обладает собств. внутр. дух. миром, свойственны чувство, воля;

- соц. существо, раскрывающее  свои сущностные черты в коллективе, в процессе общения;

Марксизм: чел. явл. непосредственно природным существом, биол. природа чел. как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека. Марксистско-ленинская ф.: значение соц. факторов наряду с биол. - те, и другие играют качественно разные роли в определении чел. сущности и природы.  

35. «Русская идея»  в отечественной  философии.

Понятие «русская идея»  было выдвинуто Соловьевым и глубоко  рассмотрено Николаем Александровичем  Бердяевым. Оно включает: особенности  русского сознания, вопрос о месте  русского народа в мировой истории  и исторической судьбе России. Бердяев  – христ. экзистенциализм: проблема свободы (выбор), «Чувство вины за все завершающееся вокруг него – чувство свободного человека». Проблема духовности, смысла жизни и смерти. Личность первичнее бытия. Главное в чел. то, что определяется его внутр. миром. Личность – категория религиозного сознания.

Одной из основ. проблем, волновавших Бердяева, была «русская идея». В его «русской идее» нет строгой последоват-ти, но зато присутствует образность и контрастность:

- восточное и западное в русской душе;

- язычество и православие;

- анархизм и подавление  свободы;

- странничество и  застой;

В душе русского народа – необъятность (геогр. положение), не знает меры. Рос. истории характерна прерывность. Определяющее значение на формирование русской идеи оказывал противоречивый хар-р русской души. Внесли вклад: Филофей (Москва – третий Рим), Чаадаев, славянофилы, Хомяков (идея о соборности), Пушкин, Толстой, Достоевский, Соловьев и др.  Эта идея народная: соответствует хар-ру и призванию русского народа. Русские люди продолжают искать правду, смысл жизни. Русские призваны играть достойную роль в истории мира. Это идея братства народов.    

36. Философия о соотношении  знания и веры  в познании мира. Философия и религия. 

37. Основные направления в философии ХХ-ХХI века. 
Ф. XX в. – основные черты:

- наличие разнообразных  школ;

- отказ от рационализма, позиции иррационализма;

- антропологический хар-р (проблема чел.);

- противоречивое  отношение к науке: сциентизм  и антисциентизм;

- развитие религиозной ф.;

- противостояние  ф. марксизма (идеологическое);

«Ф. жизни» - Вильгельм Дильтей. Основ. задача ф. – постижение жизни. Дух – индивид. сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель: жизнь – непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры (ее судьба трагична).

Феноменология (Эдмунд Гуссерль) – учение об особом состоянии сознания (чистое сознание – формируется феноменами).

Фрейдизм. Психика - нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам, а управляемое особыми, вечными психич. силами, лежащими за пределами сознания. Все психич. состояния, все действия чел., а затем и все историч события и обществ. явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. Неотомизм – фил. учение католической церкви. Предмет: бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности чел. божеств. началу. Принципы: гармония веры и разума, подчинение ф. и науки теологии, сознат. сопротивление тенденциям обновления.   

38. Философское понимание  сущности и назначения  искусства. Эстетика  в системе философского  знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"