Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
28. Общество как объект философского познания.
Вопросы обществ. развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась спец. фил. дисциплина - социальная ф. Главные концепции: социологический идеализм, географизм, историч. материализм, биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм в социологии: признание первичности дух. стороны обществ. развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистич. тенденции в обществоведении: поиск матер. оснований историч. процесса (геогр. условия, орудия труда, экономич. отношения и др.). Историч. материализм: теоретич. основа – материалистич. понимание истории. Важными проблемами соц. ф. явл.: деятельность чел., соотношение объект. закономерностей обществ. развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и чел. обогащают соц. ф., явл. условием ее дальнейшего развития. Общество – целостный организм. Оно развивается в результате объект. причин. Общество постоянно изменяется. У общества есть субстрат – население, к-рое оказывает влияние на общество. Закономерности населения:
- количественно увелич.;
- пространственно расширяется;
- увеличивается
- качественно прогрессирует;
- постоянно меняет формы общностей;
Общество (в широком
смысле) – совокупность исторически сложившихся
форм совместной деятельности людей; особая,
высшая ступень развития живых систем,
которая проявляется в функционировании
и развитии соц. организаций, институтов,
групп. В узком смысле –исторически конкретный
тип соц. системы (первобытное, капиталистич.),
опред. форма соц. отношений.
29. Этапы формирования русской философской мысли. Основная проблематика русской философии.
Ф. России – органическая часть всемирной ф. + самобытные подходы. 5 периодов:
1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты:
- синкретизм (нерасчлененность);
- многообразие подходов к решению проблем;
- теистичность (под влиянием церковного мировоззрения);
2) Ф. эпохи Просветительства (XV – XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) – идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) – идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси – проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода – учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) – вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев – материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство – об историч. судьбе России. С. – 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути.
3) Кон. XIX – нач. XX вв. П.Л. Лавров – позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре – понятие личности. Личность – некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. Религиозная ф. – В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог – некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа – творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов – «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине – в религии. Материалистическое направление – Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление – отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением.
4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция – идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя.
5) Кон. XX – нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции – этический хар-р русской ф.
В русской ф. всегда
присутствует дух свободы.
30. Сознание как философская проблема.
Сознание – высший уровень психич. активности чел. в форме чувств, рац. образов, к-рые отраж. реальность и предвосхищают деятельность чел. Обращение к философии сознания началось еще в античности. Пифагор обратился к учению о душе (душа бессмертна, перемещается в др. тела). С. – проявление души. Идеализм: с. первично, материя вторична. Дуализм: материя и с. – самост., равноценные начала. Диалектический материализм: материя первична, с. вторично.
Изучать сознание трудно, т.к.:
- оно нематериально, не наблюдаемо, не может быть объяснено с помощью понятий;
- любые теоретич. рассуждения несут отпечаток субъективности;
Свойства сознания:
- идеальность (нематериально): образы, понятия сущ. в идеальной форме;
- целостность: каждый факт с. оказывает влияние на все с., органически вплетается в него;
- открытость: бесконеч. потенциальная возможность воспринимать новые идеи;
- избирательность:
ценностное отношение к
- обладает творчеством:
способно создавать новые
- явл. отражением (психич.): отражение – свойство материи;
С. отражает не только
образную картину мира, но и сущностную
(выраж. в словах).
31. Закономерности исторического развития в осмыслении немецкой и русской философии ХIХ века.
Немецкая
ф. Гегель: историю движут противоречия
между нац. духами, которые суть — мысли и
проекции Абсолют. Духа. Когда у Абсолют.
Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолют.
Идее Себя, а история закончится и настанет
Царство Свободы. Шпенглер: отвергал общепринятую
условную периодизацию истории. Культурологическая
концепция: умирание культуры – переход
к цив-ции (культура древней Греции – цив-ция
древнего Рима). Отрицает понятие историч.
прогресса. История распадается на ряд
независимых замкнутых цикличных культур.
Марксизм: история – смена общественно-экономич.
формаций (первобытно-общинная, рабовлад.,
феодальная, капиталистич., коммунистич.).
Русская ф. Данилевский - концепция
культурно-историч. типа, 4 основы: религия,
культура, политика, общественно-экономич.
уклад. 10 культурно-историч. типов: египет.,
китайский, индийский, греческий, европ.
и др.
32. Категория ценности. Проблема идеала в философии.
Античная ф.: ценность отождествлялась с бытием. Сократ, Платон: благо, справедливость – главные критерии истинного бытия. Попытка классифицировать ценности. Аристотель: самодостаточные ц. (чел., счастье, справедливость) и относительные ц. (их постижение зависит от мудрости чел). Средневек. ф.: ц. – религиозный хар-р, связаны с божеств. сущностью. Возрождение: ц. гуманизма и свободомыслия. Новое время: позиции рационализма. Кант – первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага. Вторая половина XIX в. – фил. определение понятия ц. Аксиология – наука о ценностях; ценности –опред. нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения. Основ. характ-ки сущности ц.:
- ц. социальна по своей сути, имеет субъективно-объективный хар-р;
- ц. возникает в ходе практич. деятельности чел.;
- ценность и значимость
– разные понятия; значимость
характеризует степень
2 свойства ц.:
- функциональное
значение – совокупность
- личностный смысл
– отношение ц. к потребностям
чел.
33. Понятие всеединства и соборности в русской философии.
Соборность – славянофилы. Соборность – множество, объединенное в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную дух. самост-ть. С. противоположна индивидуализму, разобщенности. Отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая авторитет церковных иерархов. Ее неотъемлемый признак – свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Истина дается только соборному сознанию.
Всеединство – Соловьев.
Центр идея учения - идея положительного
всеединства или "всеединого сущего"
(совершенный синтез истины, добра и красоты).
Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного;
обладает признаками безусловности и
всецелостности. Чел. должен изменять
природу до ее одухотворения. Цель истории
- единство бога и внебожественного мира,
возглавляемого человечеством. В обществе
идея "всеединства" -богочеловеческий
союз людей, как некая вселенская церковь.
34. Природное, социальное и духовное в человеке.
Чел. имеет био-социально-духовную природу:
- живое существо со свойственными ему общими чертами, присущими чел. роду;
- обладает собств. внутр. дух. миром, свойственны чувство, воля;
- соц. существо, раскрывающее
свои сущностные черты в
Марксизм: чел. явл. непосредственно
природным существом, биол. природа чел.
как нечто исходное, хотя и недостаточное
для объяснения истории и самого человека.
Марксистско-ленинская ф.: значение соц.
факторов наряду с биол. - те, и другие играют
качественно разные роли в определении
чел. сущности и природы.
35. «Русская идея» в отечественной философии.
Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьевым и глубоко рассмотрено Николаем Александровичем Бердяевым. Оно включает: особенности русского сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории и исторической судьбе России. Бердяев – христ. экзистенциализм: проблема свободы (выбор), «Чувство вины за все завершающееся вокруг него – чувство свободного человека». Проблема духовности, смысла жизни и смерти. Личность первичнее бытия. Главное в чел. то, что определяется его внутр. миром. Личность – категория религиозного сознания.
Одной из основ. проблем, волновавших Бердяева, была «русская идея». В его «русской идее» нет строгой последоват-ти, но зато присутствует образность и контрастность:
- восточное и западное в русской душе;
- язычество и православие;
- анархизм и подавление свободы;
- странничество и застой;
В душе русского народа
– необъятность (геогр. положение),
не знает меры. Рос. истории характерна
прерывность. Определяющее значение на
формирование русской идеи оказывал противоречивый
хар-р русской души. Внесли вклад: Филофей
(Москва – третий Рим), Чаадаев, славянофилы,
Хомяков (идея о соборности), Пушкин, Толстой,
Достоевский, Соловьев и др. Эта идея
народная: соответствует хар-ру и призванию
русского народа. Русские люди продолжают
искать правду, смысл жизни. Русские призваны
играть достойную роль в истории мира.
Это идея братства народов.
36.
Философия о соотношении
знания и веры
в познании мира.
Философия и религия.
37.
Основные направления
в философии ХХ-ХХI века.
Ф. XX в. – основные
черты:
- наличие разнообразных школ;
- отказ от рационализма, позиции иррационализма;
- антропологический хар-р (проблема чел.);
- противоречивое отношение к науке: сциентизм и антисциентизм;
- развитие религиозной ф.;
- противостояние ф. марксизма (идеологическое);
«Ф. жизни» - Вильгельм Дильтей. Основ. задача ф. – постижение жизни. Дух – индивид. сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель: жизнь – непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры (ее судьба трагична).
Феноменология (Эдмунд Гуссерль) – учение об особом состоянии сознания (чистое сознание – формируется феноменами).
Фрейдизм. Психика
- нечто самостоятельное, существующее
параллельно материальным процессам,
а управляемое особыми, вечными психич.
силами, лежащими за пределами сознания.
Все психич. состояния, все действия чел.,
а затем и все историч события и обществ.
явления Фрейд подвергает психоанализу,
т.е. истолковывает как проявление бессознательных
влечений. Неофрейдизм: истолковывает
психич. нормы как приспособление личности
к социальной среде. Неотомизм – фил.
учение католической церкви. Предмет:
бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности
чел. божеств. началу. Принципы: гармония
веры и разума, подчинение ф. и науки теологии,
сознат. сопротивление тенденциям обновления.
38. Философское понимание сущности и назначения искусства. Эстетика в системе философского знания.