Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
11. Аристотель как первый систематизатор философии и науки.
Считал, что философия должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развития матер. и дух. миров:
- наука изучает материальное, ф. – одновременно и материальное, и идеальное;
- изучение идеального – конечная цель ф.;
- ф. становится
теологией, т.к. идеальное
Критиковал Платона: идеи – лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах.
Дуалистическое учение о бытии: для сущ-я мира необходимы 2 первоначала – материальное и идеальное:
- материя – пассивное начало;
- форма – активное начало, первая сущность, а конечной формой всех форм явл. Бог;
Душа – причина и начало чел. тела.
Гносеология:
- возможность познания мира;
- противоп. рациональное чувственному;
- различал пассивный разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир);
Различал 3 типа наук:
1) Теоретические (Знание ради знаний) Науки: метафизика, физика, математика
2) Практические (Добиваются
знания ради достижения
3) Продуктивные (Производство
объектов)
Четыре первопричины:
1) Формальная
2) Материальная
3) Действующая
4) Финальная
12. Проблема познания в философии. Познание, творчество, практика.
Познание – процесс
получения сведений о еще неизвестных
свойствах природы. В процессе п.
чел. реализует свои внеприродные способности.
П. начинается с чувственного: ощущения
-> восприятие (целостное отображение
объектов) -> представления. Все чувств.
п. – результат обществ. практики. Абстрактно-логическое
п.: элемент. форма – понятие (несет смысл).
Главный вопрос: отношение знания о мире
к самому миру. Агностицизм: познание возможно
лишь как знание о явлениях или собств.
чувствах. Гносеология: источник познания
– сущ. независимо от сознания объект.
реальность. Результат любого п. – образ
– идеальное обобщение сущностных отношений
объекта. П. – активный процесс. Проблема
п. – получение адекватных знаний или
истины. Истина: абсолютная (те знания,
к-рые никогда не меняются) – относительная
(подчеркивает уровень знаний на сегодняшний
день); объективная – субъективная.
13. Философские школы поздней античности.
Киники. Основатель – Антисфен. Диоген. Главная проблема – смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья – пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно – духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг - стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце).
Киренаики – осн. в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. гедонизм: счастье – в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии.
Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Главная цель ф. – счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. – чувств. существо; главная жизненная задача чел. – достижение счастья и душевной невозмутимости.
Лукреций. Основ. цель ф. – избавление чел. от страха загробного наказание (через познание природы). 2 вопроса: смертность души, невозможности богов повлиять на жизнедеятельность чел. Отрицал влияние богов на природу. Наименьшие частицы природы вечны, явл. первоосновой мира. Душа также телесна: отлич. от других физич. тел лишь формой атомов.
Скептицизм. Пирроном, Аркесилай. Указывали на относительность чел. познания. Истина только субъективна. Ф. индивидуализма. 3 вопроса-ответа:
- какими есть все вещи? – каждая вещь явл. не более такой, чем какой-либо иной;
- как чел. должен относиться к предметам мира? – зная, что противоп. суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый чел. будет воздерживаться от любых суждений о них;
- какую выгоду
получает чел. от своего
Стоицизм. Основатель – Зенон. Стоицизм – фил. школа в основном этической направленности. Призывали к терпению, мужеству, спокойствию.
- весь мир – единое тело, насквозь пронизанное активным началом (Бог);
- каждое событие
– необходимое звено
- благодаря «творческому
огню» (Бог) в мире властвует
фатум – неумолимый закон
- чел. должен сознательно,
разумно познать свое место
в мироустройстве, должен постичь,
какое поведение отвечает его
собственной природе;
14. Проблема человека в философии.
Проблема чел. занимает центр. место в ф., к-рая изучает чел. всесторонне, как биосоц. целостность, изучает: природу и возможности чел. разума, особенности ощущений, соотношение биологического и соц. в чел, разнообразные проявления дух. мира чел. и т.п. Фил. антропология – фил. учение о чел. Античная ф.: космологизм в понимании чел. Милетская школа: чел. содержит в себе все основ. элементы стихии, космоса. Демокрит: чел. явл. микрокосмосом. Софисты: чел. в условиях социокультурного бытия. Платон: различ. в чел. бессмертную душу и тело. Аристотель: чел. – вершина мировой иерархии, внутренне связан с природой, но также ей противостоит. Средневек. ф.: соотношение между Богом и чел. Августин Блаженный – понятие личности: чел., созданный по образу Творца, тоже явл. личностью. Но: идея грехопадения. Возрождение: чел. – главный предмет дух. поисков. Превыше всего – своеобразие и уникальность индивидуума; идея о самодостаточности и автономности личности. Новое время: всеобщая природа, соц. сущность, универсальность чел. Декарт: сущность чел. связана с его мышлением. Немецкая классич. ф.: чел. – субъект дух. деятельности, идеальное начало. Кант: моральный хар-р природы чел. Гегель: духовность чел. Фейербах: любовь к ближнему; чел. – природное существо, высшая ступень природного саморазвития; чел. – неизменное, абсолютное. Марксистская ф.: чел. – продукт и субъект общественно-практической деятельности; чел. саморазвивает себя в процессе историч. и культур. жизни. Трудовая теория происхождения чел.: от биологического к социальному. Нач. XX в. – множество концепций: биологические (психологизм, натурализм, волюнтаризм), социальные (социологизм), спиритуализм (в основе сущности чел. – его внутр. дух. мир).
Важность решения проблемы чел. связана с тем, что чел. - творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле.
Фил. понимание чел.
никогда не станет однозначным (противоречивость
бытия).
15. Философия средневековой Европы. Патристика и схоластика.
Характ. черты:
- чел. жил в ожидании смерти, в страхе перед ней;
- чел. утверждался, растворяясь в обществе (гордыня – страшный грех);
- главные объекты ф. – Бог и религия;
Теоцентризм: центром всего явл. Бог. Монотеизм: признание лишь одного Бога. Идея богочеловека: Иисус Христос – и бог, и чел. Креационизм: идея сотворения мира Богом из ничего; возвышение Бога над природой. Идея всеобщего равенства.
Патристика: «отцы церкви». Основы христ. и средневек. ф. 3 периода: апостольский период, апологетика (защита христ-ва от языческой ф. – Юстин, Татиан), зрелая патристика (восточная и западная). Августин Блаженный. "О граде Божьем" Разработал учение о свободе воли. Душа нематер., бессмертна, свободна в своих решениях. Первенство веры перед разумом. Безоговорочный авторитет церкви как послед. инстанции в утверждении любой истины. Наука подчинена мудрости. Принципиально новое линейное толкование времени: движение от прошлого к будущему. История – короткий промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» царством Бога на земле.
Схоластика – школьная
ф. В отличие от отцов церкви, опиравшихся
на собственный разум и интуицию, схоластики
использовали рациональные пути познания
Бога. 2 периода: ранняя схоластика (Ансельм,
Иоанн Росцелин) и зрелая, классическая
схоластика (Фома Аквинский "Сумма философии"
("Против язычников"). Задача ф. –
познание Бога (через природу). Проблема
единичного и общего – спор об универсалиях.
Реализм: общие понятия не явл. отображением
предметов и явлений, а составляют субстанцию
вещей. Универсалии существуют до вещей,
представляя собой мысли, идеи в божественном
разуме. Последователи: Аврелий Августин,
Ансельм Кентерберийский. Номинализм:
общие понятия - только имена; они не обладают
никаким самостоятельным существованием
и образуются нашим умом путем абстрагирования
некоторых признаков, общих для целого
ряда вещей. Универсалии существуют не
до вещей, а после вещей. Пьер Абеляр. Концептуалисты
занимали промежуточную позицию между
реалистами и номиналистами: бытие есть
самостоятельные вещи внутри своей сущности.
16. Философская проблема свободы человека.
Свобода – одна из
основ. фил. категорий, к-рая характеризует
сущность чел., состоящую в его способности
мыслить и действовать в соответствии
со своими намерениями и интересами, а
не вследствие принуждения. Античная ф.:
свобода – смысл и цель чел. сущ-я. Средневек.
ф.: свобода разума и поступков возможна
только в рамках церковных догматов. Новое
время: свобода – естественное состояние
чел., путь к соц. равенству и справедливости.
Немецкая классич. ф. (Кант): свобода –
недоступная чувств. познанию сущность
чел. Экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева:
связь свободы с природной или соц.;
необходимостью лишает подлинную свободу
всякого смысла; свобода - творчество,
созидание. Свобода – фундамент. ценность
для чел., но она должна иметь свои границы,
к-рые связаны с интересами другого чел.
17. Философия эпохи Возрождения.
Характ. черты:
- движение к освобождению
от господства религии и
- возвращение к античному культ. наследию;
- в центре внимания – проблема чел. (антропоцентрическое мышление);
- появление гуманизма как идейного движения;
- возрастание интереса
к природе (развитие
Гуманизм (человечность). Родоначальник – Франческо Петрарка. Содержанием подлинной ф. должны стать науки о человеке. Гуманисты (Лоренцо Вала, Пьетро Помпонацци) вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Гуманисты – в большинстве верующие, но выдвигали чел. на первый план.
Ренессанс и Реформация. Начало XVI в. - крупнейший кризис римско-католической церкви. (продажа индульгенций). Мартин Лютер – «95 тезисов против индульгенций». Начало Реформации - движения за обновление веры. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. Общее: неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. Но Реформация - протест против ренессансного возвеличивания человека: перед лицом бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись; вся жизнь человека должна быть покаянием, следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Формированию новой, предпринимательской этики, "дух капитализма", становление капиталистических отношений.
Натурфилософия:
- пантеизм: «природа – это Бог, разлитый в вещах»;
- осознание бесконечности природы, Вселенной;
- органический взгляд на Вселенную: мир – живое существо, наделенное душой;
- взаимосвязь «микрокосма» (чел.) и «макрокосма» (Вселенная);
- обращение к магии, алхимии, астрологии;
Изменение образа мира
и представлений о науке. Н. Коперник
– гелиоцентрическая картина
мира. Г. Галилей – деистическая
модель мира. Николай Кузанский: Бог
– абсолют, пребывающий в единстве
с миром; признание движения Земли. Джордано
Бруно – тезис о бесконечности Вселенной,
в ней происходит непрерывное движение
(естеств. хар-р); природа – Бог в вещах.
Л. да Винчи: смысл научной деятельности
– в ее практической пользе чел; искусство
служит познанию реального мира. Основной
признак эпохи Возрождения – ее светская,
земная направленность.