Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы на Философию.docx

— 87.12 Кб (Скачать)

11. Аристотель как  первый систематизатор  философии и науки.

Считал, что философия  должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развития матер. и дух. миров:

- наука изучает  материальное, ф. – одновременно и материальное, и идеальное;

- изучение идеального – конечная цель ф.;

- ф. становится  теологией, т.к. идеальное есть  Бог;

Критиковал Платона: идеи – лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах.

Дуалистическое учение о бытии: для сущ-я мира необходимы 2 первоначала – материальное и идеальное:

- материя – пассивное  начало;

- форма – активное  начало, первая сущность, а конечной  формой всех форм явл. Бог;

Душа – причина  и начало чел. тела.

Гносеология:

- возможность познания  мира;

- противоп. рациональное  чувственному;

- различал пассивный  разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир);

Различал 3 типа наук:

1) Теоретические  (Знание ради знаний) Науки: метафизика, физика, математика

2) Практические (Добиваются  знания ради достижения морального  совершенствования)

3) Продуктивные (Производство объектов) 

Четыре первопричины:

1) Формальная

2) Материальная

3) Действующая

4) Финальная 
 

12. Проблема познания  в философии. Познание, творчество, практика.

Познание – процесс  получения сведений о еще неизвестных  свойствах природы. В процессе п. чел. реализует свои внеприродные способности. П. начинается с чувственного: ощущения -> восприятие (целостное отображение объектов) -> представления. Все чувств. п. – результат обществ. практики. Абстрактно-логическое п.: элемент. форма – понятие (несет смысл). Главный вопрос: отношение знания о мире к самому миру. Агностицизм: познание возможно лишь как знание о явлениях или собств. чувствах. Гносеология: источник познания – сущ. независимо от сознания объект. реальность. Результат любого п. – образ – идеальное обобщение сущностных отношений объекта. П. – активный процесс. Проблема п. – получение адекватных знаний или истины. Истина: абсолютная (те знания, к-рые никогда не меняются) – относительная (подчеркивает уровень знаний на сегодняшний день); объективная – субъективная.  

13. Философские школы  поздней античности.

Киники. Основатель – Антисфен. Диоген. Главная проблема – смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья – пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно – духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг - стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце).

Киренаики – осн. в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. гедонизм: счастье – в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии.

Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Главная цель ф. – счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. – чувств. существо; главная жизненная задача чел. – достижение счастья и душевной невозмутимости.

Лукреций. Основ. цель ф. – избавление чел. от страха загробного наказание (через познание природы). 2 вопроса: смертность души, невозможности богов повлиять на жизнедеятельность чел. Отрицал влияние богов на природу. Наименьшие частицы природы вечны, явл. первоосновой мира. Душа также телесна: отлич. от других физич. тел лишь формой атомов.

Скептицизм. Пирроном, Аркесилай. Указывали на относительность чел. познания. Истина только субъективна. Ф. индивидуализма. 3 вопроса-ответа:

- какими есть все  вещи? – каждая вещь явл. не более такой, чем какой-либо иной;

- как чел. должен  относиться к предметам мира? – зная, что противоп. суждения  о предметах мира в равной  степени достоверны, мудрый чел.  будет воздерживаться от любых  суждений о них;

- какую выгоду  получает чел. от своего отношения  к предметам мира? см. выше => достигается  высшее блаженство;

Стоицизм. Основатель – Зенон. Стоицизм – фил. школа в основном этической направленности. Призывали к терпению, мужеству, спокойствию.

- весь мир –  единое тело, насквозь пронизанное  активным началом (Бог);

- каждое событие  – необходимое звено незыблемой  цепи постоянных преобразований;

- благодаря «творческому  огню» (Бог) в мире властвует  фатум – неумолимый закон судьбы, судьба явл. предначертанной, чел. не следует сопротивляться фатуму;

- чел. должен сознательно,  разумно познать свое место  в мироустройстве, должен постичь,  какое поведение отвечает его  собственной природе; 

14. Проблема человека  в философии.

Проблема чел. занимает центр. место в ф., к-рая изучает чел. всесторонне, как биосоц. целостность, изучает: природу и возможности чел. разума, особенности ощущений, соотношение биологического и соц. в чел, разнообразные проявления дух. мира чел. и т.п. Фил. антропология – фил. учение о чел. Античная ф.: космологизм в понимании чел. Милетская школа: чел. содержит в себе все основ. элементы стихии, космоса. Демокрит: чел. явл. микрокосмосом. Софисты: чел. в условиях социокультурного бытия. Платон: различ. в чел. бессмертную душу и тело. Аристотель: чел. – вершина мировой иерархии, внутренне связан с природой, но также ей противостоит. Средневек. ф.: соотношение между Богом и чел. Августин Блаженный – понятие личности: чел., созданный по образу Творца, тоже явл. личностью. Но: идея грехопадения. Возрождение: чел. – главный предмет дух. поисков. Превыше всего – своеобразие и уникальность индивидуума; идея о самодостаточности и автономности личности. Новое время: всеобщая природа, соц. сущность, универсальность чел. Декарт: сущность чел. связана с его мышлением. Немецкая классич. ф.: чел. – субъект дух. деятельности, идеальное начало. Кант: моральный хар-р природы чел. Гегель: духовность чел. Фейербах: любовь к ближнему; чел. – природное существо, высшая ступень природного саморазвития; чел. – неизменное, абсолютное. Марксистская ф.: чел. – продукт и субъект общественно-практической деятельности; чел. саморазвивает себя в процессе историч. и культур. жизни. Трудовая теория происхождения чел.: от биологического к социальному. Нач. XX в. – множество концепций: биологические (психологизм, натурализм, волюнтаризм), социальные (социологизм), спиритуализм (в основе сущности чел. – его внутр. дух. мир).

Важность решения  проблемы чел. связана с тем, что  чел. - творец истории общества, субъект  всего многообразия видов деятельности и  без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем  повысилась  ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение  природы  и сохранение жизни на Земле.

Фил. понимание чел. никогда не станет однозначным (противоречивость бытия). 
 

15. Философия средневековой  Европы. Патристика  и схоластика.

Характ. черты:

- чел. жил в  ожидании смерти, в страхе перед  ней;

- чел. утверждался,  растворяясь в обществе (гордыня  – страшный грех);

- главные объекты  ф. – Бог и религия;

Теоцентризм: центром всего явл. Бог. Монотеизм: признание лишь одного Бога. Идея богочеловека: Иисус Христос – и бог, и чел. Креационизм: идея сотворения мира Богом из ничего; возвышение Бога над природой. Идея всеобщего равенства.

Патристика: «отцы церкви». Основы христ. и средневек. ф. 3 периода: апостольский период, апологетика (защита христ-ва от языческой ф. – Юстин, Татиан), зрелая патристика (восточная и западная). Августин Блаженный. "О граде Божьем" Разработал учение о свободе воли. Душа нематер., бессмертна, свободна в своих решениях. Первенство веры перед разумом. Безоговорочный авторитет церкви как послед. инстанции в утверждении любой истины. Наука подчинена мудрости. Принципиально новое линейное толкование времени: движение от прошлого к будущему. История – короткий промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» царством Бога на земле.

Схоластика – школьная ф. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. 2 периода: ранняя схоластика (Ансельм, Иоанн Росцелин) и зрелая, классическая схоластика (Фома Аквинский "Сумма философии" ("Против язычников"). Задача ф. – познание Бога (через природу). Проблема единичного и общего – спор об универсалиях. Реализм: общие понятия не явл. отображением предметов и явлений, а составляют субстанцию вещей. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Последователи: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Номинализм: общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Пьер Абеляр. Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами: бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.  

16. Философская проблема  свободы человека.

Свобода – одна из основ. фил. категорий, к-рая характеризует сущность чел., состоящую в его способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями и интересами, а не вследствие принуждения. Античная ф.: свобода – смысл и цель чел. сущ-я. Средневек. ф.: свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных догматов. Новое время: свобода – естественное состояние чел., путь к соц. равенству и справедливости. Немецкая классич. ф. (Кант): свобода – недоступная чувств. познанию сущность чел. Экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева: связь свободы с природной или соц.;  необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла; свобода - творчество, созидание. Свобода – фундамент. ценность для чел., но она должна иметь свои границы, к-рые связаны с интересами другого чел. 

17. Философия эпохи  Возрождения.

Характ. черты:

- движение к освобождению  от господства религии и церкви  во всех сферах обществ. жизни (секуляризация);

- возвращение к  античному культ. наследию;

- в центре внимания  – проблема чел. (антропоцентрическое  мышление);

- появление гуманизма  как идейного движения;

- возрастание интереса  к природе (развитие натурфилософии);

Гуманизм (человечность). Родоначальник – Франческо Петрарка. Содержанием подлинной ф. должны стать науки о человеке. Гуманисты (Лоренцо Вала, Пьетро Помпонацци) вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Гуманисты – в большинстве верующие, но выдвигали чел. на первый план.

Ренессанс и Реформация. Начало XVI в. - крупнейший кризис римско-католической церкви. (продажа индульгенций). Мартин Лютер – «95 тезисов против индульгенций». Начало Реформации - движения за обновление веры. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. Общее: неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. Но Реформация - протест против ренессансного возвеличивания человека: перед лицом бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись; вся жизнь человека должна быть покаянием, следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Формированию новой, предпринимательской этики, "дух капитализма", становление капиталистических отношений.

Натурфилософия:

- пантеизм: «природа  – это Бог, разлитый в вещах»;

- осознание бесконечности  природы, Вселенной;

- органический взгляд  на Вселенную: мир – живое  существо, наделенное душой;

- взаимосвязь «микрокосма» (чел.) и «макрокосма» (Вселенная);

- обращение к магии,  алхимии, астрологии;

Изменение образа мира и представлений о науке. Н. Коперник – гелиоцентрическая картина  мира. Г. Галилей – деистическая модель мира. Николай Кузанский: Бог  – абсолют, пребывающий в единстве с миром; признание движения Земли. Джордано Бруно – тезис о бесконечности Вселенной, в ней происходит непрерывное движение (естеств. хар-р); природа – Бог в вещах. Л. да Винчи: смысл научной деятельности – в ее практической пользе чел; искусство служит познанию реального мира. Основной признак эпохи Возрождения – ее светская, земная направленность. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"