Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
18. Диалектика понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
Человек – живое существо, к-рое имеет опред. потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя (Вернадский). Чел. имеет био-социально-духовную природу. Индивид – отдельно взятый представитель чел. рода с присущими ему неповторимыми индивид. качествами.
Индивидуальность – совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других.
Личность – наивысшая степень дух. развития чел., представляющая собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Чел. индивидом рождаются, личностью – становятся. Индивид и индивид-ть формир. преимущественно на основе биол. природы чел., а сущность личности – в дух. и соц. качествах. Личность раскрывается через практич. деятельность. 3 составляющие личности:
- физическая (телесная орг-я чел.) – самый устойчивый компонент, основан на телесных свойствах и самоощущениях;
- социальная (система соц. ролей чел. в разных группах): формир. в процессе общения людей;
- духовная (внутр. дух. состояния, отраж. устремленность личности к опред. идеалам, ценностям) – стержень структуры личности;
Основ. характ-ки личности:
самост-ть в принятии решений, ответственность
за их выполнение.
19. Характерные особенности философии Нового времени.
Главная черта времени - проблемы гносеологии; вопросы познания; поиск основного метода познания мира. Время зарождения и утверждения нового обществ. строя – буржуазного (новые ценности). Перед обществом - проблема разработки методов изучения природы. Два противоп. направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм: единств. источник познания – чувств. опыт, процесс познания начинается с ощущений. Представители: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Ф.Бэкон - создал индуктивный метод; "знание - сила". Только знание позволит человеку покорить природу. Различал 2 вида опытов: плодоносные (принесение непосредственной пользы чел.) и светоносные (ведут к познанию законов природы).
Рационализм: истина может быть выведена только из разума. Определяющая роль разума в деятельности людей. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Р. Декарт. Дуализм – сущ-е 2 независимых друг от друга субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление). Все в природе подчинено сугубо механич. законам.
Джордж Беркли: субъективный
идеализм. Ощущения – единств. реальность,
вещи – комбинации ощущений. «Существовать
– значит восприниматься чувствами».
20. Всеобщее, особенное, единичное как философские категории.
Единичное - определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. - диалектическая противоположность всеобщего. Е. всегда продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение е. во всеобщее и особенное, и обратно.
Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и всеобщего. Обычно о. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. При более глубоком рассмотрении о. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а, прежде всего, как объединяющее их начало в рамках целого. Категория о. - важный момент движения познания в глубь объекта.
Категория всеобщего
- есть отражение реально всеобщего, т.
е. объективного единства многообразных
явлений природы и общества, в сознании
чел. Объективно в. отражается в мышлении
в форме системы понятий, определений.
В. существует вне сознания не как простое
подобие, не как абстрактное тождество
явлений, а как живая конкретная связь
различных и противоположных друг другу
вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость,
включающая в свой состав случайность,
противоречие формы и содержания и т. д.
21. Философия эпохи Просвещения.
Характерные черты:
- возвышение роли разума по отношению к вере;
- борьба против религиозных предрассудков;
- выступление против
феодально-абсолютистского
- материалистическая философия;
- выступление за
свободу научного и
- представители «третьего сословия»: естествоиспытатели, философы и др.;
Невежество, религиозный
фанатизм – причины чел. бедствий.
Представители: Локк, Вольтер, Монтескье,
Руссо, Дидро и др. Вольтер - считал
необходимым существование бога для обеспечения
нравственности. Деизм – учение, к-рое
признает сущ-е бога как первоосновы мира,
но затем мир развивается по собств. законам.
Обращается к проблемам равенства (политическое,
т.е. равенство перед законом). Миром правят
мнения людей. Руссо - прямо заявлял
о радикальном изменении общества; призывал
к революции, к устранению неравенства
в меру уравнительного распределения.
Монтескье – анализировал различные
формы государства и правления. Средство
обеспечения законности – принцип разделения
властей.
22. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.
Чувств. познание – начальное. Возник. при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта. 3 формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отражение с помощью органов чувств отдельных свойств вещей. Восприятие – синтетич. комплекс ощущений, к-рый позволяет создать единый образ предмета, получить инфо об объекте в его целостности. Имеет избират. хар-р, зависит от потребностей и интересов субъекта. Представление – обобщенный образ объекта, воспринятого ранее. Может познавать объекты, к-рые не сущ. в реальности. Воссоздает объект в наглядно-образной форме.
Рациональное познание (мышление). Формы: понятие, суждение, умозаключение – дают возможность проследить закономерности в развитии природы и общества. Понятие – форма мысли, в к-рой обобщены внутр., существенные признаки предмета или процесса. В языке: слово, термин. Это исходная форма абстрактного мышления. Суждение – логическая форма мышления, в к-рой утверждается или отрицается что-либо относительно объекта познания. В языке: предложение. Суждения: единичные, особые и общие. Умозаключение – логический процесс, в ходе к-рого из нескольких суждений на основе закономерных связей выводится новое суждение. Умозаключения: индуктивные (процесс познания от единичного к общему) и дедуктивные (на основе знаний всей сущности предмета делаются выводы о его отдельных сторонах).
Интуиция – особая
форма скачка от незнания к знанию, переплетение
логического и психич. механизмов мышления
чел. Основ. черты: внезапность и неосознанность
процесса мышления. Это внутр. момент чувственного
и логического в познании.
23. Философия познания И.Канта.
Кант дал более обоснованную картину познания. Чел. разум может признать надежным лишь такое знание, к-рое он сам получил на понятных ему началах. В теории познания Кант:
- раскрыл взаимосвязь чувств. и рационального в процессе познания;
- концепция 3 ступеней познания: чувственность, рассудок и разум;
- отстаивал позиции агностицизма: чел. ощущения – лишь субъект. впечатления;
Субъект опред. объект
знания. 2 части объекта: вещь-в-себе (трансцендентная
сущность, вызывает ощущения; сущность,
к-рая скрыта от чел., невозможно понять)
и вещь-для-нас (воспринимаемые чел. вещи
и явления). 2 уровня познания в субъекте:
эмпирический и трансцендентный. Познание
наше начинается с того, что "вещи в
себе" воздействуют на органы внешних
чувств и вызывают в нас ощущения. Процесс
познания: импульс -> априорные формы/ощущения
-> рассудок/понятия -> разум/идея. Познание
- активный процесс, творческая деятельность.
Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем,
чтобы познавать. Полное познание невозможно
(рассудок пытается познать то, что находится
за пределами опыта).
24. Проблема истины в философии.
Истина – адекватное отражение объекта в сознании субъекта, к-рое воссоздает объект таким, каким он сущ. независимо от сознания субъекта. Истина: объективная, субъективная, абсолютная, относит. Истину нельзя понимать как готовое неизменное знание, это бесконечный процесс приближения к объекту, к-рый сам находится в развитии. Проблема сущ-я критерия истинности. Кант: единый критерий истины относительно содержания знания не может быть дан, он может быть найден лишь в отношении формы знания (следствия, выводимые из научных положений). Но: критерий истинности должен быть объективен.
Познание – процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы; это активный процесс. Практика – матер. чувственно-предметная целеполагающая деятельность чел.; основа всего чел. бытия. Кант: практич. разум (воля) имеет приоритет над теоретич. Это прагматическая концепция истины (греч. софистика). Сущ. в единстве с познанием:
- исходный пункт познания;
- движущая сила развития п. (ставит перед познанием опрел. цель и требует ее решения);
- основа п. (объединяет жизнь людей);
- критерий истинности познания (средство разделения истинных и ошибочных положений); абсолютность практики: дает возможность распознать истинность или неистинность наших знаний; относительность практики: ее историч. хар-р (может подтвердить истинность лишь главного содержания теорий);
- конечная цель п. (удовлетворение практич. потребностей);
Творчество – механизм
приспособления чел. к миру (объект. и субъект.,
внутр. мир); естественное и необходимое
дополнение рациональности. Творческий
хар-р носит само познание и практич. деятельность.
В основе творчества: обществ. потребности
и противоречия, возник. в научном познании
и практич. деятельности, разрешение к-рых
предполагает выход за пределы уровня
достигнутого знания.
25. Объективный идеализм и диалектическая логика философии Г. Гегеля.
Фил. система Гегеля – система объект. идеализма. В основе мира – ограниченно сущ. мышление (абсолютная идея, абсолют. дух или абсолют. разум). Абсолют. идея активна, деятельна, мыслит и познает себя. Деятельность абсолют. идеи - в мышлении, цель - в самопознании.
Противоречия – центр гегелевской ф. В противоп. проявлениях предмет сам от себя отличается, оставаясь единым, но разнообразным. Такое видение основ мира – диалектика:
- мир подвижен и изменчив вследствие борьбы противоп-тей;
- раскрыл содержание и значение противоп. сторон, создал учение о противоп-тях;
Три закона диалектики:
1. Перехода количества в качество.
2. Отрицание отрицания.
Развитие происходит по
3. Единства и борьбы
противоположностей.
26. Сущность и явление как философские категории.
Сущность и явление
- категории, отражающее всеобщие формы
предметного мира и его познание
человеком. Сущность - это внутреннее
содержание предмета, выражающееся в
единстве всех многообразных и противоречивых
форм его бытия; явление - то или иное
обнаружение (выражение) предмета, внешние
формы его существования. В мышлении
категории сущности и явления
выражают переход от многообразия наличных
форм предмета к его внутреннему
содержанию и единству - к понятию.
Постижение сущности предмета составляет
задачу науки. Сущность и явление - универсальные
объективные характеристики предметного
мира; в процессе познания они выступают
как ступени постижения объекта.
Категории сущности и явления
всегда неразрывно связаны: явление
представляет собой форму проявление
сущности, последняя раскрывается в явлении.
Однако единство с. и я. не означает их
совпадения, тождества. Явление богаче
сущности, ибо оно включает в себя не только
обнаружение внутреннего содержания,
существующих связей объекта, но и всевозможные
случайные отношения, особенные черты
последнего. Явления динамичны, изменчивы,
в то время как сущность образует нечто
сохраняющееся во всех изменениях. Но
будучи устойчивой по отношению к явлению,
сущность также изменяется.
27. Основатели иррационализма в немецкой философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Артур Шопенгауэр – основатель ф. жизни (волюнтаризм). Разум в жизни чел. играет незначит. роль, основ. жизненно важные процессы происходят без участия интеллекта. Единственное, что приводит в порядок хаотичный мир чел. – «мировая воля» (абсолют. начало). Воля - некая иррациональная сила, порыв к жизни. Ф. пессимизма: «все к худшему». *ф. буддизма: жизнь – вечная борьба и вечные страдания.
Фридрих Ницше:
1) Окружающий мир – «хаотический поток жизни»; жизнь – вечный принцип бытия. Основ. стимул всех действий чел. – сфера бессознат. жизненных влечений.