Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы на Философию.docx

— 87.12 Кб (Скачать)

18. Диалектика понятий  «человек», «личность», «индивидуальность».

Человек – живое существо, к-рое имеет опред. потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя (Вернадский). Чел. имеет био-социально-духовную природу. Индивид – отдельно взятый представитель чел. рода с присущими ему неповторимыми индивид. качествами.

Индивидуальность – совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других.

Личность – наивысшая степень дух. развития чел., представляющая собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Чел. индивидом рождаются, личностью – становятся. Индивид и индивид-ть формир. преимущественно на основе биол. природы чел., а сущность личности – в дух. и соц. качествах. Личность раскрывается через практич. деятельность. 3 составляющие личности:

- физическая (телесная орг-я чел.) – самый устойчивый компонент, основан на телесных свойствах и самоощущениях;

- социальная (система  соц. ролей чел. в разных  группах): формир. в процессе общения людей;

- духовная (внутр. дух. состояния, отраж. устремленность личности к опред. идеалам, ценностям) – стержень структуры личности;

Основ. характ-ки личности: самост-ть в принятии решений, ответственность за их выполнение. 
 

19. Характерные особенности  философии Нового  времени.

Главная черта времени - проблемы гносеологии; вопросы познания; поиск основного метода познания мира. Время зарождения и утверждения  нового обществ. строя – буржуазного (новые ценности). Перед обществом - проблема разработки методов изучения природы. Два противоп. направления: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм: единств. источник познания – чувств. опыт, процесс познания начинается с ощущений. Представители: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Ф.Бэкон - создал индуктивный метод; "знание - сила". Только знание позволит человеку покорить природу. Различал 2 вида опытов: плодоносные (принесение непосредственной пользы чел.) и светоносные (ведут к познанию законов природы).

Рационализм: истина может быть выведена только из разума. Определяющая роль разума в деятельности людей. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Р. Декарт. Дуализм – сущ-е 2 независимых друг от друга субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление). Все в природе подчинено сугубо механич. законам.

Джордж Беркли: субъективный идеализм. Ощущения – единств. реальность, вещи – комбинации ощущений. «Существовать – значит восприниматься чувствами». 

20. Всеобщее, особенное, единичное как философские категории.

Единичное - определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. -  диалектическая противоположность всеобщего. Е. всегда продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение е. во всеобщее и особенное, и обратно.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и всеобщего. Обычно о. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. При более глубоком рассмотрении о. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а, прежде всего, как объединяющее их начало в рамках целого. Категория о. - важный момент движения познания в глубь объекта.

Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании чел. Объективно в. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. В. существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д. 

21. Философия эпохи  Просвещения.

Характерные черты:

- возвышение роли  разума по отношению к вере;

- борьба против  религиозных предрассудков;

- выступление против  феодально-абсолютистского режима;

- материалистическая  философия;

- выступление за  свободу научного и философского  мышления;

- представители «третьего  сословия»: естествоиспытатели, философы  и др.;

Невежество, религиозный  фанатизм – причины чел. бедствий. Представители: Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и др. Вольтер - считал необходимым существование бога для обеспечения нравственности. Деизм – учение, к-рое признает сущ-е бога как первоосновы мира, но затем мир развивается по собств. законам. Обращается к проблемам равенства (политическое, т.е. равенство перед законом). Миром правят мнения людей. Руссо - прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к устранению неравенства в меру уравнительного распределения. Монтескье – анализировал различные формы государства и правления. Средство обеспечения законности – принцип разделения властей. 

22. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.

Чувств. познание – начальное. Возник. при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта. 3 формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отражение с помощью органов чувств отдельных свойств вещей. Восприятие – синтетич. комплекс ощущений, к-рый позволяет создать единый образ предмета, получить инфо об объекте в его целостности. Имеет избират. хар-р, зависит от потребностей и интересов субъекта. Представление – обобщенный образ объекта, воспринятого ранее. Может познавать объекты, к-рые не сущ. в реальности. Воссоздает объект в наглядно-образной форме.

Рациональное  познание (мышление). Формы: понятие, суждение, умозаключение – дают возможность проследить закономерности в развитии природы и общества. Понятие – форма мысли, в к-рой обобщены внутр., существенные признаки предмета или процесса. В языке: слово, термин. Это исходная форма абстрактного мышления. Суждение – логическая форма мышления, в к-рой утверждается или отрицается что-либо относительно объекта познания. В языке: предложение. Суждения: единичные, особые и общие. Умозаключение – логический процесс, в ходе к-рого из нескольких суждений на основе закономерных связей выводится новое суждение. Умозаключения: индуктивные (процесс познания от единичного к общему) и дедуктивные (на основе знаний всей сущности предмета делаются выводы о его отдельных сторонах).

Интуиция – особая форма скачка от незнания к знанию, переплетение логического и психич. механизмов мышления чел. Основ. черты: внезапность и неосознанность процесса мышления. Это внутр. момент чувственного и логического в познании.  

23. Философия познания  И.Канта.

Кант дал более  обоснованную картину познания. Чел. разум может признать надежным лишь такое знание, к-рое он сам получил на понятных ему началах. В теории познания Кант:

- раскрыл взаимосвязь  чувств. и рационального в процессе познания;

- концепция 3 ступеней  познания: чувственность, рассудок  и разум;

- отстаивал позиции  агностицизма: чел. ощущения –  лишь субъект. впечатления;

Субъект опред. объект знания. 2 части объекта: вещь-в-себе (трансцендентная сущность, вызывает ощущения; сущность, к-рая скрыта от чел., невозможно понять) и вещь-для-нас (воспринимаемые чел. вещи и явления). 2 уровня познания в субъекте: эмпирический и трансцендентный. Познание наше начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Процесс познания: импульс -> априорные формы/ощущения -> рассудок/понятия -> разум/идея. Познание - активный процесс, творческая деятельность. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать. Полное познание невозможно (рассудок пытается познать то, что находится за пределами опыта). 

24. Проблема истины  в философии.

Истина – адекватное отражение объекта в сознании субъекта, к-рое воссоздает объект таким, каким он сущ. независимо от сознания субъекта. Истина: объективная, субъективная, абсолютная, относит. Истину нельзя понимать как готовое неизменное знание, это бесконечный процесс приближения к объекту, к-рый сам находится в развитии. Проблема сущ-я критерия истинности. Кант: единый критерий истины относительно содержания знания не может быть дан, он может быть найден лишь в отношении формы знания (следствия, выводимые из научных положений). Но: критерий истинности должен быть объективен.

Познание – процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы; это активный процесс. Практика – матер. чувственно-предметная целеполагающая деятельность чел.; основа всего чел. бытия. Кант: практич. разум (воля) имеет приоритет над теоретич. Это прагматическая концепция истины (греч. софистика). Сущ. в единстве с познанием:

- исходный пункт  познания;

- движущая сила  развития п. (ставит перед познанием  опрел. цель и требует ее решения);

- основа п. (объединяет  жизнь людей);

- критерий истинности  познания (средство разделения истинных  и ошибочных положений); абсолютность  практики: дает возможность распознать  истинность или неистинность  наших знаний; относительность практики: ее историч. хар-р (может подтвердить истинность лишь главного содержания теорий);

- конечная цель  п. (удовлетворение практич. потребностей);

Творчество – механизм приспособления чел. к миру (объект. и субъект., внутр. мир); естественное и необходимое дополнение рациональности. Творческий хар-р носит само познание и практич. деятельность. В основе творчества: обществ. потребности и противоречия, возник. в научном познании и практич. деятельности, разрешение к-рых предполагает выход за пределы уровня достигнутого знания.   

25. Объективный идеализм  и диалектическая  логика философии  Г. Гегеля.

Фил. система Гегеля – система объект. идеализма. В основе мира – ограниченно сущ. мышление (абсолютная идея, абсолют. дух или абсолют. разум). Абсолют. идея активна, деятельна, мыслит и познает себя. Деятельность абсолют. идеи - в мышлении, цель - в самопознании.

Противоречия –  центр гегелевской ф. В противоп. проявлениях предмет сам от себя отличается, оставаясь единым, но разнообразным. Такое видение основ мира – диалектика:

- мир подвижен  и изменчив вследствие борьбы  противоп-тей;

- раскрыл содержание  и значение противоп. сторон, создал  учение о противоп-тях;

Три закона диалектики:

1. Перехода количества  в качество.

2. Отрицание отрицания.  Развитие происходит по спирали. 

3. Единства и борьбы  противоположностей.  

26. Сущность и явление  как философские  категории.

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы  предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в  единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние  формы его существования. В мышлении категории сущности и явления  выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему  содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Сущность и явление - универсальные  объективные характеристики предметного  мира; в процессе познания они выступают  как ступени постижения объекта. Категории сущности и явления  всегда неразрывно связаны: явление  представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство с. и я. не означает их совпадения, тождества. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. 

27. Основатели иррационализма  в немецкой философии  (А. Шопенгауэр, Ф.  Ницше).

Артур Шопенгауэр – основатель ф. жизни (волюнтаризм). Разум в жизни чел. играет незначит. роль, основ. жизненно важные процессы происходят без участия интеллекта. Единственное, что приводит в порядок хаотичный мир чел. – «мировая воля» (абсолют. начало). Воля - некая иррациональная сила, порыв к жизни. Ф. пессимизма: «все к худшему». *ф. буддизма: жизнь – вечная борьба и вечные страдания.

Фридрих Ницше:

1) Окружающий мир  – «хаотический поток жизни»; жизнь – вечный принцип бытия.  Основ. стимул всех действий чел. – сфера бессознат. жизненных влечений.

  1. Концепция «воли к власти». Основ. закон мироздания – воля к влиянию и господству. Воля к власти – душа мира, мир – арена борьба за власть. Стремление к власти – неизменная внутр. сущность чел.
  2. Высший тип чел. – сверхчеловек (супермен), к-рый освободился от слабых сторон своей природы. Реакция на догматич. христ-во: уничтожило лучшее в чел. (культивировало в людях слабость, порождало чувство страха). Чел. – существо сильное, властное (немецкий фашизм).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"