Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы на Философию.docx

— 87.12 Кб (Скачать)

Искусство - специфическая форма обществ. сознания и чел. деятельности, отражение действит-ти в худож. образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство многое сближает с ф. Фундамент. фил. идеи зачастую высказываются в худож. форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.). Однако несмотря на всю близость, между ф. и искусством все же есть различия. Язык ф. – язык фил. категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение –черты подлинного искусства. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, полет фантазии. Ф. искусства - отрасль ф., к-рая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. 2 основ. области: 1) объяснение видов искусства и методов худож. изображения и действия; 2) изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.

Эстетика – ф. искусства, философско-теоретическое постижение, истолкование художественного. Эстетика мыслителя или направления – 2 смысла: 'широкий' и 'узкий'. Так э. Платона в широком смысле - весь платоновский космос, вся явленность мира в платоновской философии; в узком смысле - отношение Платона к искусству, истолкование его роли и места в 'идеальном государстве' и т. д. Первостепенно важным явл. понимание искусства как одного из двух, наряду с ф., главных путей человека к истине. Средневековье: божественность эстетического, его принадлежность к двум мирам. Новое время: романтики продемонстрировали верховенство художественного, его особое положение среди способов постижения мира. Гегель: пытается понять художественное с точки зрения метафизики, верит в возможность универсального языка, внутри к-рого могут быть описаны все культ. феномены. Русские символисты: представление о художественном как внутр. пласте реальности, потаенном, несказанном.  

39. Философия марксизма  и ее судьба  в ХХ веке.

Предпосылки возникновения марксисткой  ф.:

- промышленная революция  в Европе;

- появление пролетариата;

- идеи немецкой  классической ф.;

- открытия в области  естественных наук;

Ф. марксизма основана на диалектическом материализме. Открыли диалектику вещей. Проблема чел.: чел. – частица природы, активное, сознат. существо, к-рое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе; чел. – соц. феномен. Проблема практики (целенапр. деятельность чел.); практика – критерий истины; высший уровень практики – революц. изменение обществ. отношений. Мышление – результат практики.

На каждом этапе  обществ. развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в независящие от их воли производственные отношения. Производит. силы + производ. отношения = способ производства -> тип общественно-экономич. формации. Производ. отношения исчерпывают себя => революция.

Бытие определяет сознание (свойство материи отражать себя). Материя  находится в постоянном движении и развитии. Атеизм: Бога нет (плод фантазии). Развитие  происходит по  законам  диалектики  -  единства  и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Ф. - "руководство к действию" (революционное преобразование общества).

Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых  антагонизмов. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма. 

40. Осмысление духовно-нравственных  проблем в философии.  Этика в системе  философского знания.

Этика - одна из древнейших теоретич. дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль (Аристотель). Э. возникает в период становления рабовладельческого строя, выделяясь из стихийно-обыденного морального сознания общества как одна из основ. составных частей ф., как «практическая» наука о том, как должно поступать. В дальнейшем в самой э. происходит разделение на теоретич. и практич. области, фил. и нормативную этику. Традиционное противоп-е теории и практики в истории э. создавало опред. трудности в решении ее основ. проблемы - об источнике и основании моральных идей. Обычно мораль выводили из некоего внеисторич. начала - бога, природы человека или законов космоса (натурализм, теологическая э.), априорного принципа или саморазвивающейся абсолют. идеи (Кант и Гегель). Кризис этих традиционных способов выведения морали в 20 в. нашел выражение в тезисе современной буржуазной э. о невозможности теоретич. обоснования моральных идей, а также в ее расколе на 2 противоп. направления (иррационализм и формализм). Марксизм позволяет научно вывести моральные идеи из исторически развивающихся способов производства, закономерно сменяющих друг друга укладов обществ. жизни, прогресса матер. и дух. культуры общества, выяснить природу морали и ее место в соц. жизни, специфику отражения соц. бытия в моральном сознании. Моральные принципы устанавливаются не отдельными философами - сторонниками того или иного направления, а вырабатываются в процессе соц. практики, отражая опыт многих поколений. В вопросе о природе морали, ее истинности или обоснованности преобладает сегодня релятивизм: моральные нормы зависят от конкретных обстоятельств времени и места, представления о добре и зле различны в разных культурах, мораль, как и все мире, претерпевает опред. изменения.  

41. Экзистенциализм  о сущности человека.

Сер. XIX в. – Сёрен Кьеркегор. Предмет рассмотрения – не объективная реальность, а внутренний мир чел. Центр. проблемы:

- проблема сущ-я чел. (экзистенция указывает на возможности, к-рые таятся в чел.);

- проблема бытия  чел. и бытия мира: чел. создает  мир таким, каким желает его  видеть, создает свою эмоц. картину мира;

- проблема свободы  чел.: э. – ф. свободы, свобода  – выбор чел. самого себя (т.е.  свобода выбора); задача чел. –  не в том, чтобы изменить  мир, а в том, чтобы изменить  свое отношение к нему;

Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и др. 

42. Наука и философия:  единство и различие. Современные проблемы  философии науки.

Ясперс. Наука явл. одной из форм постижения бытия, но выраж. собой лишь огранич., по сравнению с ф., знание, т.к. не касается бытия в целом. Наука - лишь одно из средств упорядочивания  мира с позиции «опредмечивания сущего». Науки описывают локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением его в целом. В науке в качестве высшей выступает познават. ценность, в ф. установка на обязательное достижение истины отступает на второй план. В ф. более важной выступает цель личной удостоверенности в проблеме. Наука всегда направлена на предмет. Ф. на  протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя соотношение ф. и науки с течением времени менялось. Начальный этап: ф. – единств. наука, включ. всю совокупность знаний. В дальнейшем развертывается процесс специализации и  дифференциации научных знаний и их отмежевания от ф. (нач. в XV-ХVI  вв., предел - ХVII-ХVIII вв.) Конкретно-научное знание носило  преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретич. обобщения делала ф. ХIХ в.: наука частично перенимает у ф. теоретич.  обобщение своих результатов. Научное фил.  мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения фил. материализма. Ф. и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс ф. Ф. и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. Ф. выступает как мыслительный инструмент,  она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития фил. мысли. Научная ф. обязана стоять на точке зрения непредвзятого исследования.  Особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий - человек и природа,  природа и  общество, общество и личность, решение собственно чел., гуманитар. проблем в связи с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем.   

43. Философские идеи  русского космизма (Н.  Федоров, К. Циолковский,  В. Вернадский).

Космизм – совокупность течений фил. и религиозной мысли, изучающих проблему космич. всеединства всего живого, волю к познанию внеземных пространств.

Николай Фёдорович Федоров - родоначальник русского космизма. В основе концепции - поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Главное зло для чел. - в смерти, порабощенности его слепой силой природы. Идея регуляции природы силами науки и техники. Константин Эдуардович Циолковский. Пытался решить ряд фил. проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего. Ф. - общая наука, наука наук. Признает наличие во вселенной вечных элементов материи - атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Космос - живое существо, а чел. - союз атомов, блуждающих во вселенной.

Владимир  Иванович Вернадский. Биосфера - целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Живое вещество вечно, изначально присутствует в космосе и повсеместно в нём распространено. 3 пласта реальности: космич. просторы, атомные явления, жизнь чел., природные явления ноосферы и нашей планеты, взятых как целое.  

44. Философия о проблеме  смысла жизни.

Чел. – единств. существо, осознающее свою смертность. С этим связан вопрос о содержании и смысле жизни. Смысл жизни – объяснение себе и другим, для чего ты живешь. Смысл жизни для каждого чел. уникален и неповторим. Чел. должен следовать своему призванию, в к-ром жизнь обретает смысл. Типы обоснования смысла жизни:

- гедонизм: цель жизни  – наслаждение;

- аскетизм: крайнее  ограничение потребностей чел., отказ  от жизненных благ с целью  самосовершенствования;

- корпоративизм:  принадлежность к ограниченному  сообществу, для к-рого главное – личные интересы;

- прагматизм: стремление  чел. к выгоде, благу;

- гуманизм: утверждение  достоинства и разума чел., его  права на земное счастье;

С точки зрения веры в осущ-е смысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм. Варианты разрешения смысла жизни в истории чел. культуры:

1) смысл жизни  исконно сущ. в глубинах самой  жизни (религиозное толкование);

2) смысл жизни  находится за пределами жизни  («жизнь ради других людей»);

3) смысл жизни  создается самим субъектом («жизнь  ради жизни»);  

45. Позитивизм как философское направление ХХ-ХХI века.

Позитивизм - наиболее распространенное течение западной ф. XIX-XX вв. Основатель -  О.Конт. Изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания. Ф. должна опираться только на достоверное научное знание, исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность. Ф. О.Конта, Д.Миля, Г.Спенсера - первая историч. формой п. Вторая историч. форма п. – кон.  19 - нач. 20 вв. Создатели - Э.Мах и Р.Авенариус. П. не является философией материализма или идеализма, а представляет собой ф. реализма; любое положительное научное знание само по себе знание философское. Основная  идея махизма: в основе философии должен лежать критический опыт. Неопозитивизм - третья историч. форма п. Прародители - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Главная идея - изучение и анализ языка науки, он - главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир. Четвертая волна п. - «постпозитивизм». Главные представители - К.Поппер, Т.Кун. Поппер - концепция критического рационализма. Наука развивается не строго  линейно,  а скачкообразно,  общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания.  

46. Основная проблематика  философии образования.

Современная система  образования в своих основ. чертах  сложилась  под влиянием  опред.  фил. идей. Ф.  с самого  начала  своего  возникновения и до  наших дней стремилась не только  осмыслить сущ-е системы образования,  но  и сформулировать новые ценности и пределы образования.  Платон, Аристотель, Августин: осознание  культурно-исторической  ценности   образования. Эпоха Просвещения.  Немецкая ф. 19 в. (Кант, Гегель): идея гуманистич. образования личности и ее  самосознания. 20  в. (К. Ясперс): золотой фонд ф. образования. Хотя  проблемы  образования всегда  занимали  важное место в фил.  концепциях,  но  выделение  ф.  образования  в качестве особого исследовательского направления началось лишь в  40-х  годах 20 века. Колумбийский университет (США) - общество, цели: исследование фил.  проблем образования,  налаживание  сотрудничества между философами и теоретиками  педагогики,  подготовка  учебных  курсов  по ф.  образования. Ф. образования занимает важное  место  в  преподавании  ф.  во всех западноевропейских странах. Однако  до сих пор сущ. сложности в выяснении статуса ф.  образования,  ее взаимоотношении с общей ф., с  одной  стороны,  и  с  пед. теорией и практикой - с другой. Представители разных  философских направлений,  конечно,   по-разному трактуют содержание и задачи ф. образования. Проблемы: неактуальность классич. системы образования (нужен новый комплекс пед. и фил. идей), связь образования с окр. действительностью, проблема выбора. Влияние системы образования и ф. всегда было взаимным. Система образования всегда  предполагает  определенное  влияние науки.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"