Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Искусство - специфическая форма обществ. сознания и чел. деятельности, отражение действит-ти в худож. образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство многое сближает с ф. Фундамент. фил. идеи зачастую высказываются в худож. форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.). Однако несмотря на всю близость, между ф. и искусством все же есть различия. Язык ф. – язык фил. категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение –черты подлинного искусства. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, полет фантазии. Ф. искусства - отрасль ф., к-рая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. 2 основ. области: 1) объяснение видов искусства и методов худож. изображения и действия; 2) изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.
Эстетика – ф. искусства,
философско-теоретическое постижение,
истолкование художественного. Эстетика
мыслителя или направления – 2 смысла:
'широкий' и 'узкий'. Так э. Платона в широком
смысле - весь платоновский космос, вся
явленность мира в платоновской философии;
в узком смысле - отношение Платона к искусству,
истолкование его роли и места в 'идеальном
государстве' и т. д. Первостепенно важным
явл. понимание искусства как одного из
двух, наряду с ф., главных путей человека
к истине. Средневековье: божественность
эстетического, его принадлежность к двум
мирам. Новое время: романтики продемонстрировали
верховенство художественного, его особое
положение среди способов постижения
мира. Гегель: пытается понять художественное
с точки зрения метафизики, верит в возможность
универсального языка, внутри к-рого могут
быть описаны все культ. феномены. Русские
символисты: представление о художественном
как внутр. пласте реальности, потаенном,
несказанном.
39. Философия марксизма и ее судьба в ХХ веке.
Предпосылки возникновения марксисткой ф.:
- промышленная революция в Европе;
- появление пролетариата;
- идеи немецкой классической ф.;
- открытия в области естественных наук;
Ф. марксизма основана на диалектическом материализме. Открыли диалектику вещей. Проблема чел.: чел. – частица природы, активное, сознат. существо, к-рое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе; чел. – соц. феномен. Проблема практики (целенапр. деятельность чел.); практика – критерий истины; высший уровень практики – революц. изменение обществ. отношений. Мышление – результат практики.
На каждом этапе обществ. развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в независящие от их воли производственные отношения. Производит. силы + производ. отношения = способ производства -> тип общественно-экономич. формации. Производ. отношения исчерпывают себя => революция.
Бытие определяет сознание (свойство материи отражать себя). Материя находится в постоянном движении и развитии. Атеизм: Бога нет (плод фантазии). Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Ф. - "руководство к действию" (революционное преобразование общества).
Революция должна была
ознаменовать начало новой истории,
которая не будет знать классовых
антагонизмов. Марксистский гуманизм
пришел в противоречие с реальной
попыткой построения социализма и коммунизма
и способствовал развитию тоталитаризма.
40.
Осмысление духовно-
Этика - одна из древнейших
теоретич. дисциплин, объектом изучения
к-рой является мораль (Аристотель). Э.
возникает в период становления рабовладельческого
строя, выделяясь из стихийно-обыденного
морального сознания общества как одна
из основ. составных частей ф., как «практическая»
наука о том, как должно поступать. В дальнейшем
в самой э. происходит разделение на теоретич.
и практич. области, фил. и нормативную
этику. Традиционное противоп-е теории
и практики в истории э. создавало опред.
трудности в решении ее основ. проблемы
- об источнике и основании моральных идей.
Обычно мораль выводили из некоего внеисторич.
начала - бога, природы человека или законов
космоса (натурализм, теологическая э.),
априорного принципа или саморазвивающейся
абсолют. идеи (Кант и Гегель). Кризис этих
традиционных способов выведения морали
в 20 в. нашел выражение в тезисе современной
буржуазной э. о невозможности теоретич.
обоснования моральных идей, а также в
ее расколе на 2 противоп. направления
(иррационализм и формализм). Марксизм
позволяет научно вывести моральные идеи
из исторически развивающихся способов
производства, закономерно сменяющих
друг друга укладов обществ. жизни, прогресса
матер. и дух. культуры общества, выяснить
природу морали и ее место в соц. жизни,
специфику отражения соц. бытия в моральном
сознании. Моральные принципы устанавливаются
не отдельными философами - сторонниками
того или иного направления, а вырабатываются
в процессе соц. практики, отражая опыт
многих поколений. В вопросе
о природе морали, ее истинности или обоснованности преобладает сегодня релятивизм: моральные нормы зависят
от конкретных обстоятельств времени
и места, представления о добре и зле различны
в разных культурах, мораль, как и все мире,
претерпевает опред. изменения.
41. Экзистенциализм о сущности человека.
Сер. XIX в. – Сёрен Кьеркегор. Предмет рассмотрения – не объективная реальность, а внутренний мир чел. Центр. проблемы:
- проблема сущ-я чел. (экзистенция указывает на возможности, к-рые таятся в чел.);
- проблема бытия чел. и бытия мира: чел. создает мир таким, каким желает его видеть, создает свою эмоц. картину мира;
- проблема свободы чел.: э. – ф. свободы, свобода – выбор чел. самого себя (т.е. свобода выбора); задача чел. – не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему;
Представители: Мартин
Хайдеггер, Карл Ясперс и др.
42. Наука и философия: единство и различие. Современные проблемы философии науки.
Ясперс. Наука явл.
одной из форм постижения бытия, но выраж.
собой лишь огранич., по сравнению с ф.,
знание, т.к. не касается бытия в целом.
Наука - лишь одно из средств упорядочивания
мира с позиции «опредмечивания сущего».
Науки описывают локальные картины мира
по сравнению с общефилософским представлением
его в целом. В науке в качестве высшей
выступает познават. ценность, в ф. установка
на обязательное достижение истины отступает
на второй план. В ф. более важной выступает
цель личной удостоверенности в проблеме.
Наука всегда направлена на предмет. Ф.
на протяжении всего своего развития была
связана с наукой, хотя соотношение ф.
и науки с течением времени менялось. Начальный
этап: ф. – единств. наука, включ. всю совокупность
знаний. В дальнейшем развертывается процесс
специализации и дифференциации научных
знаний и их отмежевания от ф. (нач. в XV-ХVI
вв., предел - ХVII-ХVIII вв.) Конкретно-научное
знание носило преимущественно эмпирический,
опытный характер, а теоретич. обобщения
делала ф. ХIХ в.: наука частично перенимает
у ф. теоретич. обобщение своих результатов.
Научное фил. мировоззрение в большей
мере формирует и представляет учения
фил. материализма. Ф. и наука тесно взаимосвязаны.
С развитием науки, как правило, происходит
прогресс ф. Ф. и наука рождаются в рамках
конкретных типов культуры, взаимно влияют
друг на друга, решая при этом каждая свои
задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
Ф. выступает как мыслительный инструмент,
она вырабатывает принципы, категории,
методы познания, которые активно применяются
в конкретных науках. Сегодня необходим
свободный обмен мыслями, мнениями как
условие нормального развития фил. мысли.
Научная ф. обязана стоять на точке зрения
непредвзятого исследования. Особое значение
приобретают исследования всемирно-исторических
противоречий - человек и природа, природа
и общество, общество и личность, решение
собственно чел., гуманитар. проблем в
связи с проблемами судеб цивилизации,
с разрешением целого комплекса глобальных
проблем.
43. Философские идеи русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).
Космизм – совокупность течений фил. и религиозной мысли, изучающих проблему космич. всеединства всего живого, волю к познанию внеземных пространств.
Николай Фёдорович Федоров - родоначальник русского космизма. В основе концепции - поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Главное зло для чел. - в смерти, порабощенности его слепой силой природы. Идея регуляции природы силами науки и техники. Константин Эдуардович Циолковский. Пытался решить ряд фил. проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего. Ф. - общая наука, наука наук. Признает наличие во вселенной вечных элементов материи - атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Космос - живое существо, а чел. - союз атомов, блуждающих во вселенной.
Владимир
Иванович Вернадский. Биосфера - целостная
биогеохимическая оболочка нашей планеты,
развивающаяся по своим внутренним законам.
Живое вещество вечно, изначально присутствует
в космосе и повсеместно в нём распространено.
3 пласта реальности: космич. просторы,
атомные явления, жизнь чел., природные
явления ноосферы и нашей планеты, взятых
как целое.
44. Философия о проблеме смысла жизни.
Чел. – единств. существо, осознающее свою смертность. С этим связан вопрос о содержании и смысле жизни. Смысл жизни – объяснение себе и другим, для чего ты живешь. Смысл жизни для каждого чел. уникален и неповторим. Чел. должен следовать своему призванию, в к-ром жизнь обретает смысл. Типы обоснования смысла жизни:
- гедонизм: цель жизни – наслаждение;
- аскетизм: крайнее ограничение потребностей чел., отказ от жизненных благ с целью самосовершенствования;
- корпоративизм:
принадлежность к
- прагматизм: стремление чел. к выгоде, благу;
- гуманизм: утверждение достоинства и разума чел., его права на земное счастье;
С точки зрения веры в осущ-е смысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм. Варианты разрешения смысла жизни в истории чел. культуры:
1) смысл жизни
исконно сущ. в глубинах самой
жизни (религиозное толкование)
2) смысл жизни находится за пределами жизни («жизнь ради других людей»);
3) смысл жизни
создается самим субъектом («
45. Позитивизм как философское направление ХХ-ХХI века.
Позитивизм - наиболее
распространенное течение западной ф.
XIX-XX вв. Основатель - О.Конт. Изучает
способы и методы достижения положительного,
позитивного знания. Ф. должна опираться
только на достоверное научное знание,
исследовать лишь факты, а не их внутреннюю
сущность. Ф. О.Конта, Д.Миля, Г.Спенсера
- первая историч. формой п. Вторая историч.
форма п. – кон. 19 - нач. 20 вв. Создатели
- Э.Мах и Р.Авенариус. П. не является философией
материализма или идеализма, а представляет
собой ф. реализма; любое положительное
научное знание само по себе знание философское.
Основная идея махизма: в основе
философии должен лежать критический
опыт. Неопозитивизм - третья историч.
форма п. Прародители - М.Шлик, Р.Карнап,
О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Главная идея
- изучение и анализ языка науки, он - главное
средство, через которое человек позитивно,
достоверно и научно воспринимает мир.
Четвертая волна п. - «постпозитивизм».
Главные представители - К.Поппер, Т.Кун.
Поппер - концепция критического рационализма.
Наука развивается не строго линейно,
а скачкообразно, общая ее тенденция
- это рост и совершенствование научного
знания.
46. Основная проблематика философии образования.
Современная система образования в своих основ. чертах сложилась под влиянием опред. фил. идей. Ф. с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить сущ-е системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. Платон, Аристотель, Августин: осознание культурно-исторической ценности образования. Эпоха Просвещения. Немецкая ф. 19 в. (Кант, Гегель): идея гуманистич. образования личности и ее самосознания. 20 в. (К. Ясперс): золотой фонд ф. образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в фил. концепциях, но выделение ф. образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века. Колумбийский университет (США) - общество, цели: исследование фил. проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по ф. образования. Ф. образования занимает важное место в преподавании ф. во всех западноевропейских странах. Однако до сих пор сущ. сложности в выяснении статуса ф. образования, ее взаимоотношении с общей ф., с одной стороны, и с пед. теорией и практикой - с другой. Представители разных философских направлений, конечно, по-разному трактуют содержание и задачи ф. образования. Проблемы: неактуальность классич. системы образования (нужен новый комплекс пед. и фил. идей), связь образования с окр. действительностью, проблема выбора. Влияние системы образования и ф. всегда было взаимным. Система образования всегда предполагает определенное влияние науки.