Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Ф. образования,
интегрируя и конкретизируя
теоретико-методологический аппарат
общей ф. и используя знания,
накопленные спец. науками,
вырабатывает отношение
к пед. действительности,
ее проблемам и
противоречиям, наделяя
эту действительность определенными смыслами
и выдвигая возможные концептуальные
варианты ее преобразования.
47. Философия о глобальных проблемах современности.
Ф. имеет свой аспект в этой области:
- разрабатывает методологию и мировоззренческие аспекты проблем;
- исследует научные и соц. пути их решения;
- концентрирует внимание
на их гуманистических
Особенности глобальных проблем:
- планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира;
- угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;
- нуждаются в неотложных и эффективных решениях;
- требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов;
Основные
глобальные проблемы: предотвращение
ядерной войны, экологическая, сырьевая,
энергетическая, демографическая, преодоление
опасных болезней, мирное освоение космоса,
преодоление экономического отставания
развивающихся стран, статус чел. в современном
мире и его будущее.
48. Законы и принципы диалектики.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; это процесс развития чего-либо во всем его многообразии и противоречивости.
Принципы:
- конкретность истины (связана опред. условиями, высшая степень конкретности – во всестороннем познании объекта);
- единство логического и исторического, абстрактного и конкретного;
Законы – логическое выражение объективной диалектики мира и его познания.
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон перехода колич. изменений в кач.;
- закон отрицания
отрицания;
49. Структура философского знания.
Ядро ф. – метафизика
– учение о первоосновах сущего («теоретич.
ф.»). 3 части: онтология, гносеология и
аксиология (всеобщая теория ценностей).
Онтология - учение о бытии. Элейская
школа (Парменид). Проблемы бытия и мышления;
бытия и небытия (ничто); бытия и становления;
бытия и сущности; качества и количества;
возможности и действительности; движения
и развития; пространства и времени; материального
и идеального и др. Гносеология - теория
познания. Чтобы познать бытие, надо знать,
что такое знание вообще и знание о бытии
в частности. Возможно ли познание бытия?
Каковы вообще возможности познания, есть
ли предел и границы познания? Что есть
истина и каковы ее критерии? Какие виды
познания существуют? Как оценить роль
научного познания? Эти и многие другие
вопросы составляют предмет гносеологии.
Гносеологическая проблематика вышла
на первый план в Новое время, когда в связи
с промышленной революцией стала бурно
развиваться наука и остро встал вопрос
о достоверности знания и критериев его
истинности. Этика
(ф. морали) оформилась в самост фил. дисциплину
еще в античности. Термин "этика"
ввел Аристотель. Занимается нормотворчеством
и предписывает определенные правила
поведения на основе сформулированных
ею общественных и личных идеалов благодаря
теоретич. обоснованию моральных понятий:
добра и зла, долга и совести, чести и достоинства.
Эстетика исследует феномен красоты
(прекрасного) и ее преломление в художественном
творчестве. Соц. ф.
и ф. истории: проблемы взаимоотношения
общества и государства, свободы личности
и ее политико-правовых гарантий. Цели,
направленность историч. процесса и его
движущие силы – основ. проблемы ф. истории.
Ф. религии – фил. дисциплина, исследующая
религиозную проблематику или религию
как социокультурный феномен. В средние
века ф. и богословие практически неотделимы
друг от друга. Ф. права стала приобретать
самостоятельное значение в Новое время,
хотя впервые ее проблематика: соотношение
права и справедливости, права и силы,
права и закона, права и государства - поднималась
еще античными мыслителями. В XIX веке в
качестве самостоятельной фил. дисциплины
выделилась философия культуры, а в XX столетии
- философская антропология, философия
техники. Философское знание, как и все
в мире, развивается.
50. Философия культуры.
Культура – специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры – Др. Китай, Индия. К. – целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. – воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. – соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. – форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры:
- натуралистическая:
культура – чел. продолжение
природы; благодаря культуре
- классическая (19 в.):
чел. как субъект культуры
- неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.
К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя.